В процессе подготовки в вузе будущего программиста выполнению курсовых работ отводится особое место в силу того, что данная форма организации обучения предполагает большой объем самостоятельной работы студента, что, несомненно, способствует укреплению его собственной позиции по рассматриваемым вопросам и, в конечном счете, влияет на становление его профессиональных качеств. Курсовая работа традиционно не выполняется на первом курсе, так как в этот период студент еще недостаточно подготовлен к ведению самостоятельной учебно-исследовательской работы, а также потому, что фундамент его теоретических знаний находится в стадии закладки. Кроме того, уровень сформированности профессиональных компетенций студента-первокурсника достаточно сложно поддается оцениванию в силу незавершенного процесса «выравнивания» стартовых позиций абитуриентов [1].
Курсовая работа, как неотъемлемая часть профессиональной подготовки будущего программиста представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в изучаемой области науки. Курсовая работа выполняется с целью углубленного изучения отдельных тем соответствующих учебных дисциплин профессионального блока и овладения исследовательскими навыками. При выполнении курсовой работы решаются следующие основные задачи:
- закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине;
- формирование и развитие умений применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач;
- приобретение навыков творческого мышления, обобщения и анализа;
- приобщение к работе со специальной и научной литературой, интернет-ресурсами;
- применение современных методов алгоритмизации, программирования, системного анализа и моделирования для решения прикладных задач;
- закрепление навыков процедурного, объектно-ориентированного, сценарного и логического программирования;
- развитие интереса к научно-исследовательской работе.
С этой точки зрения, к курсовым работам предъявляются следующие требования:
- глубокое понимание теоретического материала работы, завершенность и полнота решения поставленных в работе задач;
- наличие элементов научного творчества, собственного подхода к решаемым задачам и проблемам, самостоятельный характер изложения материала;
- связь теоретических положений с практикой, с современным состоянием науки и технологий программирования;
- наличие практической части, выполненной в виде: программной реализация отдельных рассмотренных алгоритмов; решения прикладных задач; разработка информационных систем или систем обработки баз данных.
Целью нашего исследования являлся анализ мнений, взглядов и отношения студентов выпускного и предвыпускного курсов к курсовой работе. Этот анализ должен был быть выполнен с двух точек зрения, – студента и преподавателя. Для достижения цели была разработана анкета из 11 вопросов, наиболее полно, на наш взгляд, отражающих этапы работы над курсовой, способы ее написания и защиты, поиск литературы и источников, методы взаимодействия с руководителем и т.п. В ходе анкетирования было опрошено 37 студентов 3-4 курсов факультета Математики, физики и информатики направлений подготовки Математическое обеспечение и администрирование информационных систем и Фундаментальная информатика и информационные технологии. Необходимо отметить, что на кафедре информатики и информационных технологий, которая является выпускающей по данным направлениям подготовки, сложилась вполне определенная система работы со студенческими курсовыми. В этой системе, помимо таких этапов как выбор темы и научного руководителя со стороны студента, закрепление темы и научного руководителя за каждым студентом со стороны кафедры, присутствуют, на наш взгляд, два наиболее важных этапа работы со стороны научного руководителя: формулировка задания на курсовую работу и организация и проведение защиты курсовых работ студентами. Как показали результаты анкетирования, эти этапы являются важными не только для руководителя, но и для студента.
Содержание анкеты и распределение ответов респондентов представлено в Таблице 1.
Таблица 1. Вопросы анкеты и распределение ответов респондентов
№ |
Описание вопроса |
a |
b |
c |
d |
e |
1 |
Кто сформули-ровал тему кур-совой работы? | Я самостоятельно | Преподаватель кафедры | Я совместно с преподавателем кафедры | Посоветовали друзья |
- |
0 |
21 |
16 |
0 |
- |
||
2 |
Когда вы начали выполнение курсовой? | Как только узнал(а) о её наличии | После получения задания | За “пару недель” до защиты | Свой вариант |
- |
6 |
18 |
4 |
9 |
- |
||
3 |
Оцените степень важности наличия конкретного задания, сформу-лированного преподавателем для вашей работы | Крайне важно | Полезно, но справился(ась) бы сам(а) | Безразлично | Вредно, поскольку сковывает инициативу |
- |
25 |
7 |
4 |
1 |
- |
||
4 |
Оцените степень собственного профессионально-го роста в процес-се выполнения курсовой работы | Получил(а) полезные профессиональные навыки | Узнал(а) что-то новое | Доставил “пару полезных ссылок” в свою копилку | Никак не повлияла |
- |
12 |
20 |
4 |
1 |
- |
||
5 |
Оцените характер вашей работы по изучению специальной литературы в ходе выполнения курса | Просмотрел(а) большинство книг из рекомендуемо-го списка | Просмотрел(а) все книги из рекомендуемого списка и самостоятельно нашел | Взял(а) одну книгу, подходящую под название темы | Книги не использовал(а) |
- |
10 |
14 |
7 |
6 |
- |
||
6 |
Оцените степень влияния интернет-ресурсов на формирование содержания вашей курсовой работы | Интернет использовал(а)для поиска книг из списка, а по существу работал(а) самостоятельно | Просмотрел(а) интернет-ресурсы, но работу делал сам | Значительная часть курсовой работы – статьи из интернета | Курсовая работа полностью из интернета |
- |
4 |
24 |
9 |
0 |
- |
||
7 |
Оцените степень влияния других людей на процесс создания вашей курсовой работы | Работал(а) с рекомендация- ми преподавателя | Послушал(а) преподавателя, проанализировал(а) задачи, выполнила в соответствии с темой | Осознал(а) поставленные задачи и воспользовался(ась) помощью друзей | Взял чужой вариант и выдал за свой |
- |
8 |
24 |
5 |
0 |
- |
||
8 |
При выполнении курсовой работы самым сложным было… | Выполнить аналитический обзор источников для теоретической части | Выделить конкретный материал для моделирования и построения конкретных примеров | Написать и отладить код программы | Свой вариант |
- |
8 |
7 |
20 |
2 |
- |
||
9 |
Выполнение требований по оформлению курсовой работы для вас это… | Нормально профессионально | Раздражающая необходимость | А я их не соблюдал(а) | А что это такое? |
- |
18 |
15 |
0 |
4 |
- |
||
10 |
Выберите наибо-лее предпочти-тельный для вас способ защиты курсовой работы | Один на один с научным руководителем | Публичное выступление перед студентами и преподавателями | Передать работу преподавателю, а дальше – будь, что будет | Свой вариант |
- |
24 |
5 |
6 |
2 |
- |
Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о том, что во всех случаях тема курсовой работы формулируется или руководителем, или совместно студентом и руководителем работы. Никто из опрошенных студентов не предложил своей темы. Это обусловлено тем, что формулировка темы является ключевым этапом в написании курсовой работы, а студент зачастую не очень хорошо представляет, как можно связать содержание курсовой работы с тематикой своей учебно-научной деятельности, со сферой своих профессиональных интересов, а порой просто не определился в данном направлении и не знает, чего хочет. В этой же связи большинство опрошенных (68%) указали на крайнюю важность наличия задания на курсовую работу, сформулированного научным руководителем, так как задание дает полную картину того, что должна представлять собой курсовая работа, и какие конкретно задачи должны быть в ней решены. Формулировка задания также предполагает наличие списка рекомендуемой литературы и других источников. В дальнейшем, мы покажем, что правильно сформулированное задание напрямую влияет на характер работы студента с источниками информации.
Выполнение курсовой работы большинство респондентов (65%) начали сразу же после получения задания или за несколько месяцев до защиты, что свидетельствует об осознании студентами важности и значимости данного вида работы. В процессе выполнения курсовой работы 54% респондентов узнали что-то новое и 32% получили профессиональные навыки, что подтверждает тезис о значимости курсовой работы в профессиональном становлении будущих программистов.
Выполнение курсовой работы предполагает самостоятельную работу со специальной литературой, перечень которой обычно рекомендует руководитель, однако 38% опрошенных студентов смогли самостоятельно найти и изучить нужную литературу. Данный факт свидетельствует о достаточной сформированности у студентов выпускного и предвыпускного курсов навыков работы с теоретическими источниками и поисковыми системами в плане формулировки адекватных тематических запросов. Правильность формулировок поисковых запросов зависит и от того, какие задачи курсовой работы были сформулированы руководителем и какая литература была приведена в списке. В области использования интернет-ресурсов также наблюдалась картина отторжения готовых сетевых материалов и неприемлемости их бездумного использования в курсовой работе. Никто из опрошенных не выдал чужой вариант курсовой работы за свой. В этой связи можно предположить, что среди опрошенных нет «лишних» людей, не осознающих выбор своей будущей профессии и не стремящихся к профессиональному становлению и росту.
При написании курсовой работы самым сложным для большинства опрошенных студентов (54%) оказался этап написания и отладки кода программы и аналитический обзор теоретического материала (22%). По отзывам преподавателей, такая картина типична не только для курсовой работы: написание своей программы (не по образцу) сродни акту творчества, а отбор и компоновка теоретического материала предполагают глубокий уровень понимания проблемы исследования, который соответствует в большей степени профессионалу, чем студенту.
По поводу требований к оформлению курсовой работы мнения респондентов полярно разделились практически пополам: 49% считают это нормальным и профессиональным, а 41% воспринимают их как раздражающую необходимость. Данные результаты позволяют предположить некоторую небрежность в отношении студентов к оформлению результатов своей работы и непонимании важности этапа визуализации данных исследования. Скорее всего, проблема заключается в отсутствии специализированных дисциплин, на которых бы изучались данные вопросы. Кроме того, специфика сетевого общения внутри профессиональных сообществ программистов наводит на мысль о некотором пренебрежении стандартами оформления текстовых документов (спецификаций, инструкций пользователя) в соответствии с тезисом «программа работает, код оптимален, – что еще нужно?».
Процедура защиты курсовой работы, по мнению подавляющего большинства опрошенных студентов (65%), должна происходить в режиме один на один с руководителем. По нашему мнению, на выбор данного варианта ответа влияет отсутствие опыта публичных выступлений у большинства студентов. Этот пробел восполняется к концу выпускного курса, когда студенты заметно активизируются в плане выступлений на конференциях, заседаниях студенческого научного общества, научных и учебно-методических семинарах и т.п.
В целом, результаты анкетирования позволяют сделать однозначный вывод о позитивном отношении студентов к курсовой работе и о значимости данного вида работы с точки зрения профессионального становления будущих программистов. Преподавателям следует обратить внимание студентов на тот факт, что неправильно, неграмотно или неубедительно представленные результаты качественно выполненной работы, красивой и грамотной программы или информационной системы напрямую влияют на оценку презентуемого продукта, снижая общее впечатление. Такие промахи недопустимы в работе будущего программиста. Поэтому со стороны научных руководителей необходима активизация разъяснительной и организационной работы по подготовке студентов к защите курсовой работы, по убеждению студентов в необходимости правильного ее оформления.
Библиографический список
- Мартынюк, Ю.М. Моделирование процесса оценки сформированности профессиональных компетенций будущих программистов в курсе «Основы программирования» / Ю.М. Мартынюк, В.С. Ванькова // Обеспечение качества учебного процесса: традиции и инновации. Материалы XLII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. – 2015. – С. 142-144.