Введение ФГОС второго поколения вносит свои коррективы в структуру как образовательного процесса в целом, так и отдельных его элементов, например, урока. Авторы концепции ФГОС указывают, что изменяется роль учителя. Сегодня учитель не источник, а проводник для учащихся в мире знаний [3, 10].
Практикующие педагоги озабочены тем, как соединить воедино лучшие традиции ведения уроков с набирающими обороты нововведениями, в том числе в плане документального оформления конспекта урока [1, 2, 7, 8].
Приведем пример конспекта урока математики по теме «Прямоугольный параллелепипед» (5 класс).
Цели урока: | Обучающие: продолжить формирование представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед и куб, их развертках; выработать умение выполнять чертеж развертки параллелепипеда и куба, вычислять площадь их полной поверхности.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, памяти, внимания, мышления. Воспитательные: воспитывать культуру поведения при различных видах работы на уроке. |
Основные понятия | Прямоугольный параллелепипед, грани, ребра, вершины, площадь поверхности |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты:
|
Предметные: уметь определять понятие прямоугольного параллелепипеда, куба, выполнять чертеж развертки параллелепипеда и куба, вычислять площадь их полной поверхности.
Личностные УУД: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать задачи урока с помощью учителя; работать по совместно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие на основе оценки и учета сделанных ошибок; Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; формулировать и аргументировать свое мнение; осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Ресурсы | 1. Учебник [6].
2. Презентация к уроку. 3. Модели различных геометрических тел. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Технология проведения |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
УУД
|
1 |
Организационный момент |
– Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие за знаниями.
– Девизом нашего урока будет высказывание Анатоля Франца: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Как Вы понимаете эти слова? |
Создает комфортную ситуацию для начала урока.
Организует диалог с учащимися
|
Приветствие.
Слушают учителя, отвечают
|
Коммуникативные:
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2 |
Мотивация к учебной деятельности.
Цели: Установить тематические рамки; актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников в участии в учебной деятельности; |
– Назовите предметы, которые изображены на слайде (например, спичечный коробок, кирпич и др.)
– В чем их сходство? – Вспомните, а как называется пространственная фигура, имеющая такую форму? – Какие задачи мы будем сегодня решать на уроке? |
Устанавливает тематические рамки | Отвечают на вопросы. Проговаривают тему урока и ставят учебные задачи. | Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: самоорганизация, мотивация учения. |
3 |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии; выявление места и причины затруднения.
Цели: Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимся индивидуального затруднения; выявить затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
- Вспомните, как называются элементы параллелепипеда? (вершины, грани, ребра)
- Сколько вершин у параллелепипеда? (Восемь) - Сколько граней у параллелепипеда? (Шесть) - Сколько ребер у параллелепипеда? (Двенадцать) - Как называют нижнюю и верхнюю грани параллелепипеда? (основания) - Как называют три ребра прямоугольного параллелепипеда, которые сходятся в одной вершине? (длина, ширина и высота) - Какой параллелепипед называют кубом? |
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний | Слушают учителя, актуализируют свой жизненный опыт, выделяют существенную информацию и отвечают на вопросы | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие. |
4 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цели: Закрепить новые знания; направить учащихся на преодоление возникших затруднений |
Работа с учебником: с.109-110 | Организует фиксирование нового знания | Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новые знания | Познавательные: умение добывать новые знания (находить ответы на поставленные вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
5 |
Применение новых знаний
Цель: применить полученные теоретические знания при выполнении практического задания |
Постройте чертеж развертки параллелепипеда с указанными размерами и вычислите площадь его поверхности.
После завершения работы в группах: – Как вы думаете, если мы сейчас вырежем полученную развертку, сможем ли мы склеить из нее модель параллелепипеда? |
Организует групповую работу (выдает каждой группе карточку, в которой указаны длины ребер параллелепипеда) | Выполняют задания из карточки
Отвечают на проблемный вопрос |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; уметь формулировать и аргументировать свое мнение; осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета сделанных ошибок. |
6 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: Организовать целостное осмысление и обобщение полученной информации; зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию. |
Как вы думаете, справились ли мы с поставленными задачами? Чему новому вы научились на уроке?
Д.з.: п.2.10; №494, №495, №496, № 500 (а). Задание для учащихся, проявляющих интерес к изучению математики: построить развертку параллелепипеда, вырезать ее и склеить модель параллелепипеда. |
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию.
Объясняет сущность домашнего задания |
Ученики отвечают на вопросы, задают вопросы, если они есть, анализируют свою работу на уроке
Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания.
|
Личностные: умение осуществлять самооценку;
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного). Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий; планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие на основе оценки и учета сделанных ошибок.
|
Концепция построения курса математики, основанная на циклическом возвращении к одним и тем же темам с постепенным наращиванием знаний и умений, служит залогом прочного их усвоения. Урок по теме «Прямоугольный параллелепипед» в 5 классе является органическим продолжением геометрической линии содержания математики, выходящей из начальной школы, и служит пропедевтикой для изучения геометрии в будущем, где изученный материал находит применение в задачах оптимального планирования, компьютерного конструирования и других [4, 5, 10-12].
Библиографический список
- Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2713
- Ветохина Т.Н. Современный урок в условиях реализации ФГОС // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 4-2. С. 54-56.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / [Рос. акад. образования]; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
- Курдин Д.А. Формирование представлений о геометрических зависимостях с помощью ситуационно-динамических заданий // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/10243.
- Ленкин А.В., Штепа Ю.П. Построение трёхмерных изображений в программе Blender методом экструдирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62829.
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. – М.: Просвещение, 2015. – 272 с.
- Петунин О.В. Алгоритм проектирования урока в свете требований ФГОС общего образования // Наука и Мир. 2016. Т. 3. № 4 (32). С. 74-75.
- Суючева Н.В. Организация современного урока математики в средних и старших классах в условиях реализации ФГОС // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3-2. С. 301.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
- Штепа Ю.П. Решение задач прогнозирования и оптимизации в школьном курсе информатики // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 37-48.
- Штепа Ю.П. Решение задач прогнозирования и оптимизации в школьном курсе информатики // Информатика и образование. 2008. № 10. С. 39-47.
- Штепа Ю.П. Решение задач прогнозирования и оптимизации в школьном курсе информатики // Информатика и образование. 2008. № 11. С. 39-50.