УДК 37.02

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Кизер Наталья Александровна
МБОУ «СОШ №10», г. Биробиджан
учитель математики

Аннотация
Статья посвящена проблеме построения урока в соответствии с требованиями ФГОС. Приводится пример оформления конспекта урока математики по теме «Прямоугольный параллелепипед».

Ключевые слова: математика, прямоугольный параллелепипед, урок, федеральный государственный образовательный стандарт


ABOUT THE ORGANIZATION OF A LESSON OF MATHEMATICS IN THE CONTEXT OF REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Kizer Natalya Aleksandrovna
The municipal budgetary educational institution «Secondary school № 10», Birobidzhan
Teacher of Mathematics

Abstract
Article is devoted to a problem of constructing a lesson according to requirements of the Federal state educational standard. The example of execution of the abstract of a lesson of mathematics on the theme «Rectangular Parallelepiped» is given.

Keywords: federal state educational standard, lesson, mathematics, rectangular parallelepiped


Библиографическая ссылка на статью:
Кизер Н.А. Об организации урока математики в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта // Современная педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6058 (дата обращения: 12.07.2023).

Введение ФГОС второго поколения вносит свои коррективы в структуру как образовательного процесса в целом, так и отдельных его элементов, например, урока. Авторы концепции ФГОС указывают, что изменяется роль учителя. Сегодня учитель не источник, а проводник для учащихся в мире знаний [3, 10].

Практикующие педагоги озабочены тем, как соединить воедино лучшие традиции ведения уроков с набирающими обороты нововведениями, в том числе в плане документального оформления конспекта урока [1, 2, 7, 8].

Приведем пример конспекта урока математики по теме «Прямоугольный параллелепипед» (5 класс).

Цели урока: Обучающие: продолжить формирование представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед и куб, их развертках;  выработать умение выполнять чертеж развертки параллелепипеда и куба, вычислять площадь их полной поверхности.

Развивающие: способствовать развитию математической речи, памяти, внимания, мышления.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при различных видах работы на уроке.

Основные  понятия Прямоугольный параллелепипед, грани, ребра, вершины, площадь поверхности
Тип урока Урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:

 

Предметные: уметь определять понятие прямоугольного параллелепипеда, куба, выполнять чертеж развертки параллелепипеда и куба, вычислять площадь их полной поверхности.

Личностные УУД: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке);

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать задачи урока с помощью учителя; работать по совместно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие на основе оценки и учета сделанных ошибок;

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; формулировать и аргументировать свое мнение; осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Ресурсы 1. Учебник [6].

2. Презентация к уроку.

3. Модели различных геометрических тел.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

УУД

 

1

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие за знаниями.

– Девизом нашего урока будет  высказывание Анатоля Франца: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Как Вы понимаете эти слова?

Создает комфортную ситуацию для начала урока.

 

Организует диалог с учащимися

 

 

Приветствие.

 

Слушают учителя, отвечают

 

 

 

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2

 Мотивация  к учебной деятельности.

Цели:

Установить тематические рамки; актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников в участии в учебной деятельности;

– Назовите предметы, которые изображены на слайде (например, спичечный коробок, кирпич и др.)

– В чем их сходство?

– Вспомните, а как называется пространственная фигура, имеющая такую форму?

– Какие задачи мы будем сегодня решать на уроке?

Устанавливает тематические рамки Отвечают на вопросы. Проговаривают тему урока и ставят учебные задачи. Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: самоорганизация, мотивация учения.

3

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:

Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимся индивидуального затруднения;

выявить затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения

-                   Вспомните, как называются элементы параллелепипеда? (вершины, грани, ребра)

-                   Сколько вершин у параллелепипеда? (Восемь)

-                   Сколько граней у параллелепипеда? (Шесть)

-                   Сколько ребер у параллелепипеда? (Двенадцать)

-                   Как называют нижнюю и верхнюю грани параллелепипеда? (основания)

-                   Как называют три ребра прямоугольного параллелепипеда, которые сходятся в одной вершине? (длина, ширина и высота)

-                   Какой параллелепипед называют кубом?

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний Слушают учителя, актуализируют свой жизненный опыт, выделяют существенную информацию и отвечают на вопросы Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие.

4

Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.

Цели:

Закрепить новые знания; направить учащихся на преодоление возникших затруднений

Работа с учебником: с.109-110 Организует фиксирование нового знания Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новые знания Познавательные: умение добывать новые знания (находить ответы на поставленные вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

5

Применение новых знаний

Цель: применить полученные теоретические знания при выполнении практического задания

Постройте чертеж развертки параллелепипеда с указанными размерами и вычислите площадь его поверхности.

 

После завершения работы в группах:

– Как вы думаете, если мы сейчас вырежем полученную развертку, сможем ли мы склеить из нее модель параллелепипеда?

Организует групповую работу (выдает каждой группе карточку, в которой указаны длины ребер параллелепипеда) Выполняют задания из карточки

 

Отвечают на проблемный вопрос

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; уметь формулировать и аргументировать свое мнение; осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

6

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

Организовать целостное осмысление и обобщение полученной информации;

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию.

Как вы думаете, справились ли мы с поставленными задачами? Чему новому вы научились на уроке?

 

Д.з.:  п.2.10; №494, №495, №496, № 500 (а).

Задание для учащихся, проявляющих интерес к изучению математики: построить развертку параллелепипеда, вырезать ее и склеить модель параллелепипеда.

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию.

Объясняет сущность домашнего задания

Ученики отвечают на  вопросы,  задают вопросы, если они есть, анализируют свою работу на уроке

Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания.

 

Личностные: умение осуществлять самооценку;

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного).

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий; планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие на основе оценки и учета сделанных ошибок.

 

Концепция построения курса математики, основанная на циклическом возвращении к одним и тем же темам с постепенным наращиванием знаний и умений, служит залогом прочного их усвоения. Урок по теме «Прямоугольный параллелепипед» в 5 классе является органическим продолжением геометрической линии содержания математики, выходящей из начальной школы, и служит пропедевтикой для изучения геометрии в будущем, где изученный материал находит применение в задачах оптимального планирования, компьютерного конструирования и других [4, 5, 10-12].


Библиографический список
  1. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2713
  2. Ветохина Т.Н. Современный урок в условиях реализации ФГОС // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 4-2. С. 54-56.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / [Рос. акад. образования]; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Курдин Д.А. Формирование представлений о геометрических зависимостях с помощью ситуационно-динамических заданий // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/10243.
  5. Ленкин А.В., Штепа Ю.П. Построение трёхмерных изображений в программе Blender методом экструдирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62829.
  6. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. – М.: Просвещение, 2015. – 272 с.
  7. Петунин О.В. Алгоритм проектирования урока в свете требований ФГОС общего образования // Наука и Мир. 2016. Т. 3. № 4 (32). С. 74-75.
  8. Суючева Н.В. Организация современного урока математики в средних и старших классах в условиях реализации ФГОС // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3-2. С. 301.
  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  10. Штепа Ю.П. Решение задач прогнозирования и оптимизации в школьном курсе информатики // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 37-48.
  11. Штепа Ю.П. Решение задач прогнозирования и оптимизации в школьном курсе информатики // Информатика и образование. 2008. № 10. С. 39-47.
  12. Штепа Ю.П. Решение задач прогнозирования и оптимизации в школьном курсе информатики // Информатика и образование. 2008. № 11. С. 39-50.


Все статьи автора «Кизер Наталья Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: