УДК 37.033

РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ЧИСТЫЙ МИР ДЛЯ ВСЕХ»

Сорокина Валентина Анатольевна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ «РИНХ»
студентка факультета Психологии и социальной педагогики

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания и его актуальность в современном обществе, процессы формирования ответственности и трудолюбия у младших школьников. В результате теоретического анализа была выделена оптимальная форма осуществления экологического воспитания младших школьников – игра. В статье представлена подробная авторская разработка экологической игры для младших школьников «Чистый мир для всех».

Ключевые слова: младший школьный возраст, экологическая игра, Экологическое воспитание


DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL GAMES FOR YOUNGER SCHOOLBOYS "CLEAN WORLD FOR ALL"

Sorokina Valentina Anatolievna
Taganrog Chekhov Institute (branch) RGEU "RINH"
student of psychology and social pedagogic faculty

Abstract
In the article questions of environmental education and its relevance in today's society are considered, the processes of formation of responsibility and diligence in primary school children. Game - As a result of the theoretical analysis of the optimal form of the ecological education of younger students has been allocated, it is game. In the article detailed authoring development of ecological game provides for younger schoolboys "Clean world for all."

Keywords: ecological game, environmental education, primary school age


Библиографическая ссылка на статью:
Сорокина В.А. Разработка экологической игры для младших школьников «Чистый мир для всех» // Современная педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5686 (дата обращения: 06.08.2023).

При настоящем ритме жизни упускаются важные проблемы в окружающей нас среде. Значительную долю загрязнений составляют бытовые отходы, которые выбрасывают люди. Отходы, которые не отправляются на переработку, а выбрасываются, засоряя гектары полей. Эта проблема требует решения. Чтобы устранить ее необходимо переработать все вторсырье, составляющее мусор, что является весьма трудоемким делом. Но, как же быть с тем, что, несмотря на все усилия по переработке, мусор так же бесконтрольно будет выбрасываться, бумага, на которую уходит тонны древесины, будет безалаберно использоваться, полиэтилен (не перерабатываемое сырье) будет использоваться при каждой покупке как упаковка, а потом попадать в окружающую среду как отход, засоряя ее. Не говоря уже о деятельности заводов и фабрик. Чтобы не дать этим факторам уничтожить мир, в котором мы живем необходимо воспитать общество, ответственное за свои поступки и последствия своей деятельности, общество, в котором каждый человек будет эко-ответственным. Это позволит сохранить наш мир таким же, каким он является сейчас для наших потомков, и, возможно сделать его чище.

Мы согласны с Л. Г. Жернаковой, которая в своей статье рассматривает экологическую проблему как духовно-нравственную, мировоззренческую [1]. Ее решение зависит от изменения внутреннего мира человека, его духовности. Одним из приоритетных направлений воспитания в современном обществе должно стать формирование экологической культуры личности, что поможет снизить угрозу экологической опасности, а также тенденции духовной деградации самого человека.

Этим обусловлена актуальность нашего исследования, которое направлено на поиск эффективных форм организации экологического воспитания младших школьников.

Экологическое воспитание является систематической педагогической деятельностью, целью которой является развитая экологическая культура у ребенка.  В педагогическом словаре дается такое определение: «Воспитание экологическое — целенаправленное развитие у под­растающего поколения высокой экологической культуры, вклю­чающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отно­шение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности» [2].

В результате экологического воспитания у человека должна быть сформирована экологическая культура, которая включает разносторонние глубокие знания об окружающей среде (естественное и социальное), ценностные ориентации относительно природы, экологический стиль мышления и ответственное отношение к природе и своему здоровью. В процессе экологического воспитания ребенок также приобретает опыт решения экологических проблем (прежде всего на местном и локальном уровнях).

О.Н. Камакин, описывая экологическое воспитание, делает упор на формировании экологической культуры в детском возрасте, подчеркивая, что на этом жизненном этапе человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит грани между собой и окружающим его миром, любит природу, искренне боится причинить ей вред. Этим он объясняет активное и массовое участие школьников в различных экологических акциях и мероприятиях. Постепенно от познавательной деятельности дети переходят к исследовательским и поисковым проектам, результаты которых они публично отстаивают на различных конкурсах и конференциях, в средствах массовой информации. Логично ожидать, что воспитание детей экологически грамотными даст в будущем возможность улучшить состояние окружающей среды. Важное значение в экологическом воспитании, по убеждению О.Н. Камакина, имеет не только теоретическое изучение основ экологии как науки, но и практическая природоохранная деятельность детей [3].

Говоря об экологическом воспитании, необходимо выделить его основные задачи. Среди наиболее значимых следует отметить такие, как:

- усвоение детьми систематических знаний о компонентах природы и их взаимосвязях;

- формирование у детей представлений о ценности окружающего мира;

- воспитание потребности в общении с природой;

- формирование трудовых природоведческих навыков и др.

Современные исследователи отмечают, что вся теоретическая часть экологического воспитания основывается на решении его задач в их единстве. Гармонично используя различные методы, по мнению автора, и включая практические, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на изучении и раскрытии конкретных экологических закономерностей и связей в природе, поможет ученикам усваивать навыки, правила и нормы гармоничного сосуществования с природой [4].

Анализ психологической литературы показал, что младший школьный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Психологи сходятся во мнении, что младший школьный возраст оказывает существенное влияние на дальнейший ход духовно-нравственного развития ребенка. От  того, какое  воздействие было оказано на ребенка в этот период, во многом зависит его направленность и отношение к окружающему миру.

Исследователи отмечают, что «важным элементом в духовно-нравственном развитии является воспитание личностных качеств, которые необходимы как для познания себя и окружающего мира, так и для социальной активности в учебном процессе и программировании личностного самоопределения» [5].

Помимо бережного отношения к природе, заботе о ней, экологическое воспитание призвано формировать в детях такие качества как ответственность и трудолюбие. Ответственность и  трудолюбие, формируются в групповых формах работы, а также тогда, когда ребенок четко видит результат своей деятельности и осознает значимость и своего вклада в результаты команды. В экспериментах Л.С. Славиной по формированию ответственности у детей первого класса акцент был сделан на планировании ребёнком своей работы.

Л.С. Славина полагала, что «основным механизмом ответственного выполнения задания является наличие закрепившейся связи между полученным заданием и последующим действием по его выполнению» [6].

Экологическое воспитание детей в этом возрасте должно протекать свободно и естественно, в самой оптимальной для этого возраста форме – игровой.  Большинство исследователей отмечают особую значимость педагогического руководства  играми детей. К наиболее важным педагогическим задачам можно отнести:

  • стимулирование активности детей в игре;
  • знакомство ребенка с окружающим миром;
  • помощь детям в установлении отношений, основанных на взаимном уважении, ответственности, справедливости [7, с. 78].

Для исследования влияния на формирование ответственности, трудолюбия и экологического воспитания в групповых и игровых формах работы нами была разработана экологическая игра «Чистый мир для всех».

Игра предназначена для детей 9-10 лет.

Ее цель – способствовать

-воспитанию экологической культуры у детей,

-формированию знаний о раздельном сборе и утилизации вторсырья,

-формированию чувства ответственности за свои действия в групповой работе и трудолюбию.

Игра направлена на решение 3 групп задач.

Обучающие задачи: формирование знаний о взаимосвязи природы и человека (его деятельности), об утилизации (ее формах).

Воспитывающие задачи: формирование ценностных ориентаций, экологически направленных мотивов и потребностей в активной практической деятельности по охране и сохранению окружающей среды.

Развивающие задачи:  развитие способности анализировать экологические проблемы и возможные их решения, развитие трудолюбия и чувства ответственности.

Время игры: 60 минут(1 час)

Оборудование:  4 корзины с соответствующими обозначениями материала вторсырья (пластик, бумага, жесть стекло), пластиковые бутылки, бумага,  стеклянные стаканчики, жестяные баночки с затупленными срезами,   пятилитровые бутылки.

Весь ход игры можно разделить на 4 этапа.

1 этап: Весь класс делится на две команды по равному количеству участников. Каждой команде предоставляется площадка с вторсырьем, которое нужно собрать в течении одной минуты. Победившей команде начисляется балл.

2 этап: Из каждой команды выбираются 2 человека, которые разбирают все собранное вторсырье по типу раздельного сбора мусора, для которого предоставлены корзины с соответствующими обозначениями  (пластик, стекло, бумага, жесть). Время выполнения – 10 минут, победившая команда получает бал.

3 этап: Из каждой корзины вынимается 1 предмет и задается вопрос о природе его происхождения, т.е. “живое-неживое”(бумага-живое, стекло, пластик и жесть – неживое). Время – 5 минут.  Вопросы (их всего 4) задаются поочередно каждой команде, за  каждый верный ответ команде начисляется 1 балл.

4 этап: Каждая команда получает задание – изготовить полезную для дома вещь из собранного ими вторсырья. Время выполнения – 30 минут. Победившая команда получает балл за каждую поделку.

При проведении игры нужно соблюдать важное условие – чтобы ребенок выполнял задание правильно до конца, пусть это и потребует нескольких попыток [8].

В заключение подводятся итоги и объявляется победитель игры. При подведении итогов необходимо проанализировать результаты команд, обсудить ошибки, допускаемые ребятами.

После игры с детьми целесообразно провести беседу, в ходе которой можно обсудить такие вопросы:

1.Как человек загрязняет окружающую среду?

2.Что ты можешь сделать для улучшения чистоты окружающей нас природы?

3.После проведенного сегодня занятия, считаешь ли ты раздельный сбор мусора нужным и полезным?

Подводя итог, отметим, что в разработке данного мероприятия, которое в силу возраста участников, для их более качественного восприятия приобрела игровую форму, мы постарались реализовать наиболее эффективные условия экологического воспитания младших школьников. В результате этой игры, как мы полагаем, дети не только приобретут знания об окружающей среде и утилизации отходов, но и  станут более сплоченными (в результате групповой работы). А также приобретут опыт творческой, самостоятельной деятельности по изготовлению полезных вещей.


Библиографический список
  1. Жернакова Л.Г. Философский подход к экологическому воспитанию и образованию. // Вестник воронежского государственного университета. 2008. №2. – с. 147-151Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». 2005. – 448 с.
  2. Камакин О.Н. Проблемы экологического образования. // Воспитание школьников. 2013. №7. -38-42с.
  3. Хвалей О.Д., Урбан Е.А. Особенности экологического воспитания младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Том 2, №1. – с. 197-201
  4. Кобышева Л.И. Влияние социальной активности на нравственной самоопределение студентов // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 4 (17). С. 72
  5. Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей. // Вопросы психологии. 1956. №4. – с. 96-105
  6. Шалова С.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками // Детский сад: теория и практика. 2014. № 5 (41). С. 74-85.
  7. Шалова С.Ю., Савинова А.В. Влияние различных видов игр на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 240. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/120PVN515.pdf


Все статьи автора «Сорокина Валентина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: