УДК 373.5

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Горячева Т.Е.1, Салапаева А.А.2, Тюмина Н.С.3
1ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», студент
2ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», студент
3ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», студент

Аннотация
В статье рассматриваются инновационные методы прогнозирования системы общего образования, которые служат инструментом для федеральных, региональных проектов и стандартов при построении системы целей и задач, а так же перспектив и тенденций их реализации на долгосрочный период. Проект «Инновационная Россия - 2020» позволяет выявить основополагающие цели и задачи модернизации российского общего образования, а по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения проследить динамику их внедрения в образовательный процесс на федеральном и региональном уровне, на примере Нижегородской области.

Ключевые слова: инновационное развитие, общее образование


FORECASTING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE GENERAL EDUCATION

Goryacheva T. E.1, Salapaeva A.A.2, Tyumina N.S.3
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, student
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, student
3Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, student

Abstract
In article innovative methods of forecasting of system of the general education which serve as the tool for federal, regional projects and standards at creation of system of the purposes and tasks, and also prospects and tendencies of their realization for the long-term period are considered. The Innovative Russia — 2020 project allows to reveal the fundamental purposes and problems of modernization of the Russian general education, and according to the All-Russian center of studying of public opinion to track dynamics of their introduction in educational process at the federal and regional level, on the example of the Nizhny Novgorod region.

Библиографическая ссылка на статью:
Горячева Т.Е., Салапаева А.А., Тюмина Н.С. Прогнозирование инновационного развития общего образования // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5469 (дата обращения: 10.08.2023).

В настоящее время в политике Российской Федерации наблюдается тенденция повышения качества   образования.  Уровень жизни населения, социально-экономическая стабильность страны во многом определяется качеством общего образования. Общее образование, которое адаптировано под современные  потребности рынка труда и общества, позволяет выпускнику школы ориентироваться в  социально-экономических условиях и успешно развиваться. Для эффективной модернизации системы образования необходима стратегия, которая стала ориентиром для разработки и внедрения образовательных программ, а также определила приоритеты и инструменты государственной инновационной политики в сфере образования. Для  достижения положительных результатов в процессе прогнозирования общего образования позволит грамотная ориентированность в экономической сфере страны. Цикличное развитие экономики страны подразумевает тесную связь с изменениями в сфере образования. Прогнозирование должно быть направлено на привлечение дополнительной финансовой базы для поддержания устойчивости и единовременной адаптации. Сфера образования  является социальной сферой и в первую очередь затрагивает  развитие личности человека и процесс формирования основных навыков для существования в социуме. Использование прогнозирования  для модернизации системы общего образования  позволит выстроить  систему целей и задач инновационного развития общего образования.

Под прогнозированием необходимо понимать совокупность приемов и способов анализа ретроспективных данных и связей их с объектом исследования, и формирование на основе полученных данных тенденции развития. [4] На сегодняшний день выдают фактографические и экспертные методы прогнозирование, чаще всего для достоверности исследования используют комбинированный метод, который включает в себя различные методы подходы и технологии. Для анализа инновационного развития общего образования преимущественно используют метод комиссий, метод сценариев, метод прогнозирования по аналогии, метод Дельфи, метод экстраполяции аналогий в связи с простотой обработки данных и получением достоверных результатов. В последнее время наблюдается тенденция повышения качества проводимых исследований и более реалистичные, приближенные к действительности сценарии развития образовательной области. [2]  А одном из главенствующих видов прогнозирования государством области общего образования является долгосрочное прогнозирование. В него входят проектирование методов обучения, педагогических процессов и системы обучения в целом.

В 2011 году был принят проект «Инновационная Россия -2020», в котором спрогнозировано развитие Российской Федерации на  период до 2020 года. Основная цель модернизации государственной политике в сфере образования  – это формирование компетенций «инновационного человека», которая включает в себя: приобретение навыков инновационного предпринимательства, содействие со стороны государства в исследовательской деятельности школьников, повышение культуры инновационной деятельности. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: обновить учебные программы и образовательные стандарты; разработать и внедрить новую инфраструктуру подготовки  преподавательских кадров; создать эффективную модель оплаты труда и оценки профессиональной деятельности; пропагандировать  непрерывность образовательного процесса. [5]

По данным ВЦИОМ удельный вес программ в процентном соотношении, соответствующих требованиям инновационной политики государства, в сфере общего образования на 2011 год составил 9,64%, на 2016 год планируемый процент соответствия равняется 66,38%, а к 2020 году – 96,87%. Численность школьников, принимающих участие в научной деятельности, примерно достигла 27,12 % на 2011 год, в 2016 году прогнозируется 42,39%, на 2020 год приходится 54,74%. Непрерывность образования отмечена у 24,82% респондентов (в возрасте от 18-35 лет) в 2011 году, к 2020 году планируется увеличение этой величины до  55,65%.

В Нижегородской области развитие общего образования реализуется благодаря следующим проектам: региональный экспериментальный сетевой образовательный проект «Нижегородская инновационная школа», региональный проект организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающей практико-ориентированный характер их обучения, в образовательных учреждениях различного типа, отраслевой проект «Новая система оплаты труда», а с 2014 года действует программа об организации исследовательски – экспериментальной деятельности на базе образовательных учреждений Нижегородской области. [3] При помощи данных проектов планируется достичь высокий уровень качества образования в соответствии с государственными требованиями.

Нижегородский институт прогнозирования совместно с  Нижегородским институтом развития образования на 2016 год планируют следующие результаты:

- соответствие нижегородских образовательных программ государственным стандартам на  28,69%, что свидетельствует о медленных темпах модернизации нормативных документов;

- участие школьников в исследовательской деятельности достигнет 40,69%, достаточно высокий показатель в связи с использованием Нижегородской области в качестве площадок организации научных конкурсов и  конференций;

- непрерывность образовательного процесса в пределах 17,61%, так как обстановка на рынке образовательных услуг нестабильна, в плане интеграции образовательных учреждений и их перепрофилировании.

Следовательно, необходимы эффективные меры и поддержка государства для достижения поставленных целей, которые востребованы  в современных социально-экономических условиях.

Необходимо отметить, что благодаря  методам прогнозирования инновационного развития общего образования, которые предусматривают надежность модернизации образования в настоящее время и в перспективе, были созданы и апробированы федеральные  государственные образовательные стандарты начального общего и  основного общего образования. [6] Тем не менее, остается актуальной задача непрерывности образовательного процесса. Это обусловлено, тем, что существующая система получения образования в большей степени традиционна, обладает малой мобильностью и гибкостью построения образовательного процесса, оперативность проверки знаний не своевременна. Эффективная модернизация общего образования невозможна без  стабильной системы оценки качества образования на всех уровнях. [1]

На основании анализа системы развития общего образования в России и его перспектив становится ясно, что для исследований в данной области необходимо использовать инновационные методы прогнозирования при создании проектов и стандартов, которые бы определяли четкую структуру целей и задач, а так же  способов их достижения, учитывали влияние факторов макро и микросреды. Инновационное развитие общего образования должно учитывать эффективность использования мировых знаний и опыта, связь с международным обществом и стандартами в системе образования. Переходы  к наиболее эффективному процессу обучения должны быть систематизированы, логичны и не глобальны, так как любые кардинальные изменения в процессе обучения могут отрицательно сказаться на результативности  обучения. Любые спрогнозированные меры по усовершенствованию образования должны внедряться лимитировано.

Применение инновационных методов прогнозирования в российской системе  образования имеет следующие преимущества: информационная насыщенность, подотчётность экспертной группы за результаты исследований. К недостаткам, свойственных отечественному прогнозированию, можно отнести:  необъективность экспертной группы при оценке  полученных данных, влияние на результаты со стороны государства. При прогнозировании нужно учитывать каждый аспект процесса общего образования, оказывающий развивающий или тормозящий эффект на его развитие. Только сопоставление и анализ всей системы образования позволит достичь в будущем наивысших результатов. Каждая сфера государства подвергается редактированию, в связи с изменяющимися экономическими, политическими и внешнеполитическими показателями. Таким образом,  развитие и усовершенствование методов прогнозирования, которые служат инструментом  для инновационных преобразований российского общего образования, является необходимым для федеральных, региональных проектов и стандартов


Библиографический список
  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – С. 11
  2. Маркова С.М. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе.// Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО “Волжский государственный инженерно-педагогический университет”. Нижний Новгород, 2008. С. 186
  3. Нижегородский институт развития образования [Электронный ресурс]. URL://http://www.niro.nnov.ru (дата обращения 28.02.2015)
  4. Прохорова М.П. Инновационный менеджмент в вузе: подходы и особенности. // В мире научных открытий. Красноярск, 2011. С. 317
  5. Стратегия инновационного развития Российской Федерациина период до 2020 года. –  М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – С. 49
  6. Тюмина Н.С. Модернизация экономического образования. //  Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Н. Новгород, 2015. С. 315-318


Все статьи автора «Тюмина Наталья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: