УДК 378.1

УСЛОВИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рыбакова Надежда Алексеевна
Московский университет имени С.Ю. Витте
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и социально-гуманитарных дисциплин

Аннотация
В статье исследуется совокупность субъективных и объективных условий самоактуализации личности, обеспечивающая эффективность реализации педагогом профессиональной деятельности. Особое значение придается субъективным условиям, которые рассматриваются автором в единстве личностного, психологического, научно-теоретического и практического компонентов готовности к самоактуализации. При этом отмечается, что важную роль для активизации данного процесса играют объективные условия, которые воплощают собой социальную востребованность самоактуализации личности.

Ключевые слова: готовность, качества личности, образование, объективные условия, педагог, профессионально-педагогическая деятельность, самоактуализация, студент, субъективные условия, учащийся


THE CONDITIONS OF ACTUALIZATION OF TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY

Rybakova Nadezhda Alekseevna
Moscow University named S. U. Vitte
doctor of pedagogical Sciences, head of Department of pedagogy, psychology and socio-humanitarian disciplines

Abstract
This article examines the totality of the subjective and objective conditions of self-actualization of the person providing the efficiency of the implementation of teacher professional activities. Particular importance is attached to subjective conditions that are considered by the author in the unity of the personal, psychological, scientific-theoretical and practical components of readiness for self-actualization. It is noted that an important role for the intensification of this process are the objective conditions that embody social relevance of self-actualization.

Keywords: education, objective conditions, professional-pedagogical activity, self-actualization, subjective conditions, teacher, the quality of the person, willingness


Библиографическая ссылка на статью:
Рыбакова Н.А. Условия самоактуализации педагога в профессиональной деятельности // Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6539 (дата обращения: 01.10.2017).

Одной из важных задач, выдвигаемых обществом перед современной школой, является формирование в каждом ребенке Личности: самостоятельной, своеобразной, творческой, способной к осознанию, саморазвитию и самореализации индивидуального  потенциала. То есть, – воспитание самоактуализирующейся личности. Решить данную задачу может только педагог, который сам является такой личностью. Учитель самоактуализирующийся в профессиональной деятельности, является главным действующим лицом перспективного развития образования, получения новых результатов, в которых приоритетное значение имеет формирование и развитие у подрастающего поколения качеств самоактуализирующейся личности [5]. Таким образом, социальная востребованность есть важнейший источник самоактуализации педагога.

Под влиянием объективных условий профессии у многих педагогов складывается манипулятивный стереотип педагогической деятельности, то есть стандартизированный образ профессиональной деятельности, отличающийся значительной устойчивостью. Его характеризует привычка к избеганию в процессе деятельности инициативы, самостоятельного и ответственного принятия профессионально-значимых решений, свободного творчества, систематическая защита «авторитетным мнением» и др.

Формированию такого стереотипа способствуют такие свойства учителя как необоснованное недоверие себе, неадекватная самооценка, принижение собственной роли в образовательном процессе как личности и индивидуальности. Манипулятивный стереотип приводит к тому, что для педагога становится комфортным не развиваться самому и не совершенствовать профессиональную деятельность, отторгать вновь осознаваемые стороны собственной личности для сохранения привычного состояния мнимой безопасности и благополучия.

Самоактуализация – явление противоположное манипуляторству. Она выступает как условие реализации тенденций современного школьного образования, связанных с комплексным внедрением идей личностно-ориентированного, развивающего обучения, гуманистического подхода к человеку и отношения к нему как к высшей ценности.

Результаты нашего исследования позволили рассматривать самоактуализацию как деятельность педагога по переводу его профессионально значимого потенциала в состояние актуальности, которая разворачивается в рамках педагогической деятельности, регулируется ее специфическими требованиями, способствует ее результативности. С процессуальной стороны самоактуализация выступает как последовательность постановки и достижения педагогом целей самопроявления, саморазвития или самореализации конкретной особенности потенциала. Самоактуализация как деятельность характеризуется дихотомичной целенаправленностью (для Себя и для Других), полимотивированностью, осознанностью, систематичностью, управляемостью действий, развитием. Ее механизмом является свободный и ответственный выбор преподавателем  действий, направленных на достижение целей самоактуализации.

Результаты исследований ученых доказывают, что самоактуализация есть важнейший компонент личностной и профессиональной зрелости любого человека, в том числе – педагога (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Самоактуализация педагога, как и любая деятельность, может эффективно осуществляться лишь при наличии определенных субъективных и объективных условий. В данной диаде центральную позицию занимают субъективные условия, которые являются основным источником, инициирующим и обеспечивающим процесс самоактуализации. Вся необходимая совокупность таких условий, на наш взгляд, воплощается в феномене готовности к самоактуализации, которая предстает как некое психическое состояние учителя, его предрасположенность к её систематической самоорганизации. Готовность включает четыре направления, которые взаимосвязаны и комплексно влияют на качественное состояние друг друга. Это психологический, личностный, научно-теоретический и практический компоненты.

Под психологической готовностью учителя нами понимается личностная направленность педагога на самоактуализацию в профессиональной деятельности, которая выступает в единстве соответствующих потребностно-мотивационных, волевых и эмоциональных составляющих. Это результат осознания педагогом сущности самоактуализации, ее значения для него самого и для Других, что ведет к правильному пониманию целей и осознанию собственных мотивов.

В целом, психологическая готовность характеризуется желанием и стремлением учителя быть самоактуализирующейся личностью и осуществлять профессиональную деятельность самоактуализируясь в ней. Она отражает состояние мотивации, является главным внутренним источником самоактуализации, а также центральным компонентом готовности к ней.

Личностная готовность педагога к самоактуализации рассматривается нами как обладание педагогом комплексом необходимых для осуществления самоактуализации личностных свойств, обусловленных наличием соответствующих способностей.

Проанализировав имеющийся в науке опыт (С.Л. Братченко, Л.Я. Гозман, М.В. Загик, М.В. Кроз, С. Мадди, А. Маслоу, М.Р. Миронова, Р. Мэй, Ф. Перлз, К. Роджерс, Э. Шостром и др.), учитывая особенности профессии учителя, опираясь на критерии необходимости и достаточности, мы установили, что данный вид готовности характеризуется двумя видами качеств: интраперсональными (направленными на себя) и интерперсональными (направленными на Других) [4].

К основным интраперсональным свойствам самоактуализирующейся личности нами отнесены: самоценность, субъектность, стремление к независимости и свободе, самоуважение, доверие себе,  стремление к творчеству. Кратко охарактеризуем указанные свойства.

Самоценность означает осознание и принятие педагогом своей личностной значимости и ценности, признание уникальности собственной профессиональной индивидуальности, своих способностей, интересов, стремлений, опыта, потребностей и позиций. Самоценность позволяет педагогу смотреть на себя как на человека, внутренний мир, духовные качества, чувства, отношения, индивидуальное своеобразие в целом требуют внимания и развития.

Субъектность выступает как осознание и принятие учителем положения о том, что только он сам является главной энергетической силой, источником и организатором собственной профессиональной деятельности, именно он сам несет ответственность как за результаты своего труда, так и за собственный профессиональный рост. Данное качество обеспечивает выбор наиболее эффективных путей осуществления профессиональной деятельности в опоре на собственную индивидуальность, обеспечение ее развития и реализации.

Стремление к независимости и свободе. Педагог (как самоактуализирующаяся личность) должен не только признать за собой право на независимость своих личностных ценностей, их свободное формирование и выражение, но и активно реализовать это в профессии. Данное свойство помогает ему избегать бездумного принятия «чужого, но авторитетного» мнения без его тщательного анализа и соотнесения с собственной системой ценностей и способностей.

Доверие себе. Для манипулятора характерно постоянное обращение к мнению, позиции, решению Другого, который считается авторитетом, в ущерб принятия решений самостоятельных. Зачастую этот вид психологической защиты идет от недоверия самому себе как профессионалу, личности. Это «свое» манипулятор необоснованно считает менее интересным, менее значимым, менее достойным, менее профессиональным. То есть, он фактически блокирует собственное творческое Я, пользуясь чужими достижениями, несмотря на то, что опыт Другого в его индивидуально-личностных условиях может и «не работать». Без доверия себе, обоснованного самоосознанием и адекватной самооценкой, самоактуализация невозможна в принципе.

Самоуважение. Уважая себя, педагог не позволит себе делать свое дело не формально, не качественно. Самоуважение, которое связано с ощущением собственного достоинства, не позволяет проявлять в общении с Другими высокомерия, неуважения, выпячивания собственного Я, непродуманности действий. Самоуважение – это важный источник, обеспечивающий самоконтроль и саморегуляцию.

Стремление к творчеству. Данное свойство характеризует стремление педагога к принятию и использованию в работе оригинальных решений, а также интерес к новому педагогическому опыту, стремлению его познать и освоить, желание разрабатывать что-либо свое в опоре на собственный профессионально-значимый потенциал [2].

Считаем необходимым подчеркнуть, что одной из важнейших характеристик полноценной и позитивной самоактуализации выступает адекватность. Это значит, что свойства личностной готовности должны опираться на профессионализм педагога и адекватную самооценку.

Интерперсональные свойства личности схожи с интраперсональными, но характеризуют отношение учителя к Другому (ученику, коллеге). Они выступают как признание, принятие личностной и индивидуальной ценности этого Другого, его субъектности, стремления к независимости и свободе, уважительное отношение к нему, доверие его духовным и творческим силам. Развитые интерперсональные качества позволяют педагогу гармонизовать взаимоотношения между своим «Я» и «Я» Другого, создавать условия не только для собственной, но и его самоактуализации.

Важное значение для самоактуализирующейся личности имеет научно-теоретический и практический компоненты готовности.

Научно-теоретическая готовность характеризуется необходимым и достаточным объемом знаний о самоактуализации и основах ее практической реализации. Она есть источник важной для учителя информации о сущности самоактуализации, её значении для него и его профессиональной деятельности, о предмете, содержании, процессе самоактуализации, ее условиях, принципах, технологиях, методиках, отдельных способах реализации и др.

Практическая готовность предполагает сформированность у педагога определенной совокупности умений действовать в соответствии с имеющимися знаниями, главное же – владение соответствующими нормативными технологиями и индивидуальными способами самоактуализации в профессиональной деятельности.

Считаем целесообразным акцентировать внимание на том, что обязательным и очень важным условием готовности к самоактуализации является достаточный уровень готовности учителя к профессиональной деятельности в целом.

Наличие развитых субъективных условий – определяющий фактор эффективности самоактуализации. Вместе с тем следует учитывать и то, что способствуют активизации педагога к самоактуализации объективные внешне-активизирующие условия.

В частности, И.Ф. Исаев считает, что для самореализации педагога необходима, помимо субъективных условий, соответствующая стимулирующая среда, то есть, определенные объективные условия. К ним, помимо прочего, автор относит положительный эмоциональный психологический климат в коллективе и материально-техническую оснащенность.

Представители гуманистической философии и психологии высказывают идею о том, что для максимально эффективной самоактуализации необходимо доброжелательное, сочувственное отношение окружающих [3].

Б.С. Гершунский обоснованно считает, что личность сможет стать способной к полноценной самореализации только на основе эффективного образования [1, с. 6].

Опираясь на мнения ученых, аналогичных указанным, на результаты нашего исследования, мы выделили круг, на наш взгляд, наиболее значимых объективных условий самоактуализации, способствующих активизации данной деятельности.

Объективные условия мы связываем с двумя взаимосвязанными аспектами: 1) стимулирующая профессиональная среда; 2) организация специальной подготовки к самоактуализации в системе непрерывного образования.

Стимулирующая профессиональная среда предстает как совокупность следующих компонентов: поощряемость и одобряемость самоактуализации в профессиональной среде, благоприятная психологическая атмосфера в коллективе, методическое и материально-техническое обеспечение.

Поощряемость и одобряемость самоактуализации в профессиональной среде. Становление самоактуализации требует со стороны учителя значительных усилий. Поэтому для него важно, чтобы его труд был значим и небезразличен для руководства. Усилия педагога должны приветствоваться, быть востребованы, поддержаны, по достоинству оценены и отмечены.

В настоящее время на государственном уровне данные позиции не только декларируются, но и предпринимается комплекс мер по их практической реализации. В целом они направлены на стимулирование творчества, профессионального роста, самореализации учителей всех специальностей.

Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе. В своей профессиональной деятельности и самоактуалиации учитель нуждается в признании и принятии членами коллектива его ценности, субъектности, стремления к независимости и свободе, в уважительном и доброжелательном отношении, в доверии его духовным и творческим силам. Все это обосновывает необходимость взаимодействия всех субъектов коллектива на правилах общения самоактуализурующихся личностей. Создание психологически благоприятной атмосферы – дело не только администрации школы, но и каждого отдельного педагога. Учитель должны реализовать при общении с коллегами в равной степени как свои интраперсональные, так и интерперсональные свойства.

Методическое и материально-техническое обеспечение. Для самоактуализации педагогу необходима, во-первых, методическая помощь для систематического и эффективного комплексного осуществления самопреобразования, преобразования профессиональной деятельности и личности ученика. То есть консультативная помощь более квалифицированных и опытных специалистов, широкая и доступная база методических кабинетов, располагающих литературой для профессионального саморазвития педагога. Поскольку один из видов самоактуализации – самореализация, которая непосредственно связана с организацией учителем образовательного процесса, педагог должен иметь возможность широкого выбора не только методов и приемов работы, но и оборудования кабинета, разнообразных технических средств и пр.

В практике образования самоактуализация осуществляется главным образом импровизационно, под воздействием сильной врожденной потребности, которая подготавливается опытом работы педагога, развитыми творческими способностями и т.п. Вместе с тем, эффективная самоактуализация еще не массовое явление. Отсюда следует, что большинству учителей необходима действенная помощь в становлении его самоактуализации, то есть – специальная подготовка в системе непрерывного профессионального образования.

Итак, эффективная самоактуализация педагога в профессиональной деятельности требует наличия комплекса определенных условий, которые выступают в единстве субъективного и объективного аспектов. Субъективные условия – это всесторонняя готовность педагога к самоактуализации: психологическая, личностно-психофизиологическая, научно-теоретическая, практическая. Именно субъективным условиям отводится приоритетная роль. Однако их становление и эффективное функционирование в высокой степени детерминируется условиями объективными.


Библиографический список
  1. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценно-стей и целей образования // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 3-7.
  2. Гусев Д.А., Флеров О.В. Дополнительное профессиональное образование в социальном пространстве современной России // Наука и школа. 2016. № 5. С. 44-55.
  3. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 414 с.
  4. Рыбакова Н.А. Сущность самоактуализации педагога с позиций гуманистического подхода // Человек и культура. - № 2. – 2015 год. –  http://e-notabene.ru/ca/rubric_175.html
  5. Флеров О.В. Экзистенциально-психологические факторы личностного роста взрослого человека в пространстве институционального непрерывного образования // Психология и Психотехника. 2016. № 3. C. 272-280.


Все статьи автора «Рыбакова Надежда Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: