УДК 373.62

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СКРИНКАСТОВ НА ПРИМЕРЕ КУРСА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

Захаров Константин Викторович
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»
студент 5 курса

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема преподавания курса компьютерной графики на уроках информатики в школе. Автором предложено использование скринкастов в качестве наглядных средств обучения компьютерной графике. Представлены методические особенности создания скринкастов с использование программы Camtasia Studio.

Ключевые слова: Компьютерная графика, курс компьютерной графики, разработка скринкастов, скринкасты


FEATURES OF SCREENCAST DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF COURSE COMPUTER GRAPHICS

Zakharov Konstantin Viktorovich
Nosov Magnitogorsk State Technical University
student

Abstract
This article deals with the problem of teaching computer graphics course at computer science lessons in school. The author suggested the use of screencasts as visual teaching aids computer graphics. The methodical features create screencasts to use Camtasia Studio program.

Библиографическая ссылка на статью:
Захаров К.В. Особенности разработки скринкастов на примере курса компьютерной графики // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6649 (дата обращения: 02.10.2017).

Современное состояние проблемы обучения информатики, в первую очередь, предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД), которые имеют надпредметный характер. Однако процесс преподавания остался традиционным – так, до сих преподают основные навыки работы в текстовом редакторе, перевод систем счисления, виды алгоритмических конструкций, не формируя такие категории как развитие умений поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания и т.д. На наш взгляд,  недостаточное внимание уделяется изучению раздела компьютерной графики, которая позволяет обучить учащегося не только созданию изображений и их редактированию, но так же развивает образное и абстрактное мышление, ИКТ-компетенции, информационную культуру. Тем самым формируются новые мета-предметные связи с другими предметами: ИЗО, технологии, математики, физики. Знания, полученные на математике и физике, позволят учащимся в старшей школе перейти от растровой графики к 3D моделировании и разработке анимации.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы показал, небольшое количество эффективных методик преподавания компьютерной графики в школе. Данной проблемой занимались как российские научные деятели Л.А. Залогова, Л.И. Стрелкова, К.Ю. Поляков, И.Г. Семакин так и зарубежные A. M. Тайц, В. Рейнбоу, К. Айсманн. [1,2] В их работах отражена проблематика преподавания компьютерной графики в школе, ее недостаточный объем в основном курсе информатики. Так же они выделяют и проблему преподавания этого курса в системе дополнительного образования.

Сейчас популяризируется и набирает обороты дистанционное образование. Оно позволяет получать знания и навыки не выходя из дома и довольно популярно в ИТ сфере, где наглядность легко продемонстрировать на экране монитора. Начиналось все с видео лекций записанных на обычную кассетную видеокамеру. Сейчас уровень технологий позволяет не только записывать на видеокамеру уроки, но и сразу транслировать урок в интернет.  У данного подхода в качестве недостатка выделяется отсутствие наглядности, поскольку идет запись непосредственно преподавателя, но не его рабочего места.

Общая специфика человеческого восприятия различной информации определяется особенностями функционирования различных органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, осязание. Рассматривая лишь те виды информационного воздействия на обучающихся в современной школе можно выделить следующие группы информации:

1)    Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация(лекция, семинар, аудирование);

2)    Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст и графические изображения-картинки(чтение учебника, презентации, записи на доске);

3)    Информация, частично воспринимаемая сенсорной системой человека при работе с помощью специальных технических средств с видеороликами, телеобъектами и др. – сенсорная или тактильная информация(работа с материалами на уроках технологии, в кружке робототехники, просмотр обучающих видеороликов).

Сочетание видео- и звуковых эффектов обеспечивает одновременное воздействие на два важнейших органа чувств человека – зрение и слух, что существенно повышает информативность учебного процесса и эффективность его восприятия. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, аудиовизуальные средства обучения вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями.

В связи с развитием программного обеспечения и увеличение сложности его функционала и появилась необходимость создавать обучающие видео в качестве инструкций по работе с программами –  скринкасты. Данная технология позволяет произвести запись пошаговой работы в программе, комментируя происходящее на экране[3,4].

Анализ существующих обучающих скринкастов показал низкое качество их содержания и технического оформления.  В соответствии с этим целью исследования стала описание методики разработки скринкастов.

При изучении воздействия аудиовизуальных средств были выделены их основные дидактические особенности:

—   высокая насыщенность информацией;

—   рациональное преподнесение новой информации;

—   наглядное представление изучаемых явлений и материала;

—   реальное представление действительности.

Данная методика реализуется на базе метода практического обучения. Он подразумевает  рассмотрение не только  теоретических аспектов создания скринкастов, но и обучение педагога созданию собственных скринкастов[5,6]

В ходе исследования так же нами был проведен сравнительный анализ программ для записи скринкастов (не включая сервисы Web 2.0 из-за необходимости высокоскоростного доступа к  Интернету), представленный в таблице 1[7].

Таблица 1 – Сравнительный анализ средств для записи скринкастов

Наименование

Разработчик Сайт программы Совместимость Лицензия,

Редактирование

Формат видео Русификация
стоимость

видео

Adobe Captivate Adobe www.adobe.com/products/ Microsoft Windows, Proprietary, Да SWF, HTML5, Нет
Systems captivate Mac OS X от 34200 руб. PDF, MP4,
EXE
Camtasia Studio TechSmith www.techsmith.com/camtasia/ Microsoft Windows, Proprietary, Да AVI, SWF, Нет
Mac OS X от 6400 руб. FLV, MOV,
WMV, RM,
GIF, CAMV,
EXE
Jing TechSmith http://www.techsmith.com/ Microsoft Freeware Да SWF, MP4 Нет
jing.html Windows,
Mac OS X
Bandicam Bandisoft http://www.bandicam.com/ Microsoft Windows Proprietary, Нет MPEG-1 Да
от 1200 руб.
BB FlashBack Blueberry http://www.bbsoftware.co.uk/ Microsoft Windows Proprietary, Да AVI, FLV, Нет
Software BBFlashBack/Home.aspx от 3189 руб. MOV, MP4,
GIF, WMV,
EXE
BB FlashBack Blueberry http://www.bbsoftware.co.uk/ Microsoft Windows Freeware Нет AVI, FLV Нет
Express Software BBFlashBack_FreePlayer.aspx
CamStudio CamStudio.org http://camstudio.org/ Microsoft Windows Open source Нет AVI, SWF Да

Анализ показал, что одним из удобных и эффективных программный средств для создания скринкастов является Camtasia Studio. Camtasia Studio позволяет начать работать сразу после установки, не требуя каких-либо дополнительных действий от пользователя.

В качестве технических средств создания скринкастов необходимы: компьютер, наушники с микрофоном или по отдельности.

Рассмотрим этапы реализации скринкастов:

  1. Подготовка материала;
  2. Технические настройки;
  3. Запись видео и аудио;
  4. Монтаж;
  5. Размещение скринкаста в Интернет.

Под подготовкой материала понимается, не только подготовка методического материала урока, но так же и написание сценария, подготовка аудиоряда, сопровождающего скринкаст. Сценарий стоит писать подробно, выделять важные моменты, делать выводы по совершению каких-либо действий на экране. Так же необходимо акцентировать внимание на важных моментах, если есть возможность выделить их на экране или вывести текстом. Необходимо в конце скринкаста сделать выводы и проговорить ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание обучающемуся.

Во время записки скринкаста необходимо исключить все источники постороннего шума. Так же необходимо выбрать помещение, где отсутствует эхо.

Монтаж видео осуществляется для наложения визульных эффектов, позволяющих выделить некоторые важные моменты во время записи на экране.

На наш взгляд, использование скринкастов в процессе обучения компьютерной графике позволяет гораздо быстрее и удобнее усваивать материал. Уроки становятся не только более интересными и динамичными, но  и позволяют повторить либо уже пройденный материал самостоятельно, либо пройти тему, которую пришлось пропустить. Так же представленная методика позволяет педагогам записывать собственные скринкасты, не только по компьютерной графике, но и по примерам работы в других программах.


Библиографический список
  1. Роберт В.И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / В.И. Роберт. – М.: 1994. – 122 с.
  2. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 469 с.
  3. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
  4. Климова Т.Е. Подготовка учителя к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности/Т.Е.Климова, Е.П. Романов, Е.В. Федченко//Магнитогорск, МаГУ, 2006. -175 с.
  5. Карманова, Е.В. Проблема качества образования в процессе реализации обучения с использованием ДОТ/Е.В. Карманова//науч. ст. международ. науч.-практич. конф. «Новые информационные технологии в образовании» -Екатеринбург, 2013. -С. 352-354.
  6. Применение дистанционных технологий в высшем учебном заведении: монография/ И.И. Боброва, Е.Г.Трофимов, Е.В. Карманова, Е.В.Чернова, Л.Ф.Ганиева, К.А.Рубан, В.Н.  Макашова /– Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос тех ун-та им Г.И.Носова, 2016.- с.97.
  7. Голощапов А.С. Использование сервисов веб 2.0 в поддержку дистанционного обучения / А.С. Голощапов, Е.Б. Файзулин,  Е.В. Карманова // Сб. материалов и докладов IVвсеросс. науч.-практ. конф. «Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий» – Екатеринбург : ИОЦ «Информед», 2016. – С.51-58.


Все статьи автора «Захаров Константин Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: