УДК 378.147

ЭЛЕМЕНТЫ СТАНДАРТОВ CDIO В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Румянцев Вадим Владимирович
ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»
кандидат технических наук, доцент кафедры Металлургии, машиностроения и технологического оборудования

Аннотация
В статье представлен опыт использования элементов международных стандартов инженерной подготовки CDIO в процессе подготовки будущих специалистов для машиностроения.

Ключевые слова: подготовка специалистов для машиностроения, проект, стандарты CDIO, учебная дисциплина


ELEMENTS OF THE CDIO STANDARDS IN THE PROCESS OF TRAINING OF SPECIALISTS FOR MECHANICAL ENGINEERING

Rumyantsev Vadim Vladimirovich
Cherepovets State University
Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor of the Department of Metallurgy, engineering and technological equipment

Abstract
The paper presents an experience of usage of elements of the international standards of engineering training CDIO in the process of training of specialists for mechanical engineering.

Библиографическая ссылка на статью:
Румянцев В.В. Элементы стандартов CDIO в процессе подготовки специалистов для машиностроения // Современная педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6771 (дата обращения: 25.08.2023).

В Череповецком государственном университете с 2014 года реализуется проект «Внедрение международных стандартов CDIO в образовательный процесс подготовки инженерных кадров». Экспериментальными площадками выступают программы прикладного бакалавриата по направлениям «Машиностроение», «Технологические машины и оборудование», а также «Электроэнергетика и электротехника» [1, с.9; 2, с.176; 3, с. 358; 4].

Разработаны общие описания образовательных программ, где сформулированы цели и задачи, определены объекты и виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи, которые должны быть готовы решать выпускники, представлены планируемые результаты освоения каждой образовательной программы по каждому из видов компетенций. Результаты освоения образовательных программ определены с учетом компетенций, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), и результатов инженерного образования, обозначенных в CDIO Syllabus v2.0.

Подготовлены учебные планы, в которых дисциплины скомпонованы в общекультурный, общепрофессиональный и профессиональный модули. Каждый из модулей завершается курсовым проектом: общекультурный – социальным, общепрофессиональный и профессиональный – междисциплинарным. Проекты, способствующие целостному освоению компетенций, сфокусированные на практико-ориентированную подготовку специалистов, носят комплексный характер, выполнение их предусматривает формирование проектной команды из 3-5 человек. Предусмотрено последовательное освоение студентами модулей. Одним из обязательных принципов, реализованных в интегрированном учебном плане, является начало изучения курсов из профессионального модуля уже на 1 курсе.

Разработаны рабочие программы учебных дисциплин и практик, а также государственной итоговой аттестации. Нужно отметить, что в дисциплинах по выбору из профессионального модуля предусмотрено получение мультифункциональных знаний и умений. Например, бакалавры, обучающиеся по машиностроительным направлениям, дополнительно получают знания и умения в области электроэнергетики.

Из уже имеющегося опыта реализации элементов стандартов CDIO в учебном процессе можно отметить следующее:

1. В учебные планы включена дисциплина «Введение в инженерную деятельность», направленная на привлечение внимания студентов к инженерному делу, повышение их интереса к творчеству в технической области (Стандарт 4 CDIO). Разработано содержание данной дисциплины, включенной в общепрофессиональный модуль. Изучение дисциплины осуществляется в первом семестре.  Она представляет собой вводный курс, являющийся основой для дальнейшей инженерной практики, создает общее представление об инженерном труде, в которое входит весь спектр задач и обязанностей инженера, а также показывает, как применяются дисциплинарные знания для решения прикладных производственных, конструкторских и научных задач (Стандарты 6, 8 CDIO). Курс предусматривает приобретение навыков, знаний и умений, которые необходимы на начальной стадии освоения программы. Во время занятий студенты выполняют (индивидуально и в командах) простые задания по анализу и синтезу машин, учатся мыслить нестандартно. Приобретенные компетенции позволяют перенести полученный опыт и на создание более сложных механизмов и машин. Выполнение заданий в небольших группах подготавливает студентов для работы в более крупных командах разработчиков. Как показывает практика, после изучения данной дисциплины студенты знают виды и задачи профессиональной деятельности, умеют применять методы рациональной организации умственного труда, становятся более заинтересованными в выбранном направлении обучения, понимают значимость инженерного труда, осознают социальную ответственность инженера, активно участвуют в решении задач инженерного творчества.

2. Разработан курс «Управление проектами и деловые коммуникации» реализуемый в первом семестре (Стандарт 5 CDIO). Компетенции, сформированные в рамках данной дисциплины, необходимы для успешного их применения в социальном, междисциплинарных курсовые проекты по модулям общепрофессиональных и профессиональных компетенций, качественного написания технических отчетов по учебной, производственной и преддипломной практике, выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра. Умение качественно выстраивать деловые коммуникации является базовым для осуществления любой профессиональной и социальной деятельности студентов. В результате изучения данной дисциплины студенты получили умения первоначально оценить идеи проекта, определить его концепцию, оценить необходимость проекта и его перспективы, приобрели навыки целеполагания, управления проектами, овладели методологией планирования и послепроектного анализа.

3. В учебные планы введен «Социальный проект», над которым студенты работают по группам – командам проекта – в течение второго семестра (Стандарты 5, 7 CDIO). Данная дисциплина направлена на стимулирование интереса студентов к проектной деятельности, призвана показать и доказать социальную значимость инженера. Разработана рабочая программа, в которую включены и методические указания для студентов. Подробно описаны этапы действий студентов, предложены формы отчетных документов, пояснено, как нужно проводить защиту социальных проектов. Курс предусматривает разработку и реализацию группами студентов социального проекта, а также презентацию и защиту данного проекта как на русском, так и на иностранном языке.

Занятия по данной дисциплине проводятся преподавателями выпускающей кафедры. Студентам предложены направления социальных проектов, актуальные для выпускающей кафедры: «Карта работодателей в области машиностроения», «Выпускники кафедры металлургии, машиностроения и технологического оборудования», «Профориентация школьников» и так далее. Студенты имели возможность сформулировать проекты либо в рамках этих направлений, либо предложить свои.

Учебный процесс был построен следующим образом: основная работа над проектами велась студентами самостоятельно, вне аудиторий; один раз в неделю проводились практические занятия, на которых команды проекта представляли результаты своей деятельности – целеполагание, задачи проекта, анализ, планирование, реализация, управление проектом, подготовка документов (карточка проекта, его текстовое описание, отчет о ходе реализации, презентация), данные результаты анализировались и выдвигались предложения о корректировке конкретных действий.

Опыт показывает, что при разработке и реализации социального проекта студенты проявляют инициативу, демонстрируют способности к самоорганизации и самообразованию, эффективно работают в коллективе. Презентации (защиты) выполненных проектов наглядно демонстрируют, что общекультурные компетенции студентов значительно развиваются.

4. Дисциплина «Прикладные информационные технологии» из профессионального модуля, начинающаяся в первом семестре и продолжающаяся во втором и третьем, обеспечивает преемственность получения знаний в области тех информационных технологий, которые используются в машиностроении (Стандарты 4, 8 CDIO).  Понимая, что знания конкретных информационных технологий и навыки работы с программными продуктами, используемыми на действующих производствах, пригодятся в их профессиональной деятельности, студенты более ответственно относятся к изучению данной дисциплины.

Таким образом, имеющийся на сегодняшний день опыт реализация элементов стандартов CDIO показал перспективность их использования в процессе подготовки специалистов для машиностроения. Применение элементов стандартов CDIO в учебном процессе будет продолжено. Не вызывает сомнения, что подобный подход можно распространить и на другие направления инженерной подготовки.


Библиографический список
  1. Кожевникова И.А., Румянцев В.В., Болобанова Н.Л. Реализация практико-ориентированного подхода к подготовке инженерных кадров для металлургической отрасли // Научно-технический прогресс в черной металлургии: Материалы II Международной научно-технической конференции. Череповец, 2015. С.8-11.
  2. Румянцев В.В., Кожевникова И.А., Болобанова Н.Л. Подготовка специалистов в области металлургии в соответствии с требованиями стандартов CDIO.// «Проблемы черной металлургии-2014». Международный научный семинар в  рамках Всероссийской научно-практической конференции «Череповецкие  научные чтения–2014» (11 декабря2014 г.): Сборник статей./ Отв. ред. Э.А. Гарбер. – Череповец: ЧГУ, 2015. – С. 174 -181.
  3. Румянцев В.В., Кожевников А.В., Кожевникова И.А., Болобанова Н.Л. Практико-ориентированная подготовка специалистов в интересах работодателей. Материалы российской научно-методической конференции с международным участием «Многоуровневое образование и компетентностный подход: векторы развития». – Вологда: Вологодский институт бизнеса, 2014.- С. 357-361.
  4. Кожевникова И.А. Разработка и реализация системы подготовки специалистов для металлургического производства в соответствии с требованиями международных стандартов CDIO // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4192 (дата обращения: 03.02.2017).


Все статьи автора «Румянцев Вадим Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: