В Череповецком государственном университете с 2014 года реализуется проект «Внедрение международных стандартов CDIO в образовательный процесс подготовки инженерных кадров». Экспериментальными площадками выступают программы прикладного бакалавриата по направлениям «Машиностроение», «Технологические машины и оборудование», а также «Электроэнергетика и электротехника» [1, с.9; 2, с.176; 3, с. 358; 4].
Разработаны общие описания образовательных программ, где сформулированы цели и задачи, определены объекты и виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи, которые должны быть готовы решать выпускники, представлены планируемые результаты освоения каждой образовательной программы по каждому из видов компетенций. Результаты освоения образовательных программ определены с учетом компетенций, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), и результатов инженерного образования, обозначенных в CDIO Syllabus v2.0.
Подготовлены учебные планы, в которых дисциплины скомпонованы в общекультурный, общепрофессиональный и профессиональный модули. Каждый из модулей завершается курсовым проектом: общекультурный – социальным, общепрофессиональный и профессиональный – междисциплинарным. Проекты, способствующие целостному освоению компетенций, сфокусированные на практико-ориентированную подготовку специалистов, носят комплексный характер, выполнение их предусматривает формирование проектной команды из 3-5 человек. Предусмотрено последовательное освоение студентами модулей. Одним из обязательных принципов, реализованных в интегрированном учебном плане, является начало изучения курсов из профессионального модуля уже на 1 курсе.
Разработаны рабочие программы учебных дисциплин и практик, а также государственной итоговой аттестации. Нужно отметить, что в дисциплинах по выбору из профессионального модуля предусмотрено получение мультифункциональных знаний и умений. Например, бакалавры, обучающиеся по машиностроительным направлениям, дополнительно получают знания и умения в области электроэнергетики.
Из уже имеющегося опыта реализации элементов стандартов CDIO в учебном процессе можно отметить следующее:
1. В учебные планы включена дисциплина «Введение в инженерную деятельность», направленная на привлечение внимания студентов к инженерному делу, повышение их интереса к творчеству в технической области (Стандарт 4 CDIO). Разработано содержание данной дисциплины, включенной в общепрофессиональный модуль. Изучение дисциплины осуществляется в первом семестре. Она представляет собой вводный курс, являющийся основой для дальнейшей инженерной практики, создает общее представление об инженерном труде, в которое входит весь спектр задач и обязанностей инженера, а также показывает, как применяются дисциплинарные знания для решения прикладных производственных, конструкторских и научных задач (Стандарты 6, 8 CDIO). Курс предусматривает приобретение навыков, знаний и умений, которые необходимы на начальной стадии освоения программы. Во время занятий студенты выполняют (индивидуально и в командах) простые задания по анализу и синтезу машин, учатся мыслить нестандартно. Приобретенные компетенции позволяют перенести полученный опыт и на создание более сложных механизмов и машин. Выполнение заданий в небольших группах подготавливает студентов для работы в более крупных командах разработчиков. Как показывает практика, после изучения данной дисциплины студенты знают виды и задачи профессиональной деятельности, умеют применять методы рациональной организации умственного труда, становятся более заинтересованными в выбранном направлении обучения, понимают значимость инженерного труда, осознают социальную ответственность инженера, активно участвуют в решении задач инженерного творчества.
2. Разработан курс «Управление проектами и деловые коммуникации» реализуемый в первом семестре (Стандарт 5 CDIO). Компетенции, сформированные в рамках данной дисциплины, необходимы для успешного их применения в социальном, междисциплинарных курсовые проекты по модулям общепрофессиональных и профессиональных компетенций, качественного написания технических отчетов по учебной, производственной и преддипломной практике, выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра. Умение качественно выстраивать деловые коммуникации является базовым для осуществления любой профессиональной и социальной деятельности студентов. В результате изучения данной дисциплины студенты получили умения первоначально оценить идеи проекта, определить его концепцию, оценить необходимость проекта и его перспективы, приобрели навыки целеполагания, управления проектами, овладели методологией планирования и послепроектного анализа.
3. В учебные планы введен «Социальный проект», над которым студенты работают по группам – командам проекта – в течение второго семестра (Стандарты 5, 7 CDIO). Данная дисциплина направлена на стимулирование интереса студентов к проектной деятельности, призвана показать и доказать социальную значимость инженера. Разработана рабочая программа, в которую включены и методические указания для студентов. Подробно описаны этапы действий студентов, предложены формы отчетных документов, пояснено, как нужно проводить защиту социальных проектов. Курс предусматривает разработку и реализацию группами студентов социального проекта, а также презентацию и защиту данного проекта как на русском, так и на иностранном языке.
Занятия по данной дисциплине проводятся преподавателями выпускающей кафедры. Студентам предложены направления социальных проектов, актуальные для выпускающей кафедры: «Карта работодателей в области машиностроения», «Выпускники кафедры металлургии, машиностроения и технологического оборудования», «Профориентация школьников» и так далее. Студенты имели возможность сформулировать проекты либо в рамках этих направлений, либо предложить свои.
Учебный процесс был построен следующим образом: основная работа над проектами велась студентами самостоятельно, вне аудиторий; один раз в неделю проводились практические занятия, на которых команды проекта представляли результаты своей деятельности – целеполагание, задачи проекта, анализ, планирование, реализация, управление проектом, подготовка документов (карточка проекта, его текстовое описание, отчет о ходе реализации, презентация), данные результаты анализировались и выдвигались предложения о корректировке конкретных действий.
Опыт показывает, что при разработке и реализации социального проекта студенты проявляют инициативу, демонстрируют способности к самоорганизации и самообразованию, эффективно работают в коллективе. Презентации (защиты) выполненных проектов наглядно демонстрируют, что общекультурные компетенции студентов значительно развиваются.
4. Дисциплина «Прикладные информационные технологии» из профессионального модуля, начинающаяся в первом семестре и продолжающаяся во втором и третьем, обеспечивает преемственность получения знаний в области тех информационных технологий, которые используются в машиностроении (Стандарты 4, 8 CDIO). Понимая, что знания конкретных информационных технологий и навыки работы с программными продуктами, используемыми на действующих производствах, пригодятся в их профессиональной деятельности, студенты более ответственно относятся к изучению данной дисциплины.
Таким образом, имеющийся на сегодняшний день опыт реализация элементов стандартов CDIO показал перспективность их использования в процессе подготовки специалистов для машиностроения. Применение элементов стандартов CDIO в учебном процессе будет продолжено. Не вызывает сомнения, что подобный подход можно распространить и на другие направления инженерной подготовки.
Библиографический список
- Кожевникова И.А., Румянцев В.В., Болобанова Н.Л. Реализация практико-ориентированного подхода к подготовке инженерных кадров для металлургической отрасли // Научно-технический прогресс в черной металлургии: Материалы II Международной научно-технической конференции. Череповец, 2015. С.8-11.
- Румянцев В.В., Кожевникова И.А., Болобанова Н.Л. Подготовка специалистов в области металлургии в соответствии с требованиями стандартов CDIO.// «Проблемы черной металлургии-2014». Международный научный семинар в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Череповецкие научные чтения–2014» (11 декабря2014 г.): Сборник статей./ Отв. ред. Э.А. Гарбер. – Череповец: ЧГУ, 2015. – С. 174 -181.
- Румянцев В.В., Кожевников А.В., Кожевникова И.А., Болобанова Н.Л. Практико-ориентированная подготовка специалистов в интересах работодателей. Материалы российской научно-методической конференции с международным участием «Многоуровневое образование и компетентностный подход: векторы развития». – Вологда: Вологодский институт бизнеса, 2014.- С. 357-361.
- Кожевникова И.А. Разработка и реализация системы подготовки специалистов для металлургического производства в соответствии с требованиями международных стандартов CDIO // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4192 (дата обращения: 03.02.2017).