УДК 37

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПУТЬ К УСПЕХУ КАЖДОГО УЧЕНИКА

Найденова Ирина Сергеевна
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
научный сотрудник

Аннотация
В данной статье рассматривается наиболее обсуждаемая мировым образовательным пространством проблема индивидуализации обучения, как один из путей повышения качества обучения в школе и практика ее реализации в зарубежных странах.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, индивидуальная траектория обучения, повышение качества обучения в школе


THE DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL LEARNING PATHS, AS A PATH TO SUCCESS FOR EACH STUDENT

Naydenova Irina Sergeevna
Institute of Education Development Strategy Russian Academy of Education
Science Officer

Abstract
This article discusses the most talked about global educational space problem of individualization of learning, as a way to improve the quality of schooling and the practice of its implementation in foreign countries.

Библиографическая ссылка на статью:
Найденова И.С. Развитие индивидуальной траектории обучения, как путь к успеху каждого ученика // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5446 (дата обращения: 16.07.2023).

«Если мы будем учить детей сегодня, как мы учили вчера, то мы лишим их завтра»[1]

Джон Дьюи (амер. философ, педагог)

Многие страны мира признавая, что все люди разные, каждый человек имеет стремления, мотивы, свою точку зрения, а также разную скорость восприятия и обучения делают шаги к индивидуализации обучения внутри социальной группы (класса). В мировой педагогической науке и практике всегда в основе обучения была личность, вокруг которой выстраивался педагогический процесс. Но зачастую ориентир был на «среднего ученика» и реализация осуществлялась по принципу «одна мерка на всех», где содержание, материалы и темп обучения одинаков для всех учеников, учебные планы и методы зачастую ставили целью воспроизведение учащимися того, что дает учитель. Однако последние десятилетия стало очевидно, что нужно менять концепции обучения и посмотреть на каждого ученика как на индивидуальность, а пассивно полученные знания могут быть непрочными и малоэффективными для развития личности и общества в целом. Ни один ребенок не должен остаться «позади» и быть неуспешным, эта проблема, которая обсуждается мировым образовательным сообществом многие годы и реализация, которой является наиболее трудной.

Так, Финляндия развивает более гибкую образовательную систему и идет по пути развития децентрализации образования, где в значительной степени преобладает не общий план для всех школ, а местный учебный план. Общеразработанные учебные планы для школ Финляндии, теряют смысл для реализации образовательных программ, поэтому в муниципалитетах высококвалифицированные учителя участвуют в составлении учебных планов, которые будут наиболее успешно реализованы в конкретных школах. Преподаватели Финляндии имеют большую автономию во всех аспектах педагогической работы. Наполняемость классов редко достигает более 20-ти человек, и преподаватели хорошо знают своих учеников и проблемы, с которыми они сталкиваются. По мере необходимости учитель школы получает необходимую помощь и консультацию более опытных специалистов для достижения высоких результатов. Там не заявлен путь к персонализации обучения, но обучение в Финляндии становится более личным. Учащиеся в полной мере участвуют в процессе обучения, когда они видят в нем цели и значимость для себя. В 1980-е годы образование в Финляндии было более стандартизировано, где в том числе были определены и стандарты проверки полученных знаний по годам обучения. В настоящее время они посчитали, что достаточно долго в школах давили любопытство и творческий потенциал, а учащиеся пассивно получали информацию от преподавателя по предмету, на тестировании воспроизводили ее и несли шлейф результата этого испытания. И впоследствии, такая система была признана малоэффективной для современного образования, создающей граждан страны не способных думать и принимать самостоятельные решения, поэтому современное образование в финской школе отталкивается от того, что каждый ребенок рождается любопытным. Ребенок, видя что-либо, задает вопросы и пытается найти на них ответы. Вопрос, исходящий от человека, порождает действие, поэтому вопросы, зачастую важнее ответов, которые содержат большинство образовательных программ не зависимых от интереса ребенка. Учителя Финляндии поощряют вопросы, и учитель позволяет учащимся направлять обучение.

Благодаря изменениям учителя Финляндии стремятся к качественному подъему и в целом, и персонализировано. Система позволяет персонально уделять время каждому ученику без давления стандартизированными тестами и внешней подотчетности. На местном и школьном уровне школы принимают решения о том, что лучше для удовлетворения потребностей обучающегося и каждая школа имеет возможность разрабатывать персональную программу, которая подходит учащимся, родителям и району и фокусируется на личности ребенка и его потребностях.

Некоторые школы США взяли за основу персональное обучение, основанную на новых цифровых технологиях, где каждый ученик получает персональные задания с различными учебными мероприятиями, направленными на их потребности. Это может включать в себя и работу с учителем, и работу с электронным учебником, видеоигры или другие электронные ресурсы. Прогресс фиксируется электронными средствами и учащиеся смогут перейти на следующий уровень только в том случае, если успешно продемонстрировали определенные навыки.[3] Такой подход ставит ученика в центр учебного процесса, где они, либо персонально, либо в небольших группах могут получить дополнительные пояснения, а при помощи компьютерного устройства учитель следит за прогрессом ученика. В результате некоторые учащиеся, которым необходимо получают дополнительное внимание и время, а более одаренные ученики могут перейти к заданиям повышенной сложности.

В других инновационных школах США персональзация обучения основана на работе в командах, где совместно по интересам и индивидуально разрабатывают интегрированные ученические проекты, основанные на сотрудничестве и участии, где применяется индивидуальный подход к каждому ученику, что помогает каждому быть в центре своего исследования и выполнять его самостоятельно и в своем темпе.

Проектное обучение практикуется многими странами мира, в том числе и в России. Этот подход в обучении стал популярен благодаря педагогу-реформатору и философу Джону Дьюи, который стал основоположником «обучения через действие». В отличие от популярного в прошлом пассивного обучения и механического запоминания, проектная деятельность активно вовлекает учащихся в процесс обучения, направленного на поиск ответов на поставленные вопросы и решение проблемы.

Некоторые прогрессивные страны Азии (Сингапур, Малайзия и др.) отходят от главных традиционных принципов обучения – механического зазубривания и двигаются в направлении персонализации обучения, учитывая индивидуальные потребности учащихся, их уровень, способности и т.д. Многие современные образовательные концепции, как в России, так и за рубежом содержат и реализуют идеи персонализации обучения, такие как индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение и т.д. Такие подходы помогают проявить индивидуальность ребенка, поверить в свои силы и двигаться вперед для приобретения новых знаний. Обучение рассматривается, в том числе и как индивидуальная деятельность учащегося, где педагог помогает создавать условия для развития его способностей, интересов и совершенствование ученика как личности. Каждый ребенок уникален, каждый имеет свой стиль обучения, свою скорость восприятия информации, интеллектуальные способности, социально-экономический фон и индивидуальные программы могут помочь стать успешным каждому ученику. Ребенок, сталкивающийся с трудностями, видя свои неудачи, в обучении зачастую теряет мотивацию, поэтому, не признавая индивидуальные особенности, познавательные интересы ученика, они не имеют возможности реализации своего потенциала и ассоциируют обучение с неудачей и зачастую теряют мотивацию и интерес к учебе. В индивидуальном же обучении организация содержания, технологий обучения и темп обучения основаны на способностях и интересах каждого отдельного ученика. Поэтому девизом современного учителя в обучении должно быть следующие принципы: 1) знаю, что не знают ученики и знаю, что они знают; 2) знаю, что должны сделать, чтобы достичь следующего уровня.

Таким образом, индивидуализация обучения поможет учащимся становится созидателями, а не просто потребителями информации, они могут стать независимыми от учителя и использовать учителя, как ресурс (помощника, участника) для достижения намеченных целей, т.е. «научиться учиться» что обозначено современными российскими образовательными стандартами.


Библиографический список
  1. John Dewey, Democracy and Education, New York: Macmillan Company, 1944
  2. Hamby, J. V. (1989). How to get an “A” on your dropout prevention report card. Educational Leadership, 46 (5), 21-28.
  3. Innovate to Educate, “System [Re]Design for Personalized Learning,” Washington, D.C.: Software & Information Industry Association, 2010, p.18
  4. Грачев В.В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Экономика образования. – 2012. – №1. – С.20-24


Все статьи автора «Найденова Ирина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: