УДК 37.04

КОУЧИНГ, МЕНТОРИНГ И ЭДВАЙЗИНГ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Сундукова Татьяна Олеговна1, Ваныкина Галина Владиславовна2
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и ИТ
2Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и ИТ

Аннотация
Инновации в педагогическом контексте обозначают не только новшества, но и традиционные принципы, технологии, подходы, методы и средства, которые способствуют повышению эффективности обучения и открывают новые возможности. Активное использование инноваций в современном образовании происходит в тесном взаимодействии с традиционными педагогическими технологиями, что позволяет сохранить положительные тенденции и способствовать развитию альтернативных подходов. К инновационным педагогическим технологиям моно отнести технологии коучинга, менторинга и эдвайзинга.

Ключевые слова: инновации, инновационные педагогические технологии, коучинг, менторинг, образование, традиционные педагогические технологии, эдвайзинг


COACHING, MENTORING AND ADVISING: TRADITION AND INNOVATION

Sundukova Tatyana Olegovna1, Vanykina Galina Vladislavovna2
1Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University, PhD in Pedagogic sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Computer Science and IT
2Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University, PhD in Pedagogic sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Computer Science and IT

Abstract
In a pedagogical context, innovations represent not only novelty, but also the traditional principles, technologies, approaches, methods and tools that contribute to increasing training efficiency and open up new opportunities. Active use of innovations in modern education can be possible only in close cooperation with the traditional pedagogical technology that allows you to maintain the positive trends and contribute to the development of alternative approaches. Coaching, mentoring and advising are considered to be innovative pedagogical technologies.

Библиографическая ссылка на статью:
Сундукова Т.О., Ваныкина Г.В. Коучинг, менторинг и эдвайзинг: традиции и инновации // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6217 (дата обращения: 26.05.2017).

Современные общественные процессы и явления при качественной оценке часто характеризуются степенью инновационности, то есть наличием или отсутствием нововведений, повышающих эффективность, значимость, популярность. В силу заимствования термина «инновации» из европейских языков аналогичный русскоязычный термин на сегодняшний день определен неоднозначно. В современной отечественной литературе зачастую синонимично употребляются понятия «новшества», «нововведения» и «инновации». При такой трактовке, в отличие от западной семантики, теряется «революционное», «прорывное» содержание понятия, не учитывается степень влияния реальных инноваций на ту область деятельности, к которой они приложены. Такое нечеткое толкование в педагогической науке приводит к терминологической и семантической неточности, к искажению обоснования и содержания инновационных методик и технологий.

Сущность инноваций в образовании связана с педагогической стратегией преподавателя, ориентированной на тесное взаимодействие участников образовательного процесса, способствующей их естественному и непрерывному профессиональному росту, развитию рефлексивных способностей, субъектности и ценностно-смысловой позиции. Инновационные процессы в образовании являются объектом пристального изучения многих ученых. Так, формированию понятия инновационного образования посвящены работы В.Ф. Взятышева, Л.Ф. Вязниковой, Л.И. Романковой, В.Е. Шукшунова, П.Г. Щедровицкого. «Педагогический смысл инноваций в образовании обнаруживается там, где субъекты инновационного взаимодействия, встречаясь с новизной, видят образовательный смысл в реорганизации собственного опыта, расширяют ценностную личностную позицию, придавая личностный смысл и целеполагающий характер инновациям» [1].

Инновации в педагогическом контексте обозначают не только новшества или нововведения, но и традиционные принципы, технологии, подходы, методы и средства, которые способствуют повышению эффективности обучения и открывают новые возможности. Такая трактовка будет использоваться в статье и далее. Активное использование инноваций в современном образовании происходит в тесном взаимодействии с традиционными педагогическими технологиями, что позволяет сохранить положительные тенденции и способствовать развитию альтернативных подходов. Технологии коучинга, менторинга и эдвайзинга имеют давнюю историю, становление, особенности использования и области применения – то есть могут быть отнесены к традиционным педагогическим технологиям. При этом в современной педагогической литературе таким технология уделяется особое внимание, они становятся популярными, так как в изменившихся экономических, социальных и политических условиях, на фоне глобального роста информационных технологий и ресурсов коучинг, менторинг и эдвайзинг приобретают иной смысл. Обоснование эффективности корректного и грамотного использования данных технологий приводятся в педагогической литературе.

Многие начинающие, а также опытные преподаватели испытывают трудности при определении различий между этими  технологиями обучения. Данные понятия легко спутать между собой, так как в процессе обучения опытный преподаватель использует комбинации разных технологий таким образом, что со стороны весь процесс выглядит как непрерывная коммуникация. Рассмотрим особенности каждой технологии и рекомендации по использованию в учебном процессе.

Ментор – это опытный советник или учитель. Менторинг – это технология обучения, при которой учащийся имеет возможность наблюдать за ментором/учителем/наставником и учиться у него. Ментор помогает развивать технические навыки, способствовать карьерному росту и психосоциальным функциям личности. Ментор всегда выше своего воспитанника, так как он имеет больше опыта, более высокий социальный статус и влияние в профессиональной сфере. Технологию «менторинг» вряд ли можно назвать новой, однако, в настоящее время она приобретает иное значение. В ХХ веке менторинг в основном использовался для повышения эффективности труда среднестатистических работников и реализации преемственности производства. Повышенный интерес к данной технологии обучения в настоящее время может быть обусловлен следующими факторами [2]:

  • обеспокоенность моральным состоянием и уровнем доверия сотрудников, связанным с реструктуризацией и сокращением в компаниях;
  • повышенная чувствительность к проблемам в коллективе;
  • необходимость преемственного планирования;
  • инновационные процессы в обществе в целом и в компании в частности;
  • мотивация к проведению изменений, которые стимулируют организации сегодня, нехватка квалифицированных специалистов.

Главным фактором, стимулирующим введение в практику технологии менторинга, является высокая конкурентоспособность на рынке труда. Обмен «интеллектуальным капиталом» оказывает сильное влияние на развитие личности работников и компании в целом, не говоря уже о мотивации.

Отношение, возникающее между ментором и «воспитанником», имеет много определений и ролей. Ментор может являться близким советником, руководителем, учителем или просто человеком, имеющим личную заинтересованность в карьере конкретного работника и дающим нужные советы и указания. Между ментором и воспитанником отношения выстраиваются на основе духовного сходства и в дальнейшем характеризуются пониманием общих целей и стремлением их достичь.

Изначально менторинг использовался для повышения эффективности деятельности работников со средними показателями, но в настоящее время менторинг применяется в других целях. Менторинг улучшает коммуникативные навыки, развивает навыки межличностного общения и повышает уверенность в собственных силах.

Особенности менторинга:

  • формирует личную привязанность и заинтересованность обучающегося, повышает его мотивацию к профессиональному росту;
  • является эффективным методом обучения для обеих сторон (ментор и обучающийся);
  • развивает многолетнюю связь и дружбу между участниками процесса.

Коучинг – это персональный и конфиденциальный процесс обучения. Обычно результатами коучинга являются успешная реализация поставленных задач, повышение эффективности деятельности, личностный рост отдельного человека, а также усовершенствование схемы построения бизнеса и оптимизация  процессов его организации. Коучинг является личностным процессом обучения в сравнении с другими технологиями по двум причинам. Первой причиной индивидуализации коучинга является то, что данная технология обучения подразумевает исключительность набора знаний каждого учащегося, быстроты восприятия информации, степени обучаемости и стиля обучения. Второй причиной можно назвать приемлемость использования коучинга для декларации отзывов о сильных и слабых сторонах учащегося [3].

Используя технологию коучинга, преподаватель управляет процессом обучения и показывает ученику, какие стороны усовершенствованы, а какие все еще требуют доработки. Четкое представление о желаемом результате является ключевым компонентом в успешной реализации коучинга. Для коучинга могут считаться приемлемыми следующие задачи:

  • развитие навыка в определенной области;
  • усовершенствование деятельности с акцентом на повышение уровня ответственности в работе;
  • профессиональное развитие, позволяющее впоследствии взять на себя новые обязанности;
  • личностное развитие, эффективно влияющее на производительность труда.

В настоящее время  часто требуется быстро решать кризисные задачи, зачастую не обладая необходимым опытом и образованием, порой при полном отсутствии каких-либо моделей. Технология коучинга позволяет человеку, имеющему мотивацию к развитию, перейти на новый уровень и показывает, каким образом это можно сделать, что необходимо предпринять.

Особенности коучинга:

  • применяется индивидуальный подход в обучении;
  • технология направлена на индивидуальное развитие личности;
  • мотивирует и вдохновляет;
  • требует психологической совместимости преподавателя и учащихся.

Технология эдвайзинга имеет многовековую историю и на заре своего становления использовалась для организации целенаправленного процесса передачи практического опыта и его последующей возможной корректировки.  В классическом понимании эдвайзер – это педагог, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения и освоения образовательной программы в период обучения. В широком смысле эдвайзер комплексно выполняет следующие функции: способствует личностному росту и становлению воспитанников, занимается корректировкой содержания образовательных программ в контексте соответствующей специальности, сохраняет положительные традиции в организации обучения.

В настоящее время наблюдается повышение интереса к эдвайзингу, который рассматривается в новом контексте. Современные общественные тенденции способствуют формированию отдельных проблем, в решении которых эффективной выступает технология эдвайзинга [4]:

  • слабая социальная адаптация студентов младших курсов к системе высшего образования, а также сотрудников в начале карьеры  к профессиональной деятельности;
  • необходимость приобщения обучающихся либо молодых специалистов не только к производственной и профессиональной сферам деятельности, но и развитие межкультурного общения, сохранение положительных традиций, сложившихся в организации;
  • учет особенностей высшего образования и непрерывного обучения по конкретной специальности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
  • инновационные процессы в обществе, влияющие на изменчивость требований к профессиональным компетенциям выпускников вузов по конкретной специальности.

Эдвайзинг реализует динамические взаимоотношения между учащимся и педагогом. В центре образовательного процесса при этом находится общая ответственность участников за последовательное освоение учебного плана в сочетании с личным, социальным, академическим и карьерным развитием. Первостепенной задачей эдвайзинга является оказание помощи обучающимся в определении целей в профессиональной и социальной деятельности, в приобретении устойчивых навыков и отношений, которые будут в дальнейшем способствовать интеллектуальному и карьерному росту.

Особенности эдвайзинга:

  • оказание помощи студентам и молодым специалистам в их профессиональном и личностном росте путем построения содержательных учебных планов, совместимых с жизненными целями обучающихся;
  • грамотное и эффективное руководство обучающимися со стороны эдвайзера;
  • возможная корректировка траектории обучения в соответствии с общественными тенденциями;
  • социальная и профессиональная мобильность педагога в сочетании со знаниями особенностей предметной области;
  • опыт и высокий профессионализм эдвайзера в сочетании с авторитетом;
  • преемственность поколений.

Во всех приведенных технологиях обучения есть определенный набор компонентов: результат, руководство, поддержка, сопровождение в контексте какой-либо организации или построении карьеры отдельно взятого человека и его жизни в целом. Улучшение результатов деятельности человека во многом связано с развитием определенных компетенций и навыков. Руководство деятельностью человека и поддержка стабилизируют его эмоциональное состояние и совершенствуют качества характера. В таблице 1 мы приводим сравнительный анализ коучинга, ментроринга и эдвайзинга по наиболее значимым, на наш взгляд, параметрам.

Таблица 1 – Сравнительный анализ технологий коучинга, менторинга и эдвайзинга

Коучинг

Менторинг

Эдвайзинг

Нацеленность

получение структурированной поддержки для принятия самостоятельных решений получение и осуществление руководства, выбора получение профессиональной поддержки в организации научно-исследовательской работы

Окружение

индивидуальная и/или групповая работа личное развитие для будущей карьеры и жизни индивидуальная работа

Ориентирование

исследование практика исследование

Количество

от «один на один» до

«один на восемь»

от «один на один» до

«один на три»

«один на один»

Эффективность зависит от

навыков тренера и мотивации учащихся опыта и знаний ментора, его готовностью поделиться ими личного опыта и авторитета эдвайзера, мотивации учащихся

Содержание

зависит от специфики работы основано на потребностях подопечного основано на специфики работы

Цель

улучшение результата деятельности намеренное вложение в будущее научно-исследовательская деятельность

Прогресс

зависит от мотивации зависит от поставленных целей зависит от мотивации

Уровень ответственности

от среднего до высокого уровня высокий, глубокий уровень высокий, глубокий уровень

Метод

вопросы и исследование

(воля и разум)

руководство и лидерство

(эмоции, воля и разум)

вопросы и исследование

(воля и разум)

Результат

улучшить качество работы развить свой потенциал в карьере и жизни оформить результаты исследования

Практическая значимость использования технологий коучинга, менторинга и эдвайзинга в образовании заключается в разработке моделей формирования ядра профессиональных компетенций с учетом потребностей рынка труда и квалификационных требований ФГОС. Такие модели и методики их внедрения в образовательное пространство позволят достигать планируемого уровня профессиональных компетенций обучающихся и могут быть использованы для интенсификации и повышения качества образовательного процесса. Применение инновационных технологий в образовательной и профессиональной деятельности требует от педагога знаний особенностей и условий их эффективного использования. Положительную динамику роли инноваций в системе образования можно обеспечить, опираясь на сочетание традиционного и инновационного подходов. Активное привлечение инноваций в образовательную деятельность должно грамотно сочетаться с условиями их эффективного использования, что позволит обеспечить комплексность и повысить качество профессионального образования.


Библиографический список
  1. Торгунская Н.Л. Педагогические инновации как условие личностно-профессионального развития преподавателей высшей школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Торгунская Наталья Леонидовна; – Комсомольск-на-Амуре, 2007. – 21 с.
  2. Ваныкина Г.В., Сундукова Т.О. Тренинг, фасилитация, коучинг и менторинг в непрерывном образовании // Электронное обучение в непрерывном образовании 2016. III Международная научно-практическая конференция: сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – С. 648-655.
  3. Ваныкина Г.В., Сундукова Т.О. Коучинг в обучении будущих ИТ-специалистов  // Современные информационные технологии и ИТ-образование. / Научный журнал, Т.1 (№11) – Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. – С. 550-556.
  4. Sundukova T., Vanykina G. Training, mentoring or advising – what to choose? // Recent Achievements and Prospects of Innovations and Technologies: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. – Севастополь: Резерв, 2016. – С.259-267.


Все статьи автора «Сундукова Татьяна Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: