УДК 347.92

РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

Цыбуленкова Татьяна Серафимовна
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Дом Детского Творчества город Зверево
педагог-психолог

Аннотация
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций подростков в системе дополнительного образования. Представлены материалы эмпирического исследования, направленного на выявление содержания ценностных ориентаций, предпочтений, направленности предметных интересов школьников, посещающих детские объединения.

Ключевые слова: дополнительное образование, подростки


THE ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN ADOLESCENTS

Tsybulenko Tatiana Serafimovna
Municipal Budgetary Educational Institution of Additional education of the House of Children's Creativity of the city of Zverevo
educational psychologist

Abstract
Abstract: In the article the problem of formation of valuable orientations of teenagers in further education. The submissions of an empirical study aimed at identifying the content of value orientations, preferences, orientation of the subject interests of the students attending children's groups.

Библиографическая ссылка на статью:
Цыбуленкова Т.С. Роль системы дополнительного образования в формировании ценностных ориентаций у подростков // Современная педагогика. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/05/5558 (дата обращения: 27.07.2023).

В настоящее время  процессы, протекающие в современном обществе, затрагивают социально–экономическую, воспитательную, образовательную и  духовно–нравственную сферу жизни общества и влекут за собой трансформацию системы ценностей, мировоззрения людей.  В связи с этим актуальна проблема формирования  ценностных ориентаций, устремлений, мотивов, побуждений,  интересов у  подрастающего поколения  и  ее рассмотрение с точки зрения социального партнерства образовательных организаций и учреждений дополнительного образования.

Понятие «ценность» используется в философской, социологической, психолого-педагогической литературе и  связано оно с определенными предметами, явлениями или их свойствами, показывающие  человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития, над ней работали: Н.А.Бердяев, Н.О. Лосский, М.Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев,В. А. Караковский, З.И. Васильева, Е.И. Казакова, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, С.В. Старшинина, С. Ю. Шалова и др.

В.П. Тугаринов определяя психологический характер ценностей как объекта направленности личности, употребляет понятие «ценностные ориентации», рассматриваемые им как направленность личности на те,  или иные ценности [1, стр.271].

В педагогике изучается проблема формирования ценностных ориентаций личности, их содержательное наполнение и технологический аспект процесса формирования.

З.И. Васильева рассматривала ценностные ориентации как сложное интегральное и динамичное качество личности, которое «выражает индивидуальное, избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества, науке, культуре, труду, образованию и к самому себе»

Структурными  компонентами ценностных ориентаций являются:

- когнитивный компонент (осознание объективной ценности);

- мотивационный компонент (переживание ценности как потребности);

- поведенческий (выражающийся в определенных поступках);

- прогностический (программирование будущего) [2, стр.12].

Безусловно,  ценностные  ориентации  личности  формируются  в  семье,  образовательных учреждениях, неформальных  сообществах,  трудовых   и  других  коллективах. Большую роль в этом процессе играют  средства  массовой  информации,  различные виды искусства.  Ценностные ориентации, которые сформировались в школьном возрасте, способны  преобразовывать  окружающую действительность, и саму личность.

Система дополнительного  образования  обладает  большим  потенциалом  для  развития  и формирования ценностных  ориентаций,   ее деятельность ориентирована  на  свободное  избранное  школьником  освоение  знаний,  способов  деятельности.  Это  особенно  важно  в  подростковом   возрасте,  для  которого  актуальны  потребности  в  самоутверждении,  стремление  занять  достойное  место  в  коллективе,  потребность в  общении  со  сверстниками.  Дополнительное  образование  способствует  удовлетворению  интересов  личности,  ее  склонностей,  способностей  и  содействует  ее  самореализации  и  культурной  адаптации,  выходящие  за  рамки  учебной деятельности.

В  чем  специфика  дополнительного  образования,  способствующая  формированию  ценностных  ориентаций  подростка?

Анализ официальных документов показал, что специфика  деятельности  учреждения  дополнительного  образования,  влияющая на  формирование  ценностных  ориентаций  школьников, основана на:

- многообразии направлений деятельности: научно-технической,  физкультурно-спортивной, художественно-эстетической,  культурологической,  эколого-биологической,  туристско-краеведческой,  военно-патриотической и многих других;

- вариативности использования   форм,  методов  и  технологий  работы  с  детьми  различных  категорий,  создании  условий  для  творческого  развития  каждого  воспитанника,  его  адаптации  к  социальным  изменениям;

-  гуманистической  направленности  всех  видов  образовательной  деятельности:  диалогичности,  создания  ситуаций  успеха,  позволяющих  сформировать  положительное  отношение  к  миру,  людям,  природе  и  самому  себе,  тем  самым  способствуя  формированию  ценностных  ориентаций;

- коммуникативной  функции  деятельности  учреждений  дополнительного  образования,  способствующей  социализации  подростков, связанной с усвоением социальных ценностей, социального опыта [3].

Таким образом,  органичное сочетание учебной деятельности и посещение  детьми объединений дополнительного образования может помочь развитию каждого ребенка, оказывая влияние на интересы, познавательные предпочтения,  формирование ценностных ориентаций.

Доказательством этого могут служить результаты психологического исследования, направленного на выявление преобладающих мотивов при обучении в объединении, направленности интересов учащихся, ценностных ориентаций школьников, посещающих детские объединения

Эмпирическое исследование проводилось в Доме детского творчества города Зверево. Количество участников 20 человек (10 детей в первом объединении и 10 во втором), дети подросткового возраста.

На первом этапе исследования определялась «Типология предпочитаемых мотивов обучения» [4, стр.78].

По итогам психологической диагностики  были получены следующие результаты:

Преобладающим у испытуемых является  мотив  стремления к успеху.87 % учащихся занимаются в объединении, потому что «хотят получать хорошие отметки по предмету», 75 % учащихся – потому что «нравится узнавать новое», 62 % учащихся – потому что «на занятиях интересно», «подготовиться к будущей профессии». Данные отдельно по каждому объединению представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Типология мотивов участников объединения  «Клуб любителей словесности»

мотивы Познавательный Избегания неудач Стремление к успеху

%

25

25

50

Таблица 2. Типология мотивов участников объединения  «Занимательная математика»

мотивы Познавательный Избегания неудач Стремление к успеху

%

92

0

8

На втором этапе диагностического исследования выявлялась направленность интересов по методике А.Е. Голомшток [5,стр. 322]. Результаты представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3. Направленность интересов участников объединения «Клуб любителей словесности»

Направленность интересов

%

1. Математические

62 %

  2. Техника

37 %

  3. География

87 %

4. Литература и иностранный язык

87 %

5. Педагогика

62 %

6. История

48 %

7. Биология и сельскохозяйственный труд

50 %

8. Труд в сфере обслуживания

50 %

Согласно результатам у участников данного объединения наибольший  интерес  вызывают география и иностранный язык (по 87%),  а также математика и педагогика (по 62 %).

Таблица 4. Направленность интересов участников объединения «Занимательная математика»

Направленность интересов

%

1. Математические

58 %

  2. Техника

33 %

  3. География

50 %

4. Литература и иностранный язык

25 %

5. Педагогика

33 %

6. История

42 %

7. Биология и сельскохозяйственный труд

50 %

8. Труд в сфере обслуживания

25 %

Согласно результатам у участников этого объединения наибольший интерес  вызывают математика (58%),  география и биология (по 50 %).

Далее мы выявили ценностные ориентации подростков, для этого была использована методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям».

Анализ полученных результатов показал, что для всех участников объединения  «Клуб любителей словесности» главными ценностями  являются «наличие  верного друга»,  «здоровье родителей», «доброе сердце», «умение сочувствовать и помогать другим людям».

Эти результаты отличаются от тех, которые мы получили при опросе  воспитанников  объединения  «Занимательная математика». Почти для всех подростков  (91%)  главной ценностью является наличие  верного друга,  для 75 %  важно здоровье родителей. Больше половины воспитанников  (66 %)  хотят «быть человеком, которого любят» и «иметь много денег». 58 % подростков «хотят иметь доброе сердце».

Подводя общий итог проведенных исследований можно сделать вывод о том, что посещая детские объединения, школьники мотивированы на получение знаний, стремятся к успеху и задумываются о перспективах дальнейшего успешного обучения и самоопределения в профессии. А исследование ценностных ориентаций показало, что значимыми для школьников являются нравственные ценности, обеспечивающие успешное межличностное взаимодействие.

В заключение следует отметить, что цель современного образования – воспитать функционально грамотную личность, способную принимать решения, совершать самостоятельные поступки, брать на себя ответственность. Такое качество образования   обеспечивается не только отдельным образовательным учреждением, а сетью учреждений социальной сферы.

Таким образом, для формирования социально-значимых качеств личности, ее разностороннего и творческого развития, формирование у нее ценностей и компетенции,  профессионального и жизненного самоопределения необходимо  партнерство образовательных учреждений и в частности системы дополнительного образования, основанное на сотрудничестве, наличии планов взаимодействия, анализе успехов и достижений, создании творческой атмосферы и учета особенностей социума.


Библиографический список
  1. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. О ценностях жизни и культуры – Л.,1998.
  2. Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е гг. ХХ в. Россия). – СПб., 2003.
  3. Концепция  модернизации  дополнительного  образования  детей  РФ  до  2010г.  Журнал «Образовательная политика № 2(64), 2014 [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  - URL: https://docviewer.yandex.ru.  (дата обращения: 26.03.2016).
  4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
  5. Овчарова Р.В.  Справочная книга школьного психолога.— М: Просвещение, 1993.


Все статьи автора «Цыбуленкова Татьяна Серафимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: