УДК 37

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Старкова Дарья Владимировна
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
аспирант

Аннотация
Материал представляет результаты исследования теоретических оснований педагогического моделирования, что позволяет сформулировать особенности модели формирования компетентности социального взаимодействия сирот.

Ключевые слова: модель формирования компетентности социального взаимодействия сирот, педагогическое моделирование, положения модели воспитательного процесса


MODERN APPROACHES TO DESIGNING OF MODEL OF FORMATION OF COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION OF THE INMATES OF THE ORPHANAGE

Starkova Daria Vladimirovna
Tomsk State Pedagogical University
graduate student

Abstract
The article presents the results of research of theoretical bases of pedagogical modeling, which allows to formulate the model of formation of competence of social interaction of orphans.

Keywords: model of formation of competence of social interaction of orphans, pedagogical simulation, situation model of the educational process


Библиографическая ссылка на статью:
Старкова Д.В. Современные подходы к проектированию модели формирования компетентности социального взаимодействия воспитанников детского дома // Современная педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/04/6995 (дата обращения: 14.07.2023).

Моделирование – «процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами» [1]. Результат – оптимальная для объекта и решения поставленных задач модель – «искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [2].

В педагогике модели используются «как исследовательский прием представления исследуемого педагогического объекта с целью его объяснения, изучения, уточнения; либо как инструмент, позволяющий на основе анализа модельного представления педагогического объекта влиять на его построение или функционирование» [3]. Современная педагогика, опираясь на постулаты точных наук, формирует понятие модели как целенаправленного исследовательского приема.

Предпринятое нами исследование показало, что российская педагогическая теория моделирования разрабатывается такими учеными, как В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанский, Т.В. Светенко, Е.С. Заир-Бек и другими (теория педагогического моделирования), В.М. Монахов, С.И. Высотская (модели образовательного процесса, моделирование в дидактике), В.А Тестов («мягкая» модель образования), Э.Н. Гусинский (модель, учитывающая полифункциональность и многоплановость образования), Н.О. Яковлева (моделирование в создании педагогического проекта) и многими другими. Как отмечает А.Н. Дахин, результативность и функциональность моделирования зависит от соответствия модели принципам объективности, адекватности, определенности, адекватность избранного типа модели поставленным задачам. В.А. Ясвин, исследуя вариативную образовательную среду, выявляет специфику использования моделирования, рассматривает векторные модели образовательной среды (в том числе с влиянием на личность в развивающей образовательной среде т.н. «общественного ветра»). Таким образом, учеными доказано, что педагогическое моделирование является особенным, теоретически обоснованным и актуальным для решения практических педагогических проблем методом (приемом), подчиняющимся собственным продуктивным методологическим принципам.

Развитие моделирования в педагогике в соответствии с требованиями современного образования – приоритеты исследований М.В. Ядровской, А.Р. Камалеевой, Т.И. Лушиной, А.В. Цыганова, И.В. Гребенкова, С.К. Гураль, С.П. Фирсовой и многих других педагогов. Нами выяснено: по целевой направленности педагогические модели подразделяются на: учебные модели – наглядные пособия, тренажеры, обучающие программы; опытные – копии проектируемого объекта (натурные модели) для исследования и прогнозирования; научно-технические модели – для исследования процессов и явлений; игровые – различного вида ситуативные игры; имитационные модели – эксперименты, повторяющиеся для выявления вариативных воздействий, или проводящиеся вместе, но в различных социально-педагогических условиях.

Считаем, что представляет интерес схема моделирования, разработанная А.И. Богатыревым [4]: в ней этапы педагогического моделирования выстроены в соответствии с общей научной схемой данного процесса:

  1. первоначальный этап формирования методологии моделирования и описания его предмета;
  2. этап определения задач моделирования;
  3. формирование искомой модели с определенным взаимоположением ее элементов, параметрами объекта и методологически обоснованными критериями оценки их изменения;
  4. определение задачной валидности педагогической модели;
  5. проведение педагогического эксперимента;
  6. обоснование и трактовка результатов моделирования.

По результатам анализа названной выше и иной тематической литературы нами сделан вывод о необходимости научной разработки педагогического моделирования не только учебных, но и воспитательных процессов, так как сегодня «воспитательный процесс выходит на первый план, прежде всего, при формировании ключевых и социальных компетенций» [5].

Ведущие теоретические положения разработки модели формирования компетентности социального взаимодействия в условиях разновозрастной образовательной среды детского дома:

1. Положение об интеграционном характере воспитательной системы для детей-сирот. Воспитательная работа с «трудными» детьми нередко моделируется в соотвествии с конкретной целью воспитательного воздействия (например, модель Д.Б. Воронцова). Считаем более перспективной для нашего исследования теоретическую базу моделирования педагогической работы с детьми в закрытых воспитательных учреждениях М.Ю. Кондратьева. Данная модель соотносима нами с теорией М.В. Ядровской о необходимости моделирования воспитания как целостного «интегрирующего все воспитательные воздействия» [3] процесса, происходящего в данных условиях (среде).

2. Положение о специфике воспитательного процесса в детском доме. В соответствии с тенденциями развития педагогики, с недостаточным, по нашей оценке, вниманием специалистов к моделированию воспитания сирот и его высокой значимостью (по Н.М. Агафоновой) для устранения целевого разрыва в работе системы образовательных учреждений, базой модели мы определяем воспитательный процесс формирования компетентности социального взаимодействия разновозрастных воспитанников детского дома. Особенности образовательной среды детского дома также влияют на специфику данного воспитательного процесса и, соответственно, на характеристики педагогической модели процесса формирования компетентности.

3. Положение об особенностях социального развития воспитанников интернатных учреждений. Результаты исследования нами природы социализации сирот и специфики формирования у них социальных компетенций (С.Н. Кошман, П.А. Обиух, Н.И. Гридасов, А.Ю. Нестеров и другие), концепции оптимизации и программы социального развития дошкольников в детском доме А.Ш. Шахмановой привели к выводу о необходимости учета в модели формирования компетентности социального взаимодействия на содержательном и технологическом уровнях особенностей социального развития сирот. С этим Положением тесно связано следующее.

4. Положение о субъект-субъектной позиции воспитанника в воспитательном процессе. Л.В. Хорошко [6] определяет детей детского дома как объект формирования социальных компетенций, а их близкое окружение – как субъект. Считаем, что в моделях формирования социальных компетенций у сирот (как в моделях теоретико-практического воспитательного процесса в разновозрастной образовательной среде) в большой степени присутствует целевое взаимодействие не только субъектов, но и объектов (детей-сирот в группе-«семье» и в межгрупповом общении), что можно оценить как субъект-субъектное позиционированиею каждого ребенка в данном процессе. Значимыми для данной модели считаем также позиции социальной коммуникативной психологии: принципы когнитивизма, социального научения, коммуникаций в разных ситуациях и группах.

5. Положение о структурных особенностях модели формирования компетентности социального взаимодействия сирот как педагогического процесса. Е.А. Иванаевская в компетентности социального взаимодействия выделяет структурно и функционально связанные мотивационный, когнитивный, деятельностный и аксиологический компоненты, которые придают модели гибкость и динамичность, позволяют добиться наибольшего воспитательного эффекта, определяет особенности формирования компетентности социального взаимодействия школьников во внеурочное время (базу, принципы, технологическую специфику, основные направления педагогического воздействия и составляющие модели).

Опираясь на представленные выше разработки, мы определили специфику строения моделируемого педагогического процесса формирования компетентности социального взаимодействия сирот:

-     Замена субъекта «родители, родственники» менее близким для детей социальным субъектом «администрация и персонал детского дома»;

-     Большее единообразие (относительно семьи) воспитательной среды и условий формирования компетентности социального взаимодействия;

-     Усложнение технологического достижения цели и задач модели вследствие наличия у детей индивидуальных социально-психологических травм, отрицательного социального и коммуникативного опыта, преимущественной экстравертности детей при большей внешней открытости воспитательной среды детского дома (относительно семьи);

-     Причисление принципов социальной коммуникативной психологии и субъектно-ценностного к базовым формирует субъект-субъектный подход к педагогическому процессу.

С учетом данного вывода содержание воспитательного процесса рассматривается в соотнесении с общей педагогической схемой формирования компетентности социального взаимодействия. Модель формирования компетентности социального взаимодействия строится нами в соответствии с современным процессно-информационным подходом к теории коммуникации на микроуровне, развитием теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса и модели контент-анализа Оле Хольсти, взглядов на социальную коммуникацию Д.П. Гавры (объединяющего процессно-информационный и семиотический научные подходы), педагогической концепции социального воспитания А.В. Мудрика и системы овладения приемами коммуникации в обучении и воспитании В.А. Кан-Калика.

По результатам проведенного анализа педагогической литературы нами сделан вывод о том, что, в связи с трудностями социализации сирот (отсутствие возможности усвоения положительного социального опыта близких родственников; жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов в детском доме; формирование ролевой позиции сироты; утрата базового доверия к миру из-за материнской депривации; регламентация и контроль жизни в детском доме, что затрудняет становление саморегуляции ребенка) в детском доме необходимы:

-     расширение связей сирот с другими разновозрастными детьми и сверстниками, окружающим миром, родственниками;

-     организация совместной деятельности разновозрастных воспитанников;

-     организация жизни детей в разновозрастных группах, с братьями и сестрами, где условия жизни приближены к семейным;

-     создание клубных объединений с привлечением детей из семей, обеспечением связи с внешней средой;

-     организация межполового взаимодействия детей;

-     развитие взаимодействия со школой, где обучаются воспитанники, направление детей из детского дома в разные школы;

-     организация совместной деятельности воспитанников и школы в воспитательных учреждениях, микрорайоне школы, создание кружков, клубов, театров, в которых объединены воспитанники и дети из семей;

-     расширение сферы жизнедеятельности и взаимодействия воспитанников с окружающим миром, изменение места и условий их проживания: экскурсии, путешествия, походы, поездки, временные детские объединения на базе оздоровительных центров и др. формы педагогической работы.

Представленные выше особенности должны, считаем, быть учтены при проектировании эффективной модели формирования социальных компетентностей (в том числе – формирования компетентности социального взаимодействия) у воспитанников детских домов.


Библиографический список
  1. Субетто, А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А. И. Субетто. – СПб. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-тов, 2006. – 72 с.
  2. Григорьева, Л. В. Педагогическая модель формирования речевой готовности ребенка / Л. В. Григорьева. // Вестник ТвГУ. Сер. «Педагогика и психология». – 2012. – Вып. 4. – С. 313-319.
  3. Ядровская, М. В. Модели в педагогике / М. В. Ядровская // Вестник Томского гос. ун-та. – 2013. – № 366. – С. 139-143. Ядровская, М. В. Модели в педагогике / М. В. Ядровская // Вестник Томского гос. ун-та. – 2013. – № 366. – С. 139-143.
  4. Богатырев, А. И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) / А. И. Богатырев. [Электронный ресурс] / Сайт ИД «Образование и наука». – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm (дата обращения 27.06.2016).
  5. Щекотин, Е. В. Роль воспитательного процесса в формировании ключевых компетенций / Е. В. Щекотин // Воспитательная деятельность в современном университете: проблемы, исследования, инновации: Сб. мат-лов 13-й Всеросс. научно-практ. конф-ции, 19-20 апреля 2012 г., Владивосток. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2013. – С. 21-24.
  6. Хорошко, Л. В. Теоретические основы социально-педагогической программы формирования социальных компетенций у воспитанников образовательных учреждений интернатного типа / Л. В. Хорошко // Вестник МГОУ. Сер. «Педагогика». – 2012. – № 1. – С. 143-147.


Все статьи автора «Старкова Дарья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: