УДК 378

ФИТНЕС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Жуков Сергей Николаевич
Национальный Технический Университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»
старший преподаватель кафедры физического воспитания

Аннотация
В статье речь идет о том, как физическая культура влияет на жизнь человека. О восприятии молодым поколением физических нагрузок как чего-то проблематичного, сложного, возможно даже враждебного. В этой статье мы постараемся сбросить ярко-красный ярлык с индустрии фитнеса и физических упражнений, проведем параллель между физическим воспитанием и личностным успехом. Попытаемся найти связь. Раскроем вопрос физической культуры как одного из составляющих социальной жизни человека.

Ключевые слова: воспитание молодежи, молодежь, роль тренера, роль физической активности, сохранение здоровья, студенты, фитнес


FITNESS AS A PEDAGOGICAL WORK AND SPHERE OF THE SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE

Zhukov Sergey Nikolaevich
National Technical University of Ukraine "Igor Sikorsky Kyiv Polytechnic Institute"
senior lecturer of physical education department

Abstract
The article focuses on how physical education affects human life. About the perception of the younger generation of physical activity as something problematic, difficult, perhaps even hostile. In this article we will try to throw off a bright red label with the industry of fitness and physical exercises, draw a parallel between physical education and personal success. We will try to find a connection. We will open the issue of physical culture as one of the components of human social life.

Keywords: education of youth, fitness, health preservation, role of physical activity, role of the coach, students, youth


Библиографическая ссылка на статью:
Жуков С.Н. Фитнес как педагогическая деятельность и сфера социализации молодежи // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6178 (дата обращения: 05.10.2017).

В жизни современного человека появились многочисленные факторы риска с развитием цивилизации, и на сегодня уже нельзя утверждать, что физическая культура увеличивает продолжительность жизни человека и способствует укреплению здоровья. Поскольку от здоровья молодых людей зависит здоровье последующих поколений, то сохранение и изучение формирования их здоровья является чрезвычайно важной государственной задачей.

В схему инновационных предложений вместе с поиском новых методов организации занятий требуется и поиск новых способов мотивации к занятиям двигательной активностью. Очевидно, что унаследованные и устаревшие формы и методы организации занятий нуждаются в совершенстве [1].

Исследования состояния студентов показывают, что, войдя в любой вуз, студенты должны адаптироваться к комплексу новых факторов, которые являются специфическими для высшей школы. Образовательная и научная деятельности студентов в последние годы изменились настолько, что их адаптивные-компенсаторные механизмы не всегда справляются с требованиями и рабочими нагрузками.

Проблема сохранения здоровья в настоящее время является одной из основных в государстве. Она интересна для изучения, так как, по данным социологических исследований, на сегодняшний день состояние здоровья украинских студентов называют катастрофическим [2].

При правильной организации, спортивная деятельность может стать действенным и серьезным фактором для формирования здорового образа жизни и социальной активности студенческой молодежи.

Если тренер использует разные методы с целью формирования мотивации на каждом занятии, он имеет возможность помочь занимающимся сделать регулярные занятия неотъемлемой частью их жизни и сформировать положительное отношение к двигательной активности.

Каждому человеку в обществе, вне зависимости от его социального статуса, доступный комплекс фитнес – услуг. Он является одним из наиболее оптимальных способов формирования культуры движений и играет большую роль для поддержания здоровья и физической формы индивида. Основная задача комплекса фитнес – услуг выражается в том, чтобы сформировать позитивное отношения молодого поколения к физической культуре, превратить установки в нормы жизнедеятельности. Фитнес – клубы появляются повсюду из-за того, что это востребовано, в связи с этим конкуренция среди них очень высока.

Стремление современного члена общества к благополучию и здоровью, а также изменившиеся потребности в физической активности, стали причиной широкого распространения фитнеса. Всё активнее фитнес внедряется как в физкультурно-оздоровительную практику работы с населением, так и в процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре в различных вузах страны.

Фитнес является весьма динамичной структурой благодаря постоянному пополнению арсенала используемых средств. Новые формы проведения занятий имеют ряд преимуществ, о которых свидетельствует мировой опыт работы в сфере оздоровления. За счет широкого спектра применения используемых средств, занятия в системе фитнес можно сделать привлекательнее, интереснее и эмоциональнее. Данная система поистине открыта для всех возрастных групп, в чем ее главное преимущество.

В крупных городах Украины – самые профессиональные и опытные инструкторы, самый дисциплинированный и грамотный персонал, удобная и гибкая система скидок и самые последние новинки в области фитнеса. В Украине уже существует история фитнеса, и фитнес – клубы, по большей части, стали похожи на свои зарубежные аналоги [3]. Другими словами, стали выглядеть цивилизованнее и работать грамотнее, предоставляя качественные услуги квалифицированных специалистов.

Стоит принять во внимание важнейшее преимущество оздоровительного «спорта», как тренировки резервных возможностей человека для повышения его качества жизни. В процессе формирования потребностей человека, социум играет огромную роль, навязывая определенную систему ценностей.

Возрастное детерминирование – одно из наиболее важных компонентов системы ценностей человека, своего рода «привязка» индивида к определенной манере поведения и месту в обществе в зависимости от возрастной категории. Но в современном обществе, в котором можно просмотреть «беспрерывное» движение или наращивание оборотов во всех отраслях, человеку необходима способность сопротивляться этому движению.

В последние годы состояние здоровья людей старшего поколения улучшается за счет отказа от вредных привычек и повышения качества жизни с помощью занятий оздоровительным комплексом физических упражнений, в то время как у людей относительно молодого возраста – ухудшается. «Жить одним днем» – девиз, которым дышит молодежь индустриального общества [4].

Современный активный человек, в какой-то степени, смог противостоять процессу старения. Опыт работы на рынке фитнеса демонстрирует, что до сих пор серьезная недооценка роли физической активности наблюдается в образе жизни молодёжи. Тем не менее, если молодые люди для себя осознают, что физическая активность нужна им, в первую очередь, для здоровья, получения морального удовлетворения и положительных эмоций, то, возможно, их отношение к физической активности заметно изменится в положительную сторону. А также изменится качество жизни, что определяется диапазоном знаний и умений, самочувствием, устойчивостью к заболеваниям, настроением, наличием необходимого имиджа, внешним видом и потенциальной возможностью долго жительства.

Человек хорошо сложенный, как он выполняет те или иные движения, производит на окружающих восхищение. Можно задастся вопросом: а как следует поступить? Как их привлечь, как им достичь телесного совершенства, где реализовать себя, а главное, как поменять их отрицательное отношение к занятиям физической культурой. Как уверяет Кен Джером, именно желание и стремление мотивировать к двигательной активности миллионы людей является неиссякаемым источником индустрии фитнеса [5]. Предположения по вопросу программ, запрашиваемых клиентами фитнес-клубов, подтверждаются результатами исследования. Было обнаружено определенную склонность в предпочтении средств физического воспитания, имеющих «развлекательную», силовую и эстетическую направленность, а также удовлетворяющих потребности молодых людей в двигательной активности.  Информация, которую удалось получить, дает возможность определить оптимальный уровень объёма недельной нагрузки (3-5 раз в неделю), предпочтения и желания занимающихся, и необходимую информацию для дальнейшего изменения расписания с целью увеличения количества часов интересующих программ в удобное для клиентов, посещающих клуб, время.

Как помочь молодому поколению принять и осознать занятия физической культурой, как способ успешной реализации человеком своих потребностей, который способствует активному долголетию и укрепляет все виды его здоровья? Ответы на эти вопросы   можно найти, проанализировав эту статью.

Следует так же обратить внимание на роль тренера в тренировочном процессе, по праву являющемся целесообразно организованным общением двух основных фигур – «тренируемого и тренирующего» – как основным, профессиональным и важнейшим инструментом педагогической деятельности. Юные спортсмены испытывают высокий уровень психического и физического напряжения в экстремальных условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Педагогически направленное общение достигает своих целей при соблюдении следующих принципов педагогики сотрудничества: этикета тренера, его поведения и такта на результаты учебно-тренировочного процесса. Применение педагогических воздействий дозируется умением тренера находить продуктивный стиль общения. В качестве нормы целесообразных педагогических воздействий выступает такт, т.е. чувство меры, соблюдение правил приличия. Педагогический такт не допускает крайностей в общении.

Тема воспитания молодёжи в последнее время стала популярна в различных сферах деятельности. Взяв за основу, что фитнес-тренировки – это не только оказание услуг, а и педагогический процесс, стоит обратить внимание на такой важный аспект, как этическая культура тренера. Под выше упомянутым понятием подразумевают уровень этических знаний, нравственных навыков, моральных принципов, что проявляются в деятельности фитнес-тренера при обслуживании клиентов. Стоит так же подробнее разобрать тему делового этикете фитнес-тренера. Немаловажное значение для современного тренера имеет то впечатление, которое он производит на окружающих. Поэтому ему необходимо знать правила этикета и уметь вести себя в соответствии с ними для создания собственного имиджа [6].

Одной из форм регуляции человеческого поведения является этикет. У тренера, в процессе регулярных занятий фитнесом, возникает возможность оказывать прямое влияние на молодых людей проверенными временем методами и правилами, что называются вежливостью, приличием, хорошими манерами или хорошим тоном. Для воспитанного человека следование этим правилам должно быть обязательно, в порядке вещей, и не составляет никакого труда. Опытные профессионалы с высокоразвитым, эмоциональным интеллектом пользуются спросом! Стоит отметить, что, в определённой степени, от того насколько тренер владеет культурой речи: ее грамотностью и привлекательностью; богатством (оригинальностью) языка; краткостью, точностью и эмоциональностью; зависит успешная деятельность тренера, а, следовательно, и клуба. Соблюдать в своей речи правильность словоупотребления, произношения и языковые нормы грамматики для тренера очень важно. Помимо краткости, оригинальности и ясности, речь тренера должна иметь некое разнообразие в плане использования фразеологии и лексики. Краткость – это способность излагать мысли сжато, точно и, в то же время, эмоционально и энергично. Как говорится: «Краткость – сестра таланта» [6]. Современная терминология в фитнесе переполнена терминами не только на русском языке, но и на английском тоже. Связано это с тем, что иногда термин на английском языке более понятен и краток для определенного общества людей. Однако стоит заметить, в процессе занятий тренера по фитнесу довольно часто злоупотребляют иностранной терминологией, не углубляясь в их значения.

Тренеру, желающему в полной мере овладеть педагогическим искусством, требуется вести себя максимально естественно со своими учениками, бороться против ложного пафоса и внешней красивости. Не менее важно следить за своей жестикуляцией. Жестикуляция, как метод убеждения в искусстве тренинга, допускается, но «разговаривать руками», в принципе, не желательно.

Само менеджмент или оптимальная организация личной работы определяет успешную деятельность тренера. Необходимо, тем не менее, вырабатывать собственный комплекс методов педагогических воздействий. Как утверждал К. С. Станиславский, «процесс общения и самовыражения выполняется одновременно всеми эмоциональными, умственными, физическими и душевными силами нашей природы».

Довольно сложная задача стоит перед современным фитнес-тренером оптимально реализовать функции само менеджмента. На Западе значительное внимание уделяется работе с персоналом. Как показывает практика, высокую производительность труда обеспечивают вложения огромных средств в улучшения условий труда и подготовку кадров. Для достижения успеха в бизнес фитнесе нужно правильно организовать кадровую политику. Эта задача ложится на плечи обособленного производителя услуг и на государство. Ибо именно его функцией есть разработка успешных стратегий тренировок и набора кадров. Если решить вышеупомянутые задачи, то можно существенно повысить качество фитнес – услуг, которые зависят во многом от характера или формы взаимодействия работника сервиса (в нашем случае тренера) и потребителя (клиента), а именно от профессионализма работника [7]. А кроме того от особенностей личности и настроения в текущий момент времени. С помощью комплекса вышеуказанных действий можно изменить мнение молодого поколения о физической культуре, оказать помощь в достижении своих задач и целей через занятия и в конечном счете сделать шаг к положительному решению этого вопроса.


Библиографический список
  1. Козлов, А.А. Здоровый образ жизни молодежи в контексте социального здоровья: опыт социального философского анализа/под. ред. А.А. Козлова и Е.В. Утишевой. Изд-во «Стратегия будущего», 2010. С. 68.
  2. Голованова, О.В. Развитие системы управления физической культуры и спорта. 2012. С. 130-135.
  3. Кингисепп, М.А. Фитнес – клуб. – СПб.: БХВ – Петербург, 2005. С. 65.
  4. Беставишвили, Т.Г. Путеводитель по фитнес – центру. Разумные советы для начинающих. С. 160.
  5. Джермо, Кен Учебник инструктора групповых фитнес занятий. – М.: Коммерческие технологии, 2001. С. 264.
  6. Галькевич, Р.С. Основы менеджмента / Р.С. Галькевич, В.И. Набоков. С. 188.
  7. Гончарук, С.В. Социальные основы формирования позитивного отношения студенческой молодежи к физической культуре и спорту / Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура». С.138 – 141.


Все статьи автора «Жуков Сергей Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: