Образование – одна из важнейших сфер человеческой деятельности, качество образование играет огромную роль в жизни человека и общества в целом. Поэтому повышение качества образования – является одной из основных задач нашего общества.
К повышению качества образования ведут многие факторы, одним из которых является внедрение современных технологий, в том числе информационных технологий, в систему образования. В нашу постиндустриальную эпоху для того, чтобы люди могли поспевать за быстро развивающимся миром и, чтобы могли адаптироваться в нем, знания должны подаваться своевременно и в самом доступном для понимания виде. Этому как раз и способствуют многие современные информационные технологии [1].
Так как информационные технологии очень разнообразны и имеют огромное количество самых различных применений, рассмотрим пример использования информационных технологий в области инженерной экологии. Инженерная экология – совокупность научных и инженерных принципов по улучшению качества природной среды. Человек оказывает огромное негативное влияние на качество окружающей среды, с сокращением и ликвидацией негативного воздействия во многом и связана деятельность инженерной экологии [2].
Множество разнообразных технологий (очистка сточных вод, очистка загрязненного воздуха и т.д.), придуманных человеком, встали на защиту окружающей среды от пагубного воздействия, и многие из них были бы не осуществимы без помощи специального оборудования. Некоторые приборы и установки, применяемые в процессе улучшения качества природной среды, выполняют сложные функции и имеют сложное строение, и их понимание затруднено, без визуального восприятия, что не всегда возможно и не всегда удобно. Решение этой проблему возможно при помощи создания 3D моделей оборудования.
Для создания 3D моделей был выбран редактор трехмерной графики Blender. Данный выбор обусловлен следующими преимуществами перед другими программами :
- доступностью (Blender является бесплатным программным обеспечением);
- универсальностью (имеет широкий спектр применения);
- невысокой сложностью управления (возможно управление при помощи комбинаций клавиатуры и при помощи внутреннего меню, не требует наличия дополнительного оборудования);
- невысокой продолжительностью освоения навыков работы в редакторе (простота и удобство управления способствует быстрому освоению навыков работы в редакторе);
- наличием видео уроков по работе в данном редакторе (дает возможность пройти бесплатное, удобное, обучение работе в редакторе);
- популярностью (большое количество пользователе помогает советами);
- кроссплатформенность (работает во всех популярных операционных системах).
Для визуализации объекта, в качестве такового был выбран первичный радиальный отстойник, было необходимо изучение схем и изображений объекта с целью наилучшего понимания его функций, строения, и пропорций. Изображения должны достоверно и в полном объеме отображать внешний вид объекта (рисунки 1-2).
Рисунок 1 – Схема устройства первичного радиального отстойника
1 – Центральная распределительная труба; 2 – Круговой желоб; 3 – Труба; 4 – Скребки; 5 – Движущаяся ферма; 6 – Приямок; 7 – Иловая труба.
Рисунок 2 – Изображение радиального отстойника (скриншот из 129 выпуска телепрограммы «Галилео»)
Первичные радиальные отстойники – очистное сооружение, представляющее собой круглый резервуар в котором поток сточных вод движется горизонтально в радиальном направлении от центра к периферии или наоборот, оборудованный илоскребами, перемещающими выпавший осадок к иловому приямку расположенному в центре оборудования, далее происходит удаление массы насосами или под действием гидростатического давления. Вещества всплывающие к поверхности отводятся в специализированные поплавковые жиросборники, погружающиеся под воду с помощью рычажного механизма при подходе фермы илоскреба. Посредством распределительного устройства обеспечивается поступление воды в зону отстаивания с малыми скоростями. Данное устройство выполняется в виде периферийного кольцевого лотка с зубчатым водосливом или щелевыми донными отверстиями и полупогружную перегородку, образующие с бортом отстойника кольцевую зону, в которой происходит быстрое гашение энергии входящих струй, выделение и задержание плавающих веществ [3].
Для создания 3D модели радиального отстойника выполнялся набор следующих действий:
- Создание геометрической фигуры (Shift+A, mesh), из базовых геометрических фигур для создания основных элементов отстойника;
- Экструдирование (E) – выдавливание новых полигонов;
- Изменение масштаба (S) – уменьшение и увеличение масштаба выбранной фигуры;
- Вращение (R) – расположение объекта позволяет поворачивать выделенный объект необходимым образом;
- Создание полигонов на основе точек (F) – позволяет присоединять полигоны друг к другу и создавать новые полигоны;
- Удаление (X) – удаление выбранных объектов (полигона, точки, отрезка);
- Разделение полигона на части (Shift+R) – дает возможность разделить 1 полигон, на несколько меньших полигонов [4,5].
Рисунок 3 – 3D модель радиального отстойника
Данная 3D модель отображает основные элементы визуализируемого объекта, упрощает понимание функционирования и строения радиального отстойника при этом, её создание не потребовало больших усилий, и большого количества времени.
Библиографический список
- Арзуманова, Н.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009 г. – № 113. – СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – С. 86–90.
- Учебно-методический комплекс «Инженерная экология» [Электронный ресурс] http://ecology.alpud.ru (дата обращения 05.08.2016)
- Тимонин, А.С. Инженерно-экологический справочник, Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 2003. – 2825 с.
- Blender Wiki, документация пользователя, основная документация, уроки. [Электронный ресурс] URL: https://wiki.blender.org/index.php/Doc:RU/2.4/Manual (дата обращения 05.08.2016)
- Дизайн, приемы работы в Blender. [Электронный ресурс] URL: https://habrahabr.ru/post/273067/ (дата обращения 05.08.2016)