«Если мы будем учить детей сегодня, как мы учили вчера, то мы лишим их завтра»[1]
Джон Дьюи (амер. философ, педагог)
Многие страны мира признавая, что все люди разные, каждый человек имеет стремления, мотивы, свою точку зрения, а также разную скорость восприятия и обучения делают шаги к индивидуализации обучения внутри социальной группы (класса). В мировой педагогической науке и практике всегда в основе обучения была личность, вокруг которой выстраивался педагогический процесс. Но зачастую ориентир был на «среднего ученика» и реализация осуществлялась по принципу «одна мерка на всех», где содержание, материалы и темп обучения одинаков для всех учеников, учебные планы и методы зачастую ставили целью воспроизведение учащимися того, что дает учитель. Однако последние десятилетия стало очевидно, что нужно менять концепции обучения и посмотреть на каждого ученика как на индивидуальность, а пассивно полученные знания могут быть непрочными и малоэффективными для развития личности и общества в целом. Ни один ребенок не должен остаться «позади» и быть неуспешным, эта проблема, которая обсуждается мировым образовательным сообществом многие годы и реализация, которой является наиболее трудной.
Так, Финляндия развивает более гибкую образовательную систему и идет по пути развития децентрализации образования, где в значительной степени преобладает не общий план для всех школ, а местный учебный план. Общеразработанные учебные планы для школ Финляндии, теряют смысл для реализации образовательных программ, поэтому в муниципалитетах высококвалифицированные учителя участвуют в составлении учебных планов, которые будут наиболее успешно реализованы в конкретных школах. Преподаватели Финляндии имеют большую автономию во всех аспектах педагогической работы. Наполняемость классов редко достигает более 20-ти человек, и преподаватели хорошо знают своих учеников и проблемы, с которыми они сталкиваются. По мере необходимости учитель школы получает необходимую помощь и консультацию более опытных специалистов для достижения высоких результатов. Там не заявлен путь к персонализации обучения, но обучение в Финляндии становится более личным. Учащиеся в полной мере участвуют в процессе обучения, когда они видят в нем цели и значимость для себя. В 1980-е годы образование в Финляндии было более стандартизировано, где в том числе были определены и стандарты проверки полученных знаний по годам обучения. В настоящее время они посчитали, что достаточно долго в школах давили любопытство и творческий потенциал, а учащиеся пассивно получали информацию от преподавателя по предмету, на тестировании воспроизводили ее и несли шлейф результата этого испытания. И впоследствии, такая система была признана малоэффективной для современного образования, создающей граждан страны не способных думать и принимать самостоятельные решения, поэтому современное образование в финской школе отталкивается от того, что каждый ребенок рождается любопытным. Ребенок, видя что-либо, задает вопросы и пытается найти на них ответы. Вопрос, исходящий от человека, порождает действие, поэтому вопросы, зачастую важнее ответов, которые содержат большинство образовательных программ не зависимых от интереса ребенка. Учителя Финляндии поощряют вопросы, и учитель позволяет учащимся направлять обучение.
Благодаря изменениям учителя Финляндии стремятся к качественному подъему и в целом, и персонализировано. Система позволяет персонально уделять время каждому ученику без давления стандартизированными тестами и внешней подотчетности. На местном и школьном уровне школы принимают решения о том, что лучше для удовлетворения потребностей обучающегося и каждая школа имеет возможность разрабатывать персональную программу, которая подходит учащимся, родителям и району и фокусируется на личности ребенка и его потребностях.
Некоторые школы США взяли за основу персональное обучение, основанную на новых цифровых технологиях, где каждый ученик получает персональные задания с различными учебными мероприятиями, направленными на их потребности. Это может включать в себя и работу с учителем, и работу с электронным учебником, видеоигры или другие электронные ресурсы. Прогресс фиксируется электронными средствами и учащиеся смогут перейти на следующий уровень только в том случае, если успешно продемонстрировали определенные навыки.[3] Такой подход ставит ученика в центр учебного процесса, где они, либо персонально, либо в небольших группах могут получить дополнительные пояснения, а при помощи компьютерного устройства учитель следит за прогрессом ученика. В результате некоторые учащиеся, которым необходимо получают дополнительное внимание и время, а более одаренные ученики могут перейти к заданиям повышенной сложности.
В других инновационных школах США персональзация обучения основана на работе в командах, где совместно по интересам и индивидуально разрабатывают интегрированные ученические проекты, основанные на сотрудничестве и участии, где применяется индивидуальный подход к каждому ученику, что помогает каждому быть в центре своего исследования и выполнять его самостоятельно и в своем темпе.
Проектное обучение практикуется многими странами мира, в том числе и в России. Этот подход в обучении стал популярен благодаря педагогу-реформатору и философу Джону Дьюи, который стал основоположником «обучения через действие». В отличие от популярного в прошлом пассивного обучения и механического запоминания, проектная деятельность активно вовлекает учащихся в процесс обучения, направленного на поиск ответов на поставленные вопросы и решение проблемы.
Некоторые прогрессивные страны Азии (Сингапур, Малайзия и др.) отходят от главных традиционных принципов обучения – механического зазубривания и двигаются в направлении персонализации обучения, учитывая индивидуальные потребности учащихся, их уровень, способности и т.д. Многие современные образовательные концепции, как в России, так и за рубежом содержат и реализуют идеи персонализации обучения, такие как индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение и т.д. Такие подходы помогают проявить индивидуальность ребенка, поверить в свои силы и двигаться вперед для приобретения новых знаний. Обучение рассматривается, в том числе и как индивидуальная деятельность учащегося, где педагог помогает создавать условия для развития его способностей, интересов и совершенствование ученика как личности. Каждый ребенок уникален, каждый имеет свой стиль обучения, свою скорость восприятия информации, интеллектуальные способности, социально-экономический фон и индивидуальные программы могут помочь стать успешным каждому ученику. Ребенок, сталкивающийся с трудностями, видя свои неудачи, в обучении зачастую теряет мотивацию, поэтому, не признавая индивидуальные особенности, познавательные интересы ученика, они не имеют возможности реализации своего потенциала и ассоциируют обучение с неудачей и зачастую теряют мотивацию и интерес к учебе. В индивидуальном же обучении организация содержания, технологий обучения и темп обучения основаны на способностях и интересах каждого отдельного ученика. Поэтому девизом современного учителя в обучении должно быть следующие принципы: 1) знаю, что не знают ученики и знаю, что они знают; 2) знаю, что должны сделать, чтобы достичь следующего уровня.
Таким образом, индивидуализация обучения поможет учащимся становится созидателями, а не просто потребителями информации, они могут стать независимыми от учителя и использовать учителя, как ресурс (помощника, участника) для достижения намеченных целей, т.е. «научиться учиться» что обозначено современными российскими образовательными стандартами.
Библиографический список
- John Dewey, Democracy and Education, New York: Macmillan Company, 1944
- Hamby, J. V. (1989). How to get an “A” on your dropout prevention report card. Educational Leadership, 46 (5), 21-28.
- Innovate to Educate, “System [Re]Design for Personalized Learning,” Washington, D.C.: Software & Information Industry Association, 2010, p.18
- Грачев В.В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Экономика образования. – 2012. – №1. – С.20-24