Жизнь это единственный предмет, который человек осваивает всё время своего земного пребывания. Объём жизненных знаний, умение жить и действовать, а также полнота и качество жизни это только собственный выбор homo sapiens. На каждом этапе жизни своё понимание предмета, вместе с взрослением индивидуума происходит «взросление» отношения к жизни.
Школа готовит не только для жизни, но и зрелого гражданина РФ. На школу возложена важная миссия взращивания успешных и талантливых граждан нашей страны, т.к. воспитывать человека – это определять судьбу нации. По меткому высказыванию Л.С.Выготского «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» [1].
Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение формирует зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в динамику внутренние процессы развития, которые сначала необходимы во взаимоотношениях с окружающими, но позднее, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся необходимостью самого ребенка.
В соответствии с международными стандартами PIRLS и TIMSS, начиная с 1995 года, российские школьники демонстрируют высокие результаты по чтению, математике и естествознанию (превышающие средние международные). Выпускники начальной школы в 2011 году подтвердили свой статус лидеров в области чтения и понимания текстов (PIRLS). Учащиеся 8-го класса в 2011 году показали существенное повышение уровня математической и естественнонаучной подготовки: максимальный среди всех стран – участниц по математике (TIMSS). А вот, в соответствии с международными стандартами PISA у российских учащихся 15-летнего возраста, начиная с 2000 года, результаты ниже средних по странам ОЭСР по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. В 2012 году наметились положительные тенденции в результатах по всем направлениям функциональной грамотности (PISA), но, тем не менее, российские школьники занимают далеко не лидирующие позиции [2].
На практике выходит, что обучающиеся обладают огромным багажом теоретических знаний, которые они с трудом применяют в практической жизни. Зачастую обучению предмету носит обособленный характер, без интеграций и взаимосвязей и тем более практического оттенка.
Современный человек должен иметь не только сумму знаний, но и, согласно ФГОС, «готовность и способность к саморазвитию и личному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме». Это означает, что связь жизни и обучения приобретают новый смысл. Поэтому исследовательский потенциал школьника является одним из наиболее важных результатов обучения. Он рассматривается как комплекс исследовательских качеств личности школьника на уровне прошлого – как познавательный опыт школьника, на уровне настоящего – как исследовательские качества необходимые для решения задачи в конкретной ситуации, на уровне будущего – как исследовательские качества личности, которые требуют своего развития, как зона ближайшего развития.
Мы живём в динамичном, постоянно изменяющемся мире. Глобализация, информатизация, обновление технологий создают новую информационно образовательную среду, которая в свою очередь требует компетентных и грамотных пользователей. В свете задач обновления содержания образования школьников обучающихся использование на уроках цифровых технологий позволяет более эффективно развивать исследовательский потенциал школьников.
В моем опыте работы на уроках географии моделируется ряд учебных действий, которые входят в структуру исследовательского потенциала школьников. Так, например, на уроке географии в 6 классе по теме «Погода», школьникам предлагается составить описание погоды в городе Грайвороне для конкретной даты и для определенного времени суток. Для начала они составляют описание состояния тропосфера (облачность, наличие осадков), используя метод наблюдения. Затем, обогащают описание погоды цифровыми показателями (температура, атмосферное давление, скорость и направление ветра), используя данные школьной электронной метеостанции. Затем я предлагаю ученикам, установить причины наблюдаемой погоды и составить прогноз ожидаемой. Для выполнения этого задания они обращаются уже к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), например, к климатической карте мира, цифровой векторной географической карте мира (http://cor/edu/27/ru/catalog/res…)/ .
Реализация исследовательского потенциала школьников с помощью современных цифровых средств позволяет учить ребенка самостоятельно мыслить, действовать и познавать, а значит гармонично развиваться и благополучно жить в социуме. Важно, чтобы при этом учитель, следуя совету Г. Лихтенберга, учил детей не тому, что думать, а тому, как они должны думать [4].
Библиографический список
- Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч.-Т. 2.- С. 251
- Международное сравнительное исследование PISA-2015.– Режим доступа: http://niro53.ru/sites/default/files/public/documenti/pisa.pdf
- Макотрова Г.В. Развитие исследовательского потенциала старшеклассников в школе полного дня// Профильная школа. – 2014.– Т.2. №3. – С. 11-18
- Лихтенберг Г. К. Афоризмы / Издание подготовил Г. С. Слободкин. 2-е изд. М., 1965. – 344 с.