Одной из первоочередных задач современного развития Узбекистана является работа с молодежью. Президент РУз И.А.Каримов уделяет этому вопросу самое пристальное внимание. Из года в год расширяются возможности и создаются условия для гармоничного воспитания подрастающих поколений. И это оправданно. В современном мире размытые границы между государствами и, конечно же, новые информационные технологии, Интернет, способствуют проникновению вредных и опасных идеологических течений, насаждению западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, преступности. Бездуховность и безнравственность современного времени породили такие уродства как ИГИЛ и ему подобные организации. Мы не можем не замечать негативного воздействия этого на сознание людей различных возрастных групп населения, но прежде всего современной молодежи. Все это не может не беспокоить государство и общество. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. [3]
Задачей семьи, школы, лицея и вуза, махаллинских комитетов и общества в целом является воспитание образованных и духовно богатых, моральностойких граждан своей страны. Значительная роль в этом принадлежит духовно-нравственному воспитанию. Духовно – нравственное воспитание в целом – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Духовность – понятие сложное и многогранное. Она охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие, художественные ценности, обычаи, традиции, ритуалы, религиозную практику. Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. Нравственность часто отождествляется с понятием «мораль», но в разные времена и в различных частях света мораль может быть разной – и сегодня мы понимаем, что моральные устои западного и азиатского миров различна – категория нравственности же – это вечная и неизменная категория. Под нравственностью мы понимаем общечеловеческие ценности – честность, справедливость, великодушие, добро, любовь к своей Родине, чувство ответственности и долга перед семьей, обществом и страной, уважение к истории и своим предкам, милосердие, отзывчивость, человечность, великодушие, щедрость, дружелюбие, этические нормы, правила поведения, защита окружающей природы, культурное поведение, и еще многое.
Как и любое другое воспитание духовно-нравственное воспитание должно быть систематичным. Каждое мероприятие должно преследовать определенную цель, которую понимают и учителя и учащиеся. В коллеж, лицей или вуз молодые люди уже приходят с некоторым багажом своих представлений и о жизни и людях. Расхожее мнение о том, что заниматься надо только с «трудными» подростками абсолютно неверно. В учебном заведении формируется личность учащегося, то, как он будет проживать эти годы, что наполнит его душу и сердце, во многом определит его дальнейшую судьбу. Поэтому так важна не только фронтальная, но и индивидуальная работа с учащимися.
Виды деятельности и формы занятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся должны быть разнообразными, увлекательными для подростков. Беседы, требования, убеждения, напоминание, поручения, поощрения и наказания прежде всего должны иметь гуманистическую суть и направленность. Еще с советских времен у нас сформировалось понятие о воспитательной работе, как о второстепенном деле, которому уделялся всего один час в неделю, после всех основных занятий. Но в современном мире именно воспитательная работа имеет большую ценность, чем познавательная деятельность, потому, как известно, знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего. Как и в учебной деятельности, в воспитательной работе надо зажечь, мотивировать и заинтересовать учащихся, используя современные технологии и Интернет. Используя убеждение, воздействуя на сознание и чувства и применяя упражнения, можно добиться формирования положительных качеств и отторжение отрицательных. В подростковом периоде у юношей и девушек, как правило, возникает идеал, которому они стараются подражать. Сегодня героями наших детей являются сильные (в физическом плане) и успешные люди. Зачастую эти идолы не выдерживают никакой критики, но в глазах молодежи – они герои. В условиях рыночной экономики представление о счастье подростки неразрывно связывают с материальным благополучием. Девушки мечтают о миллионерах, мальчики – о крупном бизнесе. Обсуждения и диспуты на такие темы, совместный просмотр кинофильмов или спектаклей, расширит представления детей о людях, позволит им узнать оборотную, часто нелицеприятную сторону «красивой жизни» о которой они мечтают. Воспринятый или созданный идеал человека – это образ, который направляет поведение учащегося и служит критерием оценки других людей и себя самого. Тем самым наличие положительного идеала означает и наличие постоянно действующего нравственного мотива. [2]
Основные направления работы c учащимися могут выглядеть так [1]
Блоки |
Воспитательные задачи |
|
1 |
2 |
|
Я и Я |
1) Формирование духовно-нравственных ориентиров. 2) Формирование гражданского отношения к себе. 3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. 4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств. |
|
Я и Отечество |
1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли религии Ислама для Узбекистана. 2) Формирование гражданского отношения к Отечеству. 3) Воспитание верности духовным традициям Узбекистана. 4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям. |
|
1 |
2 |
|
Я – защитник Отечества |
1) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к истории своей страны, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. |
|
Я и здоровье |
1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. 2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. 3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни |
|
Я и культура |
1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. 2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов. 3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина. |
|
Я и семья |
1) Формирование представлений о семейных ценностях. 2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей. 3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери – жены. |
|
Я и школа |
1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии. |
|
Я и планета |
1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой. 2) Воспитание гуманистического отношения к людям. 3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. |
В процессе духовно-нравственного воспитания важно выработать у учащихся навыки самодисциплины, самовоспитания и самореализации. Критериями уровня оценки и самооценки духовно – нравственной воспитанности могут быть:
- наличие у молодого человека научного мировоззрения;
- наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;
- стремление к самореализации;
- успешность ведущей образовательной деятельности;
- адекватность самооценки;
- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.
Постоянная работа по утверждению нравственных идеалов позволит вовремя заметить в учащихся отклонения от норм нравственного поведения, и коррекция еще не ставших устойчивыми чертами характера будет эффективной.
Библиографический список
- Материал частично взят с сайта http://festival.1september.ru/articles/504592/
- План духовно-нравственного воспитания студентов ptz.ru/file…/
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах.М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576(747) с.
- Программа духовно-нравственного воспитания http://kursk-school33.ru/documents/ProgrammaDUH.html.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов. М. : Гардарики, 1999. – 520 с.