УДК 378.1; 371.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Аскарова Альбина Ренатовна1, Зубанов Владимир Петрович2
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент

Аннотация
В статье описана возможность использования продуктивного обучения на занятиях физической культурой и спортом, объяснены модели и механизмы включения личности обучающегося в систему учебно-воспитательной и учебно-тренировочной работы, гарантирующих успешное формирование культуры здоровья, культуры деятельности, продуктивных особенностей социализации и самореализации. Качество продуктивного обучения на занятиях физической культурой и спортом определяется успешностью решения задач развития, учетом нормального распределения способностей и здоровья. В работе приведены уточнённые модели понятий, раскрывающих качество продуктивного обучения на занятиях физической культурой и спортом.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Аскарова А.Р., Зубанов В.П. Психолого-педагогические основы продуктивного обучения в структуре занятий физической культурой и спортом // Современная педагогика. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/08/7321 (дата обращения: 14.07.2023).

Основы продуктивного обучения определяются в модели непрерывного образования в соответствии с условиями и способами решения задачи развития личности обучающегося и средств современного обучения, определяемых и определяющих качество усвоения научно-предметной области или учебного предмета. Специфика исследования и уточнения качества продуктивного обучения имеет исторически обусловленную направленность эволюции научного и дидактического поиска и знания в целом.

Определим особенности продуктивного обучения в модели развития обучающегося, включенного в систему занятий физической культурой и спортом, определив модели, функции, педагогические условия формирования личности обучающегося в структуре занятий физической культурой и спортом [1-42] базовым механизмом оптимизации качества учебно-воспитательной и учебно-тренировочной работы.

Продуктивное обучение – вид обучения, в основе которого определяется продукт или результат идеального и/или материального генеза, характеризующий обучающегося и его деятельность в визуализируемых результатах с позиции культуры; креативности; объективности; достоверности; научности; целостности; качества; персонифицированной, социальной, профессиональной зрелости и востребованности в поле микро-, мезо-, макроресурсов самоорганизации и самосохранения личности и антропосреды.

Продуктивное обучение на уроках физической культуры – вид обучения, используемый педагогом для определения уровня развития и качества формирования определяемых и решаемых в структуре учебно-воспитательной работы задач и форм самоидентификации и самоорганизации качества педагогической деятельности и общения, в современной педагогической практике к таким формам анализа и мониторинга относят результативность, здоровьесбережение, персонификацию, унификацию, гуманизм, толерантность и пр.

Продуктивное обучение на занятиях избранным видом спорта – вид обучения, используемый тренером для определения уровня акместановления личности, т.е. максимального развития, качества формирования определяемых и решаемых в структуре учебно-тренировочной работы задач и уровня самоидентификации и самоорганизации качества педагогической деятельности и общения, в современной педагогической практике к таким формам анализа и мониторинга относят результативность, конкурентоспособность, здоровьесбережение, персонификацию, унификацию, гуманизм, толерантность и пр.

Продуктивное обучение в модели занятий физической культурой – совокупность персонифицированных возможностей развития обучающегося средствами физического воспитания и физической культуры, гарантирующих качественное, своевременное достижение высоких результатов в выделенной плоскости (направления) оздоровления обучающегося.

Продуктивное обучение в модели занятий избранным видом спорта – совокупность персонифицированных возможностей развития обучающегося, определяющая высокие достижения в спорте базовым конструктом становления и формирования личности, гарантирует высокие достижения в плоскости самореализации и социализации, общения и культуры.

Педагогические основы продуктивного обучения – совокупность, регламентируемых обществом положений, определяющих особенности построения педагогического  взаимодействия в структуре реализации заявленного вида обучения, предопределяющего успешное получение продукта как формы и атрибута дидактического процесса.

Педагогические основы продуктивного обучения на уроках физической культуры – совокупность, регламентируемых обществом положений, определяющих особенности построения педагогического взаимодействия в структуре реализации заявленного вида обучения, предопределяющего успешное получение продукта как формы и атрибута дидактического процесса, где физическая культура гарантирует в структуре определения и решения задач развития личности высокие результаты в формировании потребности в здоровом образе жизни и симпатии к спорту как самому зрелищному способу самоутверждения личности в обществе.

Педагогические основы продуктивного обучения на занятиях избранным видом спорта – совокупность, регламентируемых обществом положений, определяющих особенности построения педагогического взаимодействия в структуре реализации заявленного вида обучения, предопределяющего успешное получение продукта как формы и атрибута дидактического процесса в модели занятий выбранным видом спорта, гарантирует успешное достижение «акме» у личности, включённой в систему социальных, профессиональных и межличностных отношений.

Педагогические функции продуктивного обучения – совокупность реализуемых задач, гарантирующая педагогу получение качественных результатов в процессе реализации продуктивного обучения как самостоятельного вида современного обучения.

Педагогические функции продуктивного обучения на уроках физической культуры – совокупность реализуемых задач, гарантирующая педагогу получение качественных результатов в процессе реализации продуктивного обучения как самостоятельного вида современного обучения, определяющих здоровье высшей ценностью гибкой, целостной, самостоятельной и креативной личности, решающей задачи развития как составные самоорганизации и самосохранения личности, общества и культуры.

Педагогические функции продуктивного обучения на занятиях избранным видом спорта – совокупность реализуемых задач, гарантирующая тренеру получение качественных результатов в процессе реализации продуктивного обучения как самостоятельного вида современного обучения, гарантирующего личности и обществу оптимально высокие достижения, определяющие качество социализации и самореализации личности как в спорте, так и в повседневной жизни.

Педагогические функции продуктивного обучения на уроках физической культуры могут быть определены в следующей последовательности реализуемых учителем физической культуры составных дидактического поиска и профессионального решения определяемых и решаемых задач:

- функция воспитания и социализации личности,

- функция адаптации и здоровьесбережения,

- функция фасилитации и поддержки,

- функция ориентации и проектирования,

- функция гуманизации и персонификации,

- функция познания и самопознания,

- функция самоутверждения и самореализации,

- функция контроля и самоконтроля,

- функция самопроектирования будущего и самопрограммирования,

- функция просвещения и коррекции,

- функция систематизации и объективизации основ научения и самопознания,

- функция образования и досуга,

- функция культуры и развития,

- функция формирования и самоопределения,

- функция оптимизации и модификации условий и возможностей развития через занятия физической культурой и спортом,

- функция перспективы и мониторинга качества развития личности в модели занятий физической культурой и спортом,

- функция пролонгации основ развития и самосохранения, культуры и деятельности, общения и сотрудничества и пр.

Педагогические функции продуктивного обучения на занятиях избранным видом спорта могут быть определены в следующей последовательности реализуемых тренером по избранному вида спорта составных дидактического поиска и профессионального решения определяемых и решаемых задач:

- функция воспитания и социализации личности,

- функция адаптации и здоровьесбережения,

- функция гуманизации и персонификации,

- функция познания и самопознания,

- функция самоутверждения и самореализации,

- функция акмепроектирования и акмесамоутверждения через достижения в спорте,

- функция формирования активной, жизненной позиции,

- функция психокоррекции и самопрограммирования на высокие достижения и успех в решении поставленных задач,

- функция самоопределения и просвещения,

- функция контроля и самоконтроля,

- функция систематизации и объективизации основ научения и самопознания,

- функция образования и досуга,

- функция культуры и развития,

- функция формирования и самоопределения,

- функция оптимизации и модификации условий и возможностей развития через занятия физической культурой и спортом,

- функция перспективы и мониторинга качества развития личности в модели занятий физической культурой и спортом,

- функция пролонгации основ развития и самосохранения, культуры и деятельности, общения и сотрудничества и пр.

- функция формирования потребности в высоких достижениях и признании в обществе.

Технология формирования личности в модели продуктивного обучения – совокупность средств и методов продуктивного обучения, гарантирующих качественное решение задачи развития личности с учетом условий нормального распределения способностей и здоровья, индивидуальными особенностями обучающегося и социально-профессиональными нормами в модели сотрудничества и общения.

Технология формирования личности в модели продуктивного обучения на уроках физической культуры – совокупность средств и методов продуктивного обучения, гарантирующих качественное решение задачи развития личности с учетом условий нормального распределения способностей и здоровья, индивидуальными особенностями обучающегося и основами физического воспитания и физической культуры как части общей культуры личности.

Технология формирования личности в модели продуктивного обучения на занятиях избранным видом спорта – совокупность средств и методов продуктивного обучения, гарантирующих качественное решение задачи развития личности с учетом условий нормального распределения способностей и здоровья, индивидуальными особенностями обучающегося и социально-профессиональными нормами становления личности в спорте, определяет в модели сотрудничества и общения высокие персонифицированные результаты решения задач развития личности в спорте и через спорт.

Педагогические условия оптимального использования продуктивного обучения – совокупность конструктов и констант педагогической деятельности, гарантирующих качественное решение задач продуктивного становления личности в выделенной плоскости межличностных, социальных, образовательных и профессиональных отношений.

В следующей работе мы определим совокупность детерминант и педагогических условий оптимального использования продуктивного обучения на уроках физической культуры и спорта.


Библиографический список
  1. Аксенов Г. А., Зубанов В. П., Свинаренко В. Г. Возможности использования технологии портфолио в реализации продуктивного обучения на занятиях физической культурой // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2017. С.8-10.
  2. Аксенов Г.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Здоровьесбережение как ценность и продукт педагогической деятельности в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. С. 84-94.
  3. Аношина Н. Н. Портфолио обучающегося в продуктивном изучении иностранного языка // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 20 мая 2017 г.) : в 5-х ч. Ч.3. Уфа : Аэтерна, 2017. С.13-15.
  4. Аскарова А.Р., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности продуктивного обучения в моделировании уровневой технологии // Современная педагогика. 2017. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6815
  5. Баландов К.Г., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые вопросы теории социализации в общей педагогике, социальной педагогике и педагогике спорта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6202
  6. Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. С.97-100.
  7. Бойкова И.В., Ильин А.А., Шварцкопф Е.Ю. Продуктивное самовыражение и самореализация личности в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13171
  8. Болов А.В., Свинаренко В.Г. Инновационные и традиционные формы и методы контроля в работе с обучающимися, занимающимися шахматами (на примере программы «Шах и мат») // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5088
  9. Воронова К.В., Зубанов В.П. Возможности использования адаптивного и акмепедагогического знания в повышении качества педагогического взаимодействия педагога по физической культуре и обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. С. 597-604.
  10. Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Особенности уточнения категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.68-70.
  11. Гуляев Е. А., Зубанов В. П. Некоторые особенности определения основ и функций педагогической деятельности в работе педагога по физической культуре // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.112-114.
  12. Евстафьев Е.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности определения и решения задач развития личности в модели адаптивного знания // Современная педагогика. 2016. № 1. С.71-83.
  13. Зубанов В. П., Богданов С. В., Кириенко С. А. Педагогическая деятельность как основа продуктивного развития обучающегося // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 3 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.37-39.
  14. Зубанов В. П., Егунов В. В., Меркушева Э. А. Продуктивная самореализация обучающегося, занимающегося спортом, как социально-педагогическая проблема // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 февр. 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.81-83.
  15. Зубанов В. П., Карлагачев Д. В., Меркушева Э. А. Качество и возможности решения задач на шкалирование в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Эволюция научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 февраля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.62-64.
  16. Зубанов В. П., Колегов В. Е., Свинаренко В. Г. Особенности развития продуктивности личности в детерминации и уточнении категории «педагогическая деятельность» // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, 8 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.3. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.75-77.
  17. Зубанов В. П., Ополев Ф. А. Возможности самореализации личности в системе идей педагогики физической культуры и спорта // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.135-137.
  18. Зубанов В. П., Макринский И. С., Козырева О. А. Особенности самореализации и самосовершенствования студентов в баскетболе // Проблемы и перспективы развития образования : Международная заочная научно-практическая конференция. – Пермь, 2011.  Т.2.  С.92-95.
  19. Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С.21-23.
  20. Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
  21. Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
  22. Каминский В.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности продуктивного становления личности будущего педагога в модели развития и саморазвития // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6083
  23. Капризов А.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Физическая культура и здоровьесбережение в подготовке будущего педагога // Современная педагогика. 2016. № 1. С.27-36.
  24. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  25. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
  26. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  27. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26432
  28. Козырева О.А. Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017;(2):17-26. DOI:10.21603/2542-1840-2017-2-17-26
  29. Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
  30. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  31. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
  32. Кузьменков Н.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования социализации обучающегося в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13069
  33. Кузьменков Н.И., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Особенности изучения уровневого построения курса «Теоретическая педагогика» в структуре изучения раздела «Управление педагогическими системами» // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6098
  34. Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
  35. Михайлов Э.А., Зубанов В.П. Особенности формирования продуктивной самостоятельной работы у будущих педагогов в модели профессиональной подготовки // Современная педагогика. 2016. № 2. С.88-93.
  36. Паршин Ю.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования качества включения студента-педагога в условия производственной летней педагогической практики // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5017
  37. Петров Н.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «обучение» в практике изучения основ курса «Теоретическая педагогика» // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2.С.33-39.
  38. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  39. Селютин А.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Детерминация категории «воспитание» в структуре продуктивного изучения основ педагогической методологии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/23165
  40. Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как условие продуктивного развития личности обучающегося // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5162
  41. Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 76-89.
  42. Шварцкопф Е. Ю., Безуспарцев А. Г., Свинаренко В. Г. Особенности продуктивного теоретического изучения категории «воспитание» будущими учителями физической культуры // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Волгоград, 22 мая 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.106-107.


Все статьи автора «факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: