На заключительном этапе обучения бакалавров должна проводиться государственная итоговая аттестация выпускников (ГИА). Ее целью является определение уровня теоретической и практической подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач, соответствия их компетенций требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и основных образовательных программ [1].
В Курском государственном медицинском университете (КГМУ) осуществляется подготовка бакалавров по ряду направлений, в том числе 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 39.03.02 «Социальная работа». Содержательной основой ГИА являются ФГОС ВО по соответствующим направлениям подготовки. С целью организационно-методического сопровождения ГИА разработаны «Положение о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета», а также программы ГИА выпускников по соответствующим направлениям подготовки [2].
Государственная итоговая аттестация бакалавров в КГМУ предусматривает проведение испытаний следующих видов: государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы.
Государственный экзамен представляет собой аттестационное испытание, устанавливающее оценку уровня подготовки выпускника и его компетентности в решении типичных профессиональных задач и проблем. Проводится государственный экзамен по профессионально-ориентированным междисциплинарным ситуационным задачам (кейсам), каждая из которых включает описание проблемы и задание по ее решению. К ситуационной задаче прилагается 4-5 вопросов, которые позволяют оценить уровень компетентности выпускника, возможность использования его теоретической и практической базы при решении типичных профессиональных задач.
Ответ выпускника оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки, используемые в ходе государственного экзамена бакалавров в 2016г., представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Критерии оценки, используемые в ходе государственного экзамена бакалавров
Оценка в баллах |
Содержание ответа |
5 отлично |
Выпускник отлично ориентируется в теоретических аспектах проблемы, успешно использует теоретические знания для решения профессионально типичной ситуации, умеет делать выводы, разрабатывать и принимать соответствующие управленческие решения, может в полном объеме выполнять все виды профессиональной деятельности |
4 хорошо |
Выпускник хорошо ориентируется в теоретических аспектах проблемы, умеет использовать теоретические знания для решения профессионально типичной ситуации, испытывает некоторые затруднения при обобщении результатов и разработке соответствующих управленческих решений, может выполнять все виды профессиональной деятельности |
3 удовлетворительно |
Выпускник имеет определенные теоретические знания по затронутой проблеме, испытывает затруднения при использовании теоретических знания для решения профессионально типичной ситуации и обобщении результатов, не может разработать соответствующее управленческое решение, может выполнять виды профессиональной деятельности не в полном объеме |
2 неудовлетворительно |
У выпускника отсутствуют системные теоретические знания по затронутой проблеме, он не может решить профессионально типичную ситуацию, сделать соответствующий вывод и обобщить результаты, не готов к выполнению профессиональных видов деятельности |
Следует отметить, что по результатам государственного экзамена все выпускники 2015 и 2016 годов получили положительные оценки. Средний балл составил 4,2 – 4,3.
Наряду с государственным экзаменом в рамках ГИА бакалавров в КГМУ проводится защита выпускной квалификационной работы (ВКР).
ВКР выполняется студентами в период научно-исследовательской преддипломной практики в форме бакалаврской работы, которая представляет собой самостоятельно выполненную обучающимся письменную работу, демонстрирующую уровень готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Процесс выполнения ВКР включает ряд этапов:
1) выбор и утверждение темы ВКР;
2) определение цели и задач ВКР;
3) сбор, обработка и анализ информации;
4) обобщение результатов исследования, разработка предложений по совершенствованию предмета исследования;
5) оформление работы;
6) защита ВКР.
В настоящее время мы имеем опыт выполнения ВКР выпускниками 2015 и 2016 годов по направлениям подготовки «Экономика» и «Социальная работа», ГИА выпускников, обучающихся по направлению «Менеджмент», будет впервые проведена в 2017 году.
Для выполнения ВКР на выпускающих кафедрах социальной работы, экономики и менеджмента разработаны «Методические рекомендации по выполнению и защите ВКР по соответствующим направлениям подготовки». Примерная тематика ВКР разрабатывается выпускающей кафедрой. Темы ВКР выпускников утверждаются на заседании кафедры и деканом факультета.
Исследовательская проблематика ВКР, выполненных в 2015-2016 годах отражает предметно-объектную область, соответствующую направлению подготовки. Для выпускников факультета социальной работы – это социальная работа с молодежью, семьей, лицами с ограниченными возможностями, социальная работа в здравоохранении. В работах выпускников факультета экономики и менеджмента исследуются различные аспекты экономики организаций, в т.ч. организаций здравоохранения: анализ и планирование производственной и финансовой деятельности, кадровый потенциал и мотивация персонала, состояние материально-технического обеспечения и др. В связи с переходом на обучение по «ФГОС ВО 3+» тематика ВКР выпускников 2017 года пересмотрена таким образом, чтобы рассматриваемые в них проблемы соответствовали утвержденным профилям обучения.
Темы выпускных квалификационных работ имеют практическую направленность, ряд работ выполнены по социальным заказам: социальная работы 100%, экономика – 70%. Треть работ представляет результаты многолетних исследований, результаты которых опубликованы в научных журналах, в т.ч. РИНЦ, и докладывались на научно-практических конференциях различного уровня. Практическая значимость результатов проведенных исследований подтверждается актами об использовании предложений.
При выполнении экспериментальной части ВКР для сбора информации используются социологические методы и контент-анализ документов. Выпускники факультета социальной работы применяют алгоритмы социального обследования, технологии эмпирических исследований. Выпускники направления подготовки «Экономика» для обработки результатов исследования используют математические, статистические методы, в том числе корреляционно-регрессионный и факторный анализ, методы маркетинга и менеджмента. Статистическая обработка результатов исследований проводится с использованием ПЭВМ. В работах обязательно присутствуют элементы графоаналитического анализа: таблицы, диаграммы, рисунки, схемы.
Выполненные бакалаврские работы, имеют традиционное построение и состоят из введения; теоретического раздела; аналитического (экспериментального) раздела, включающего описание результатов проведенных выпускником социологических или экономическо-статистических исследований, мероприятия по совершенствованию предмета исследования; выводы; список использованных источников; приложения. Оформление ВКР соответствует ГОСТу.
Тексты ВКР проверяются на объем заимствования. Оригинальность бакалаврских работ, выполненных в 2015 и 2016 годах составляла более 72%. Кроме того, тексты допущенных к защите ВКР размещаются в электронной библиотечной системе КГМУ и доступны для ознакомления.
Защита ВКР проходит на заседании Государственной экзаменационной комиссии в соответствии с установленными временными режимами выступления и обсуждения содержания работы. Доклады выпускников по содержанию ВКР сопровождаются мультимедийными презентациями.
Оценка ВКР проводится по пятибалльной системе. Для оценки бакалаврских работ члены комиссии используют «Критерии и шкалу оценки выпускной квалификационной работы выпускников по соответствующим направлениям подготовки. Указанные критерии разработаны выпускающими кафедрами и утверждены проректором по образовательной деятельности и общим вопросам.
Основными являются пять групп критериев: содержание ВКР, обзор литературы, экспериментальная часть, практическая значимость, оформление и защита результатов работы. Критерии и шкала оценки ВКР по направлению подготовки экономика представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Критерии оценки выпускной квалификационной работы по направлению подготовки Экономика
Критерии |
Кол-во баллов |
|
Содержание ВКР | Актуальность темы |
1-3 |
Новизна исследования |
1-2 |
|
Полнота исследования нормативно-правовых основ изучаемой проблемы |
1-2 |
|
Анализ проблемы в России и за рубежом |
1-2 |
|
Обзор литературы | Не менее 50 источников |
1 |
Не менее 90% современных |
1 |
|
Не менее 10% Интернет – источников |
1 |
|
Развернутое заключение по обзору литературы |
1 |
|
Экспериментальная часть | Наличие концепции |
1 |
Экономико-статистические расчеты |
1-3 |
|
Расчеты на ПЭВМ |
1 |
|
Экономическая эффективность, обоснование результатов |
1-3 |
|
Оригинальность исследования, авторские разработки |
1-4 |
|
Практическая значимость | Социальный заказ |
1 |
Акт внедрения |
1 |
|
Участие в конкурсах научных работ |
1 |
|
Победа в конкурсах научных работ |
2 |
|
Выступление с докладом в СНО |
1 |
|
Публикации в журналах ВАК |
4 |
|
Публикации в журналах, включенных в систему цитирования РИНЦ |
2 |
|
Публикации в сборниках научных работ, журналах, не включенных в систему РИНЦ |
1 |
|
Оформление и защита ВКР | Оформление в соответствии с ГОСТом |
1-3 |
Изложение доклада |
1-3 |
|
Ответы на вопросы членов ГЭК |
1-4 |
Оценка за ВКР выставляется в зависимости от набранной суммы баллов по следующему алгоритму:
– отлично – сумма баллов 40 и более;
– хорошо – 30-39 баллов;
- удовлетворительно – 20-29 баллов;
- неудовлетворительно – менее 20 баллов.
Все выпускники в 2015 и 2016 годов успешно защитили ВКР. Средний балл составил на факультете социальной работы в 2015 году 4,3, в 2016 году – 4,5; по направлению подготовки Экономика – 4,5 и 4,0 соответственно. По результатам защиты бакалаврских работ государственная экзаменационная комиссия отмечает достаточно высокий теоретический и практический уровень подготовленности выпускников, самостоятельность и новизну исследований, связное изложение содержания, аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.
Библиографический список
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. N 636 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры” [Электронный ресурс].- Режим доступа: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/639762/#ixzz4U6lRfozk
- Положение о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета», утверждено решением Ученого Совета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России 16.10.2016г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kurskmed.com/up/offinform/pdf/pol_ig.pdf