В жизни современного человека появились многочисленные факторы риска с развитием цивилизации, и на сегодня уже нельзя утверждать, что физическая культура увеличивает продолжительность жизни человека и способствует укреплению здоровья. Поскольку от здоровья молодых людей зависит здоровье последующих поколений, то сохранение и изучение формирования их здоровья является чрезвычайно важной государственной задачей.
В схему инновационных предложений вместе с поиском новых методов организации занятий требуется и поиск новых способов мотивации к занятиям двигательной активностью. Очевидно, что унаследованные и устаревшие формы и методы организации занятий нуждаются в совершенстве [1].
Исследования состояния студентов показывают, что, войдя в любой вуз, студенты должны адаптироваться к комплексу новых факторов, которые являются специфическими для высшей школы. Образовательная и научная деятельности студентов в последние годы изменились настолько, что их адаптивные-компенсаторные механизмы не всегда справляются с требованиями и рабочими нагрузками.
Проблема сохранения здоровья в настоящее время является одной из основных в государстве. Она интересна для изучения, так как, по данным социологических исследований, на сегодняшний день состояние здоровья украинских студентов называют катастрофическим [2].
При правильной организации, спортивная деятельность может стать действенным и серьезным фактором для формирования здорового образа жизни и социальной активности студенческой молодежи.
Если тренер использует разные методы с целью формирования мотивации на каждом занятии, он имеет возможность помочь занимающимся сделать регулярные занятия неотъемлемой частью их жизни и сформировать положительное отношение к двигательной активности.
Каждому человеку в обществе, вне зависимости от его социального статуса, доступный комплекс фитнес – услуг. Он является одним из наиболее оптимальных способов формирования культуры движений и играет большую роль для поддержания здоровья и физической формы индивида. Основная задача комплекса фитнес – услуг выражается в том, чтобы сформировать позитивное отношения молодого поколения к физической культуре, превратить установки в нормы жизнедеятельности. Фитнес – клубы появляются повсюду из-за того, что это востребовано, в связи с этим конкуренция среди них очень высока.
Стремление современного члена общества к благополучию и здоровью, а также изменившиеся потребности в физической активности, стали причиной широкого распространения фитнеса. Всё активнее фитнес внедряется как в физкультурно-оздоровительную практику работы с населением, так и в процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре в различных вузах страны.
Фитнес является весьма динамичной структурой благодаря постоянному пополнению арсенала используемых средств. Новые формы проведения занятий имеют ряд преимуществ, о которых свидетельствует мировой опыт работы в сфере оздоровления. За счет широкого спектра применения используемых средств, занятия в системе фитнес можно сделать привлекательнее, интереснее и эмоциональнее. Данная система поистине открыта для всех возрастных групп, в чем ее главное преимущество.
В крупных городах Украины – самые профессиональные и опытные инструкторы, самый дисциплинированный и грамотный персонал, удобная и гибкая система скидок и самые последние новинки в области фитнеса. В Украине уже существует история фитнеса, и фитнес – клубы, по большей части, стали похожи на свои зарубежные аналоги [3]. Другими словами, стали выглядеть цивилизованнее и работать грамотнее, предоставляя качественные услуги квалифицированных специалистов.
Стоит принять во внимание важнейшее преимущество оздоровительного «спорта», как тренировки резервных возможностей человека для повышения его качества жизни. В процессе формирования потребностей человека, социум играет огромную роль, навязывая определенную систему ценностей.
Возрастное детерминирование – одно из наиболее важных компонентов системы ценностей человека, своего рода «привязка» индивида к определенной манере поведения и месту в обществе в зависимости от возрастной категории. Но в современном обществе, в котором можно просмотреть «беспрерывное» движение или наращивание оборотов во всех отраслях, человеку необходима способность сопротивляться этому движению.
В последние годы состояние здоровья людей старшего поколения улучшается за счет отказа от вредных привычек и повышения качества жизни с помощью занятий оздоровительным комплексом физических упражнений, в то время как у людей относительно молодого возраста – ухудшается. «Жить одним днем» – девиз, которым дышит молодежь индустриального общества [4].
Современный активный человек, в какой-то степени, смог противостоять процессу старения. Опыт работы на рынке фитнеса демонстрирует, что до сих пор серьезная недооценка роли физической активности наблюдается в образе жизни молодёжи. Тем не менее, если молодые люди для себя осознают, что физическая активность нужна им, в первую очередь, для здоровья, получения морального удовлетворения и положительных эмоций, то, возможно, их отношение к физической активности заметно изменится в положительную сторону. А также изменится качество жизни, что определяется диапазоном знаний и умений, самочувствием, устойчивостью к заболеваниям, настроением, наличием необходимого имиджа, внешним видом и потенциальной возможностью долго жительства.
Человек хорошо сложенный, как он выполняет те или иные движения, производит на окружающих восхищение. Можно задастся вопросом: а как следует поступить? Как их привлечь, как им достичь телесного совершенства, где реализовать себя, а главное, как поменять их отрицательное отношение к занятиям физической культурой. Как уверяет Кен Джером, именно желание и стремление мотивировать к двигательной активности миллионы людей является неиссякаемым источником индустрии фитнеса [5]. Предположения по вопросу программ, запрашиваемых клиентами фитнес-клубов, подтверждаются результатами исследования. Было обнаружено определенную склонность в предпочтении средств физического воспитания, имеющих «развлекательную», силовую и эстетическую направленность, а также удовлетворяющих потребности молодых людей в двигательной активности. Информация, которую удалось получить, дает возможность определить оптимальный уровень объёма недельной нагрузки (3-5 раз в неделю), предпочтения и желания занимающихся, и необходимую информацию для дальнейшего изменения расписания с целью увеличения количества часов интересующих программ в удобное для клиентов, посещающих клуб, время.
Как помочь молодому поколению принять и осознать занятия физической культурой, как способ успешной реализации человеком своих потребностей, который способствует активному долголетию и укрепляет все виды его здоровья? Ответы на эти вопросы можно найти, проанализировав эту статью.
Следует так же обратить внимание на роль тренера в тренировочном процессе, по праву являющемся целесообразно организованным общением двух основных фигур – «тренируемого и тренирующего» – как основным, профессиональным и важнейшим инструментом педагогической деятельности. Юные спортсмены испытывают высокий уровень психического и физического напряжения в экстремальных условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Педагогически направленное общение достигает своих целей при соблюдении следующих принципов педагогики сотрудничества: этикета тренера, его поведения и такта на результаты учебно-тренировочного процесса. Применение педагогических воздействий дозируется умением тренера находить продуктивный стиль общения. В качестве нормы целесообразных педагогических воздействий выступает такт, т.е. чувство меры, соблюдение правил приличия. Педагогический такт не допускает крайностей в общении.
Тема воспитания молодёжи в последнее время стала популярна в различных сферах деятельности. Взяв за основу, что фитнес-тренировки – это не только оказание услуг, а и педагогический процесс, стоит обратить внимание на такой важный аспект, как этическая культура тренера. Под выше упомянутым понятием подразумевают уровень этических знаний, нравственных навыков, моральных принципов, что проявляются в деятельности фитнес-тренера при обслуживании клиентов. Стоит так же подробнее разобрать тему делового этикете фитнес-тренера. Немаловажное значение для современного тренера имеет то впечатление, которое он производит на окружающих. Поэтому ему необходимо знать правила этикета и уметь вести себя в соответствии с ними для создания собственного имиджа [6].
Одной из форм регуляции человеческого поведения является этикет. У тренера, в процессе регулярных занятий фитнесом, возникает возможность оказывать прямое влияние на молодых людей проверенными временем методами и правилами, что называются вежливостью, приличием, хорошими манерами или хорошим тоном. Для воспитанного человека следование этим правилам должно быть обязательно, в порядке вещей, и не составляет никакого труда. Опытные профессионалы с высокоразвитым, эмоциональным интеллектом пользуются спросом! Стоит отметить, что, в определённой степени, от того насколько тренер владеет культурой речи: ее грамотностью и привлекательностью; богатством (оригинальностью) языка; краткостью, точностью и эмоциональностью; зависит успешная деятельность тренера, а, следовательно, и клуба. Соблюдать в своей речи правильность словоупотребления, произношения и языковые нормы грамматики для тренера очень важно. Помимо краткости, оригинальности и ясности, речь тренера должна иметь некое разнообразие в плане использования фразеологии и лексики. Краткость – это способность излагать мысли сжато, точно и, в то же время, эмоционально и энергично. Как говорится: «Краткость – сестра таланта» [6]. Современная терминология в фитнесе переполнена терминами не только на русском языке, но и на английском тоже. Связано это с тем, что иногда термин на английском языке более понятен и краток для определенного общества людей. Однако стоит заметить, в процессе занятий тренера по фитнесу довольно часто злоупотребляют иностранной терминологией, не углубляясь в их значения.
Тренеру, желающему в полной мере овладеть педагогическим искусством, требуется вести себя максимально естественно со своими учениками, бороться против ложного пафоса и внешней красивости. Не менее важно следить за своей жестикуляцией. Жестикуляция, как метод убеждения в искусстве тренинга, допускается, но «разговаривать руками», в принципе, не желательно.
Само менеджмент или оптимальная организация личной работы определяет успешную деятельность тренера. Необходимо, тем не менее, вырабатывать собственный комплекс методов педагогических воздействий. Как утверждал К. С. Станиславский, «процесс общения и самовыражения выполняется одновременно всеми эмоциональными, умственными, физическими и душевными силами нашей природы».
Довольно сложная задача стоит перед современным фитнес-тренером оптимально реализовать функции само менеджмента. На Западе значительное внимание уделяется работе с персоналом. Как показывает практика, высокую производительность труда обеспечивают вложения огромных средств в улучшения условий труда и подготовку кадров. Для достижения успеха в бизнес фитнесе нужно правильно организовать кадровую политику. Эта задача ложится на плечи обособленного производителя услуг и на государство. Ибо именно его функцией есть разработка успешных стратегий тренировок и набора кадров. Если решить вышеупомянутые задачи, то можно существенно повысить качество фитнес – услуг, которые зависят во многом от характера или формы взаимодействия работника сервиса (в нашем случае тренера) и потребителя (клиента), а именно от профессионализма работника [7]. А кроме того от особенностей личности и настроения в текущий момент времени. С помощью комплекса вышеуказанных действий можно изменить мнение молодого поколения о физической культуре, оказать помощь в достижении своих задач и целей через занятия и в конечном счете сделать шаг к положительному решению этого вопроса.
Библиографический список
- Козлов, А.А. Здоровый образ жизни молодежи в контексте социального здоровья: опыт социального философского анализа/под. ред. А.А. Козлова и Е.В. Утишевой. Изд-во «Стратегия будущего», 2010. С. 68.
- Голованова, О.В. Развитие системы управления физической культуры и спорта. 2012. С. 130-135.
- Кингисепп, М.А. Фитнес – клуб. – СПб.: БХВ – Петербург, 2005. С. 65.
- Беставишвили, Т.Г. Путеводитель по фитнес – центру. Разумные советы для начинающих. С. 160.
- Джермо, Кен Учебник инструктора групповых фитнес занятий. – М.: Коммерческие технологии, 2001. С. 264.
- Галькевич, Р.С. Основы менеджмента / Р.С. Галькевич, В.И. Набоков. С. 188.
- Гончарук, С.В. Социальные основы формирования позитивного отношения студенческой молодежи к физической культуре и спорту / Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура». С.138 – 141.