УДК 373.24

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕНСОРНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Лисс Олеся Владимировна
Томский государственный педагогический университет

Аннотация
Статья посвящена вопросам организации сенсорной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье определяется значение сенсорной среды; задачи и факторы сенсорного развития дошкольников; описываются виды организации и обеспечения сенсорной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения. Приведены результаты исследования организации сенсорной среды в условиях дошкольного образовательного учреждениях города Северска.

Ключевые слова: дошкольники, сенсомоторный уголок, сенсорная комната, сенсорная среда, сенсорное развитие, сенсорные эталоны


ORGANIZATION OF SENSORY ENVIRONMENT IN TERMS OF CHILDREN'S EDUCATIONAL INSTITUTION

Liss Olesya Vladimirovna
Tomsk State Pedagogical University

Abstract
The article is devoted to the organization of the sensory environment in the conditions of preschool educational institution. The article defines the meaning of the sensory environment; tasks and sensory factors of development of preschool children; describes the types of organizations and provide sensory environment in the conditions of preschool educational institution. The results of the research organization of the sensory environment in the conditions of preschool educational institutions of the city of Seversk.

Библиографическая ссылка на статью:
Лисс О.В. Организация сенсорной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения // Современная педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/09/5817 (дата обращения: 30.07.2023).

Научный руководитель: Н. А. Семенова, канд. пед. наук, доцент

Формирование всесторонне развитой и гармоничной личности – одна из важнейших задач дошкольного детства, развитие которой основывается на принципах ФГОС дошкольного образования:  полноценное проживание ребенком этапов детства; индивидуализация дошкольного образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей, сотрудничество  с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и действий, возрастная адекватность дошкольного образования; учет этнокультурной ситуации развития детей.

Первый шаг  ребёнка  в познании  мира определяется чувственным опытом или «живым созерцанием» – работой сенсорных процессов: ощущения, восприятия, представления. Их развитие создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления и др.).

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [1, с. 7].

Проблему восприятия и его развития в дошкольном детстве в своих работах  изучали отечественные и зарубежные ученые: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.З. Денискина, Л.И. Солнцева, Г.В. Григорьева, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Э.Дж. Айрес, У. Кислинг, М. Монтессори.  Они рассматривали чувствительность  ребенка к тем или иным воздействиям окружающего мира и разрабатывали пути благоприятного развития и воспитания  дошкольников на каждом возрастном этапе. Для полноценного развития восприятия необходимо создавать сенсорную развивающую среду, которая оказывается влияние на развитие зрительного, слухового, тактильного и мышечного  восприятия у дошкольников [2].

На сегодняшний день, одна главных задач  детского сада – формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны по словам А.В.Запорожца – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер [3, С. 144]. Свои эталоны имеются в слуховом восприятии, свои – во вкусовом и обонятельном восприятии.

Работа по формированию сенсорных эталонов проходит по разному. Л. А. Венгер опираясь на особенности  каждого возраста  выделил основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до шести лет.

Таблица 1. Задачи  сенсорного развития от рождения до шести лет

Возраст

Задачи

0-1

  • Обогащать впечатления;
  • Развивать внимание за движущимися яркими  предметами;
  • Учить брать предметы разной формы и величины.

1-3

  • Научить выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов;
  • Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

4- 5

  • Формировать устойчивые сенсорные эталоны закрепленные в речи (цвет, геометрическая форма, величина);
  • Учить соотносить по величине  несколько предметов;
  • Учить группировать путём обследования предметов: по цвету и форме вокруг образцов-эталонов;
  • Учить описанию формы, выполнять сложные глазомерные действия.

5-6

  • Знакомить с оттенками  цвета, с вариантами геометрических фигур;
  • Соотносить по величине, элементы ряда, состоящего из большего количества предметов;
  • Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Организация сенсорной среды в условиях ДОУ может быть организована через сенсорный уголок или сенсорную комнату. Мы проанализировали достоинства и недостатки каждой из формы сенсорной среды и отразили их в таблице № 2.

Таблица 2. Виды организации сенсорной среды

 

сенсорный уголок

сенсорная комната

помещение

Располагается в группе Располагается в отдельном помещении

назначение

  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. Д.);
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной  активности;
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников

наполнение

  • Стимулирующая активирующая развивающая среда;
  • Пособия и дидактические игры.
  • Стимулирующая активирующая развивающая среда;
  • Пособия и дидактические игры;
  • Цвето – звуковой дизайн, эстетическое оформление, техническое оснащение.

Качество и количество наполнения

Неполное разное по качеству наполнение Полное и качественное наполнение

Таким образом, сенсорные зоны и сенсорная комната дают возможность дать всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами, но различаются по полноте и качеству оснащения.   Сенсорная комната, имеет больше возможностей поскольку она дополняется цвето – звуковым дизайном, эстетическим оформлением, техническим оснащением  даст более положительный результат, а сенсорная зона, созданная  в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования, поэтому возможностей для развития меньше.

Основу сенсорной среды составляют специальные средства, средства сенсорного развития – это предметы или их совокупность способствующие развитию сенсорного восприятия окружающего мира.

К средствам сенсорного развития относятся:

  • предметная среда (мебель, вещи, игрушки, мягкие модули, музыка, свет, запахи);
  • объекты живой и неживой природы (камни, песок, ракушки,  растения и т.д.);
  • дидактические игры по сенсорному воспитанию;
  • наборы для творчества;
  • средства обеспечивающие движения крупные и мелкие;
  • предметы быта и специальные предметы (гладильная доска, грабли и т.д.)

Но эти средства необходимо правильно использовать, поэтому в психолого-педагогической литературе описаны специальные методы и приемы сенсорного развития.

Методы и приемы сенсорного развития – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребёнка, направленной на решение задач сенсорного воспитания и развития в процессе обучения.

К методам и приемам сенсорного развития можно отнести практические методы обучения, которые используются для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков.

Практические методы сенсорного развития бывают следующими:

  • упражнения;
  • исследовательские действия (выявление свойств, эксперимент, сравнение, наблюдение);
  • игра.

Только совокупность правильно подобранных средств и используемых методов и приёмов сенсорного развития могут обеспечить организацию полноценной сенсорной среды в условиях ДОУ.

Нами было проведено исследование на предмет организации сенсорной среды в условиях ДОУ. В исследовании участвовали десять ДОУ  ЗАТО Северска. Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Интервью по теме организации сенсорной среды в ДОУ ЗАТО Северска

№ п/п Вопросы опроса Варианты ответов %
1. Организованна ли в вашем детском саду сенсорная среда? Да организованна 100
2. Каким образом организованна сенсорная среда в вашем ДОУ? Сенсорные уголки в группах

Сенсорные уголки в группах и сенсорная комната

 

80

 

20

3. Для какого возраста детей существует данная организация? По большей мере в группах раннего развития

Во всех возрастных групп

 

 

50

 

50

4. Для какого контингента организованна сенсорная среда? Для всех

Для всех и для коррекции

100

 

20

5. Кто является ответственным за функционирование сенсорной среды? Воспитатели

Воспитатели и психолог

80

20

6. Оцените степень наполнения вашей сенсорной среды? На 100%

На 70%

На 50%

10

10

80

7. Используете ли вы в своей работе методики, технологии  сенсорного развития? Нет

Частично

Используем различные методики и технологии

20

40

 

40

8. Существуют ли у вас дополнительное образование по сенсорному развитию детей и на какой основе? Нет

Да бесплатно

Существует на платной

основе

80

20

 

20

9. Повышают ли педагоги вашего ДОУ свою квалификацию в этой сфере. Нет

Да

80

20

Анализ полученных в результате исследования данных позволил нам сделать следующие выводы:

  1. 100% респондентов, понимают  важность организации сенсорной среды в ДОУ.
  2. Организация сенсорной среды представлена у 80% только сенсорными уголками, и лишь у 20% респондентов имеются сенсорные уголки в группах и сенсорная комната.
  3. В большинстве ДОУ (50%) не уделяется достаточного внимания  организации сенсорной среды, в связи с этим нет достаточного оснащения сенсорных зон.
  4. Методическая работа по организации грамотного сенсорного развития ведется в частично в 40% или вовсе отсутствует в 20%.
  5. Существует ошибочное мнение, о том, что сенсорное развитие заканчивается в раннем возрасте, поскольку организация сенсорного развития после этого периода резко сокращается на 50%.
  6. Организацией  сенсорного пространства занимаются только воспитатели 100% и в редких случаях к этому подключаются специалисты.
  7.  20% педагогов ДОУ повышают свою квалификацию в этой сфере, а 80% игнорируют.

Проведенное исследование позволило нам определить следующую проблему: подходы к организации сенсорной среды недостаточно разработаны  психолого – педагогической литературе и практикой работы в ДОУ. Данная проблема требует решения в разработке методических рекомендаций для специалистов ДОУ в направлении организации сенсорного комплекта, выбора форм и методов работы.


Библиографический список
  1. Венгер, Л. А.  Воспитание сенсорной культуры  / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер ;  Под ред. Л.А. Венгера  –  Москва :  «Просвещение», 1988.  –  С. 7 – 12.
  2. Кузнецова,  М. В. Развитие восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях сенсорной комнаты  / М. В.  Кузнецова, Н. А.  Буравлева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия :  Педагогика, психология. – 2012. –  № 4 (11). – С. 165-169.
  3. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова – Москва, 2007.
  4. Монтессори, М.  Помоги мне это сделать самому / М. Монтессори, – Москва: Издательство Карапуз, 2000.


Все статьи автора «Лисс Олеся Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: