УДК 004.021

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МАТЕМАТИКА-ПРОГРАММИСТА

Маркова Янина Сергеевна1, Угаров Андрей Сергеевич1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, студент факультета математики, физики и информатики

Аннотация
Проведен сравнительный анализ стандартов высшего профессионального образования и высшего образования по направлению подготовки "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем". Особое внимание уделено профессиональным компетенциям математика-программиста.

Ключевые слова: математика


PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE MATHEMATICS-PROGRAMMER

Markova Yanina1, Ugarov Andrej1
1Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, student of mathematics, physics and computer science

Abstract
A comparative analysis of the standards of higher professional education and higher education in the field of study "Mathematic software and administration of information systems." Particular attention is paid to professional competences mathematician-programmers.

Библиографическая ссылка на статью:
Маркова Я.С., Угаров А.С. Профессиональные компетенции математика-программиста // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5862 (дата обращения: 03.06.2017).

Современная система высшего образования в России переживает период реформаций: на смену традиционной форме российского высшего образования – специалитету – пришла система, включающая в себя получение квалификации бакалавра. Степень бакалавра дает право на продолжение обучения в магистратуре с получением степени магистра, которая в свою очередь дает право на поступление в аспирантуру.

Реформам подвергаются и образовательные стандарты, лежащие в основе учебных планов, по которым ведется образовательный процесс в высших учебных заведениях. В 2016  году осуществляется переход от Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования. В связи с этим были существенно изменены учебные планы, что послужило отправной точкой попытки решения вопроса: как сильно отличаются данные стандарты и насколько разнятся профессиональные компетенции, которыми овладевают в процессе обучения студенты, обучающиеся по направлению «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»? Для ответа на данный вопрос был проведен сравнительный анализ двух стандартов высшего образования, результаты которого  представлены ниже.

Первое весьма существенное различие заключается в области профессиональной деятельности выпускника. Согласно стандарту высшего образования (ВО), область профессиональной деятельности математика-программиста, имеющего степень бакалавра, включает в себя разработку, реализацию и эксплуатацию программного обеспечения различного назначения. Однако, стандарт высшего профессионального образования (ВПО) существенно расширял область деятельности выпускника, добавляя в нее педагогическую деятельность в средней школе или колледже при условии освоения соответствующей дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля. Однако освоение дополнительной образовательной программы в любом случае расширяет сферу профессиональной деятельности, поэтому в данном вопросе стандарт ВО ушел от дублирования данного положения, очертив область профессиональной деятельности выпускника без всяких дополнительных условий.

Следующее различие проистекает из выделения в стандарте ВО двух типов программ бакалавриата, чего не  было в стандарте ВО. Согласно стандарту высшего образования, программы делятся на программы академического бакалавриата и прикладного бакалавриата. Программа академического бакалавриата – образовательная программа, ориентированная на научно-исследовательский и/или педагогический вид профессиональной деятельности как основной. Программа прикладного бакалавриата – образовательная программа, ориентированная на практико-ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности как основной. Обоснованность данного разделения может подтвердить только время, когда станут четко видны основные отличия в подготовке выпускников разных программ одного направления.

Дальнейшие различия связаны с перечнем профессиональных задач, которые должен уметь решать выпускник. Задачи, перечисленные в стандарте ВПО, относятся к научно-исследовательской или проектно-конструкторской деятельности. Стандарт ВО расширяет круг задач, которые должен решать выпускник, добавляя к вышеперечисленным типам деятельности еще два вида: организационно-управленческую (участие в организации работ, связанных с созданием и применением математического обеспечения информационных систем) и эксплуатационно-управленческую (сопровождение и администрирование информационных систем и сетей, включая глобальные).

По сравнению со стандартом ВПО, в стандарте ВО существенно переработаны и сокращены общекультурные компетенции, которыми должен владеть выпускник. Их количество уменьшено с шестнадцати до девяти, при этом больший упор сделан на формирование личных взглядов и убеждений выпускника, в противовес формированию навыков командной работы и межличностного взаимодействия.

Изменения коснулись и  профессиональных компетенций выпускника, которые теперь разделены на общепрофессиональные и профессиональные. Общепрофессиональные компетенции включают в себя общий перечень тех компетенций, которыми должен овладеть бакалавр по окончании обучения, в то время как профессиональные компетенции разделены на следующие группы: научно-исследовательская деятельность, проектно-конструкторская деятельность, организаторско-управленческая деятельность, эксплуатационно-управленческая и педагогическая деятельности.

Кроме структурных изменений, произошли существенные концептуальные изменения в перечисляемых компетенциях. Из стандарта ВО были исключены такие компетенции, как:

  • умение строго доказать математическое утверждение;
  • умение на основе анализа увидеть и корректно сформулировать математически точный результат;
  • способность передавать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления;
  • выделение главных смысловых аспектов в доказательстве;
  • знание содержания, основных этапов и тенденции развития программирования, математического обеспечения и информационных технологий.

Исключение указанных компетенций нашло отражение в учебном плане, в котором сократилась доля часов, отводимых на изучение математических дисциплин, список которых также претерпел изменения.

Это позволяет сделать вывод, что математика больше не является существенной частью получаемого бакалавром образования. В связи с этим было выдвинуто предположение, что современный математик-программист должен больше внимания уделять непосредственно программированию, чем математике. С целью выяснить, действительно ли это так, был проведен опрос среди учащихся 1-3 курсов направления подготовки «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Учащиеся первого и второго курса обучаются по программе, в основе которой лежит стандарт высшего образования. Третий же курс обучается по программе высшего профессионального образования. Это позволило получить точку зрения на данную проблему студентов, обучающихся по обоим стандартам.

Результат опроса представлен на диаграмме, отражающей результаты ответов на вопрос «Важна ли математика в вашей профессиональной подготовке?» (см. Рис. 1).

Рис.1. Распределение ответов на вопрос по курсам

Представленные выше результаты опроса выявили следующую тенденцию: большая часть студентов, обучающихся по направлению подготовки «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», считает, что математика важна в профессиональной деятельности. Но можно заметить, что общее процент студентов, считающих, что математика не нужна, выше среди обучающихся первого и второго курсов (см. Рис. 2). Учебный план данных курсов основан на стандарте высшего образования, из которого были практически полностью исключены профессиональные компетенции, связанные с математикой.

Рис.2. Распределение ответов на вопрос «Важно ли математика в вашей профессиональной деятельности?» по стандартам образования.

Результаты проведенного исследования заставляют задуматься о том, какой смысл сегодня вкладывается в понятие «математик-программист». Уменьшение количества профессиональных компетенций, связанных с математикой, а также снижение внимания к математике, как к главному инструменту решения задач программирования среди студентов, недооценка роли этапа математического моделирования задачи, приводит к необратимым последствиям.

Хороший математик-программист обязан знать математику на высоком уровне. Математика является одним из наиболее гибких и мощных инструментов, доступных каждому программисту. Особенно это становится заметно в последние несколько лет. Сейчас недостаточно просто написать какую-нибудь программу, разработать какое-нибудь программное средство. Рост интереса к искусственному интеллекту и машинному обучению, неослабевающий интерес рынка к созданию высоконагруженных информационных систем, распределение и параллелизация информационных процессов и вычислений заставляют использовать максимально эффективные алгоритмы, в основе которых лежит серьезный математический аппарат.

Проведенный сравнительный анализ двух стандартов высшего образования по направлению подготовки «Математическое обеспечение и администрирования информационных систем» позволяет сделать неутешительный вывод: несмотря на важность математики для программиста и необходимость его математической подготовки, нарастает тенденция принижения роли математики, уменьшения доли математических дисциплин в учебном плане, что не может не сказаться на качестве подготовки высококвалифицированных выпускников в сфере информационных технологий и программирования. Переломить данную ситуацию, прежде всего, можно за счет включения в учебный план математических дисциплин в рамках элективных модульных блоков и дисциплин по выбору.


Библиографический список
  1. Мартынюк, Ю.М. Использование математического моделирования при обучении программированию/ Ю.М.Мартынюк Б.П.Ваньков, В.С.Ванькова./ Современная педагогика. 2014. № 11 (24). – URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2916.
  2. Ваньков, Б.П. Совершенствование навыков математического моделирования будущих математиков-программистов/ Б.П.Ваньков, В.С.Ванькова, Ю.М.Мартынюк./ Инновации в экономике, управлении, образовании: состояние дел, проблемы, методы решения: Материалы международной научно-практической конференции.– М.-Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. – С. 193-198.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (квалификация (степень) “бакалавр”)/ URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/28/20111115114145.pdf
  4. Федеральный государственный стандарт высшего образования: уровень высшего образования бакалавриат, направление подготовки 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем/ URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/020303.pdf


Все статьи автора «Мартынюк Юлия Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: