УДК 37

ЗНАТЬ, ЧТОБЫ УМЕТЬ, А УМЕТЬ, ЧТОБЫ ДЕЙСТОВОВАТЬ

Сорокина Марина Владимировна
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов" г. Грайворона
директор, учитель географии высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Аннотация
Реализация исследовательского потенциала школьников с помощью современных цифровых средств позволяет учить ребенка самостоятельно мыслить, действовать и познавать, а значит гармонично развиваться и благополучно жить в социуме.

Ключевые слова: образование, развитие, школьники


TO KNOW TO BE ABLE AND TO BE ABLE TO ACT

Sorokina Marina Bladimirovna
Graivoronsky school with profound studying of separate subjects
Director, geography teacher of the highest category, honoured worker of General education of the Russian Federation

Abstract
The implementation of research potential of students by using modern digital tools allows you to teach the child to think independently, act and learn, and then to develop harmoniously and happily live in society.

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокина М.В. Знать, чтобы уметь, а уметь, чтобы дейстововать // Современная педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5794 (дата обращения: 14.07.2023).

Жизнь это единственный предмет, который человек осваивает всё  время своего земного пребывания.   Объём жизненных знаний, умение жить и действовать, а также полнота и качество жизни  это только собственный выбор homo sapiens. На каждом этапе жизни своё понимание предмета, вместе с взрослением индивидуума происходит «взросление» отношения к жизни.

Школа готовит не только для жизни, но и зрелого гражданина РФ. На школу возложена важная миссия  взращивания успешных и талантливых граждан нашей страны, т.к. воспитывать человека – это определять судьбу нации. По меткому высказыванию Л.С.Выготского «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»  [1].

Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение формирует  зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в динамику внутренние процессы развития, которые сначала необходимы во взаимоотношениях с окружающими, но позднее, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся необходимостью самого ребенка.

В соответствии с международными стандартами PIRLS и TIMSS, начиная с 1995 года, российские школьники демонстрируют высокие результаты по чтению, математике и естествознанию (превышающие средние международные). Выпускники начальной школы в 2011 году подтвердили свой статус лидеров в области чтения и понимания текстов (PIRLS). Учащиеся 8-го класса в 2011 году показали существенное повышение уровня математической и естественнонаучной подготовки: максимальный среди всех стран – участниц по математике (TIMSS). А вот, в соответствии с международными стандартами PISA у российских учащихся 15-летнего возраста, начиная с 2000 года, результаты ниже средних по странам ОЭСР по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. В 2012 году наметились положительные тенденции в результатах по всем направлениям функциональной грамотности (PISA), но, тем не менее, российские школьники занимают далеко не лидирующие позиции [2].

На практике выходит, что обучающиеся обладают огромным багажом теоретических знаний, которые они с трудом применяют в практической жизни.  Зачастую обучению предмету носит обособленный характер, без интеграций и взаимосвязей и тем более практического оттенка.

Современный человек должен иметь не только сумму знаний, но и, согласно ФГОС, «готовность и способность к саморазвитию и личному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме». Это означает, что связь жизни и обучения приобретают новый смысл. Поэтому исследовательский потенциал школьника является одним из наиболее важных результатов обучения. Он рассматривается как комплекс исследовательских качеств личности школьника на уровне прошлого – как познавательный опыт школьника, на уровне настоящего – как исследовательские качества необходимые для решения задачи в конкретной ситуации, на уровне будущего – как исследовательские качества личности, которые требуют своего развития, как зона ближайшего развития.

Мы живём в динамичном, постоянно изменяющемся мире. Глобализация, информатизация, обновление технологий создают новую информационно образовательную среду, которая в свою очередь требует компетентных и грамотных пользователей. В свете задач обновления содержания образования школьников обучающихся использование на уроках цифровых технологий позволяет более эффективно развивать исследовательский потенциал школьников.

В моем опыте работы на уроках географии моделируется ряд учебных действий, которые входят в структуру исследовательского потенциала школьников. Так, например, на уроке географии в 6 классе по теме «Погода», школьникам предлагается составить описание погоды в городе Грайвороне для конкретной даты и для определенного времени суток. Для начала они составляют описание состояния тропосфера (облачность, наличие осадков), используя метод наблюдения. Затем, обогащают описание погоды цифровыми показателями (температура, атмосферное давление, скорость и направление ветра), используя данные школьной электронной метеостанции. Затем я предлагаю ученикам, установить причины наблюдаемой погоды и составить прогноз ожидаемой. Для выполнения этого задания они обращаются уже к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), например, к климатической карте мира, цифровой векторной географической карте мира (http://cor/edu/27/ru/catalog/res…)/ .

Реализация исследовательского потенциала школьников с помощью современных цифровых средств позволяет  учить ребенка самостоятельно мыслить, действовать и познавать, а значит гармонично развиваться и благополучно жить в социуме. Важно, чтобы при этом учитель, следуя совету Г. Лихтенберга, учил детей не тому, что думать, а тому, как они должны думать [4].

 


Библиографический список
  1. Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч.-Т. 2.- С. 251
  2. Международное сравнительное исследование PISA-2015.­– Режим доступа: http://niro53.ru/sites/default/files/public/documenti/pisa.pdf
  3. Макотрова Г.В. Развитие исследовательского потенциала старшеклассников в школе полного дня// Профильная школа. – 2014.– Т.2. №3. – С. 11-18
  4. Лихтенберг Г. К. Афоризмы / Издание подготовил Г. С. Слободкин. 2-е изд. М., 1965. –  344 с.


Все статьи автора «Сорокина Марина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: