УДК 372.881.1

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЕ

Долганова Наталья Вячеславовна
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
старший преподаватель, кафедра профессиональной языковой подготовки

Аннотация
В статье описаны основополагающие идеи педагогики, основанной Рудольфом Штайнером. Рассматривается основные цели и методы преподавания иностранных языков в вальдорфской школе.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Долганова Н.В. Иностранные языки в Вальдорфской школе // Современная педагогика. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/06/7228 (дата обращения: 14.07.2023).

Идеи сводного воспитания позволяют нам иначе рассматривать процесс обучения и воспитания; через призму свободного воспитания мы смотрим на учебный процесс глазами ученика, так как одно из основополагающих положений теории свободного воспитания – это внимание к ребенку как к личности. При этом основной целью является развитие способностей, заложенных природой, укрепляя в ребенке веру в собственные силы с учетом индивидуальных способностей каждого ученика.

Рассматривая процесс обучения и воспитания с этой точки зрения, гораздо легче понять интересы и потребности ребенка, а, следовательно, выявить соответствующие методы воспитания и обучения подрастающего поколения; выбрать такие методы, когда ребенку преподносятся не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а когда воспитатель подводит ребенка к решению вопроса, организует весь процесс обучения таким образом, чтобы ребенок сам делал выводы и принимал решения. Способность самостоятельно принимать решения и делать свой выбор дает ребенку возможность почувствовать  свободу. А свобода выбора и чувство ответственности за свой выбор позволяют ему почувствовать себя личностью, полноценным членом общества, в котором он живет. Возможно, именно это и является наиболее значительным преимуществом идей свободного воспитания.

Если ребенок может осознавать себя личностью, он иначе относиться к процессу обучения и воспитания. Перед ним как перед личностью встает задача овладеть знаниями, дабы быть полезным членом общества и он начинает прикладывать все усилия, чтобы быть полезным ему.

Воспитание полноценной, свободной личности – задача педагогики всех времен. Поэтому теория свободного воспитания сохраняет свою актуальность и по сей день. Чтобы воспитывать и обучать ребенка необходимо знать его природу. Цель воспитания – подготовить ребенка к жизни в обществе зачастую опасной и противоречивой.

В Вальдорфской школе изучению языков уделяется особое внимание. По мнению, Р.Штайнера необходимо начинать изучать иностранные языки на раннем этапе развития, поэтому уже с первого класса в Вальдорфской школе изучаются два иностранных языка; с девятого класса вводится третий. Дети учат языки, а также учатся говорить на иностранных языках через речь, при этом они затрачивают минимум умственных усилий, т.к. все основывается на подражании, повторении. Сначала заучиваются короткие рифмы, стихотворения, некоторые несложные грамматические конструкции: слова и обороты речи запоминаются как бы сами собой.

Изучение иностранного языка происходит иначе, чем освоение родного языка. У ребенка уже есть определенные представления о языке, сформировались речевые привычки, которые он стремится перенести на другие языки. Кроме того, ребенок обладает умственными способностями и социальными навыками, которые сформировались в ходе освоения родного языка.

Следует учитывать упомянутые выше увлеченность и большие способности учащихся к подражанию, а также возможности различных методов обучения. Это подразумевает усвоение разнообразной лексики, многих грамматических конструкций и идиоматических выражений. Более того, большой объем усваиваемого подразумевает разнообразие оборотов речи. В данном случае речь идет о разговорном и литературном языке, а также фольклоре, песнях, стихах, играх.

Иностранный язык следует преподавать не в сокращенном виде, а во всей его полноте. Целью методики является следующее: избегать дословного перевода, учить ребенка мыслить на иностранном языке, отказаться от постоянного перевода, но постепенно овладевать структурой обоих языков.

Во многих вальдорфских школах, начиная с 5 класса, вводятся классические языки – греческий и латинский. Чтобы глубже почувствовать дух той или иной эпохи на уроках истории учителя используют элементы древних языков. Обучающиеся должны иметь возможность погрузиться в другую культуру. Работа с иностранными языками рассматривается, прежде всего, в плане общечеловеческого развития:

– Язык как основа для межличностного общения.

– Язык как основа для социального взаимодействия.

– Язык как средство, чтобы понять неизвестное.

– Язык как органическая форма искусства, которая постоянно меняется.

Изучение иностранных языков Р. Штайнер рассматривал как часть комплексного развития человека. Изучение языков способствует новому восприятию мира, преображает, развивает и обогащает внутренний мир человека.

Изучение иностранных языков, по мнению Штайнера, – это также попытка улучшить международные взаимоотношения. Ведь основная цель изучения иностранных языков в вальдорфской школе – это формирование позитивного отношение к людям других культур. Обучающиеся учатся понимать и говорить на иностранных языках, и знакомиться с аспектами истории, литературы и текущими делами другой культуры и приобретают целый ряд социальных и культурных навыков. Эти навыки основаны на способности воспринимать других и оценить себя. Иностранные языки открывают новые перспективы для изучения собственного языка, культуры, менталитета. Обучающиеся получают возможность углубить свои знания и самопознание, расширить свои горизонты и найти новые способы, самовыражения.

Изучение иностранного языка в вальдорфской школе также подразумевает знакомство со страноведческим материалом: историей традициями, культурой стран изучаемого языка.


Библиографический список
  1. Штайнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения и лекции по учебному плану – М.: Парсифаль, 1995 г. – 207с.
  2. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания / Пер. с нем. – М.: Парсифаль, 1994 г. – с. 81.


Все статьи автора «Долганова Наталья Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: