УДК 373.1.02:372.8

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Карасева Эльмира Миндыхатовна
Костанайский филиал ФГБОУ «Челябинский государственный университет»
заведующая кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин,к.п.н., доцент

Аннотация
Задача учителя при планировании экскурсии- умело отобрать объекты, которые представляют наибольший интерес в педагогическом отношении, на примере этих объектов показать применение изучаемых физических явлений и законов.

Ключевые слова: экскурсии


ORGANISATION AND METHODOLOGY OF CARRYING OUT EXCURSION

Karasseva Elmira Mindyhatovna
Kostanay branch of Chelyabinsk State University
Associate professor. Candidate of Pedagogics. The Head of a Chair of the Social and Humanitarian and Natural-science disciplines

Abstract
The task of the teacher in planning excursion is skillfully choose objects that are of the greatest interest in pedagogical terms, to illustrate the studied physical phenomena and laws on the samples of these objects

Библиографическая ссылка на статью:
Карасева Э.М. Организация и методика проведения экскурсии // Современная педагогика. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/06/1856 (дата обращения: 12.07.2023).

Успех экскурсии во многом определяется тем, насколько правильно продумана ее организация. Перед проведением каждой экскурсии учитель тщательно изучает объект, знакомится со специальной литературой по теме экскурсии, составляет схему производства. Это дает возможность уточнить цели и задачи экскурсии, правильно определить ее содержание.

После ознакомления с экскурсионным объектом необходимо составить подробный план экскурсии. В плане следует предусмотреть цель экскурсии, последовательность осмотра экскурсионного объекта, главные вопросы экскурсии, содержание беседы с учениками перед экскурсией и обеспечение наглядности в этой беседе, задания учащимся (общие, групповые или индивидуальные), использование материала экскурсии в последующей работе.

Очень важно своевременно выяснить, сколько учащихся одновременно могут осматривать объекты. В соответствии с этим учителю необходимо решить, вести ли весь класс одновременно на экскурсию или разбить его на группы. Так, если экскурсию проводят в цех завода или в лабораторию, класс лучше разделить на две группы. При проведении экскурсии на строительную площадку или в природу класс можно не делить.

Немаловажное значение имеет значение роли ведущего экскурсии. В случае  если преподаватель хорошо знаком с объектом, на котором проводится экскурсия, то лучше всего и объяснение давать ему самому. Это позволит сосредоточить внимание учащихся на тех объектах, которые прежде всего нужно рассмотреть, остановиться на главном, избежать ненужной детализации. Однако по технике безопасности и другим причинам это не всегда допустимо. В таких случаях учитель физики дает  ведущему рекомендации по проведению экскурсии  и во время экскурсии следит за порядком, помогает правильно разместить учащихся, следит за их работой. Если нужно и можно, то школьников делят на две группы, одну из которых ведет экскурсовод, а другую – учитель.

Когда экскурсия  проводиться на промышленном объекте желательно до начала осмотра объектов знакомить учащихся с общей схемой технологического процесса, используя при этом макеты, плакаты, таблицы, останавливая внимание учеников на физической основе процесса.

Составляя план экскурсии, учитель должен иметь в виду, что на экскурсию для учащихся VI-VII классов отводится ограниченное время 45-60 минут. Большая продолжительность экскурсии утомляет учеников, понижает их внимание к осмотру объектов и к объяснениям экскурсовода. В результате эффективность экскурсии падает. Время экскурсии следует использовать с наибольшей интенсивностью, но при этом не надо забывать, что в экскурсии всегда есть опасность чрезмерной перегруженности ее материалом. Экскурсия не может носить «всеобъемлющего» характера. Лучше будет, если учащиеся хорошо изучат один-два вопроса, нежели уйдут с объекта с головой, полной неосознанных как следует образов и впечатлений.

Экскурсию желательно начинать с вступительной беседы экскурсовода. В ней следует осветить следующие вопросы: особенности предприятия (или лаборатории), если на данном предприятии выпускается продукция, то ее значение в жизни данного региона; физические законы и явления,  сущность технологических процессов; карта работы данного процесса; устройство и принципы работы устройств, которые будут изучены в ходе экскурсии; рационализаторы и изобретатели, лучшие люди предприятия; требо­вания техники безопасности на данном предприятии.

Во время экскурсии учащиеся должны внимательно наблюдать, слушать, делать зарисовки, записывать необходимые данные.

После осмотра объекта необходимо выяснить вопросы, возникшие у учащихся по ходу экскурсии, обобщить впечатление. При планировании экскурсии надо также предусматривать время, необходимое учащимся для выполнения индивидуальных и групповых заданий.

Чтобы уточнить и привести в определенную систему все, что видели и слышали учащиеся на экскурсии, на следующем уроке следует провести заключительную беседу. Одна из задач заключительной беседы – проверка выполнения заданий, предложенных школьникам перед экскурсией. (Во избежание перегрузки учащихся не следует к этому уроку давать задания, не связанные с темой экскурсии.)

Уроки, посвященные подведению итогов экскурсии, должны быть предусмотрены в календарном плане для каждой обзорно-иллюстративной и комплексной экскурсии. Они могут быть построены по-разному. Однако обычно вначале выясняют, как ученики подготовились к ответам на общие для всего класса вопросы, например: «Какие физические явления и законы по­ложены в основу выполняемых здесь технологических процессов?», «Какие физические приборы используют для контроля за технологическими процессами?», «С какими новыми приборами, техническими установками и машинами ознакомились на экскурсии?», «Каково их назначение?» Затем необходимо проверить выполнение индивидуальных и групповых заданий. Отчеты о выполнении задания могут быть представлены в форме устных сообщений об устройстве и принципах действия приборов, машин и механизмов, с которыми знакомились школьники на экскурсии, а также о выполненных измерениях и расчетах, например, о результатах измерения опорной площади гусениц экскаватора и расчетах его давления на грунт. Может быть представлен и коллекционный материал (например, образцы строительных материалов с указанием плотности вещества, их теплоизоляционных и звукоизоляционных свойств). Если содержанием заданий было составление задач по результатам выполненных измерений, то следует предложить учащимся зачитать тексты составленных ими задач, а решение дать выполнить другим учащимся. Содержание задач и их решение полезно обсудить всем классом.

В конце беседы учитель отвечает на возникшие у учащихся вопросы и делает обобщение.

Некоторые учителя начинают урок, посвященный подведе­нию итогов экскурсии, с ответов на вопросы учащихся. Однако это не всегда целесообразно, так как класс отвлекается от выяснения основных вопросов. Педагогически целесообразно этому посвятить часть времени, после того как школьники ответят на вопросы, поставленные перед ними учителем. В этом случае структура урока будет такой: беседа по общим для всего клас­са вопросам, ответы учителя на вопросы учащихся, отчеты о выполнении индивидуальных и групповых заданий, обобщение учителя.

Если имеется учебный фильм, связанный с темой экскурсии, учитель должен своевременно решить вопрос о том, когда целесообразнее его продемонстрировать: перед экскурсией или после экскурсии – и определить место демонстрации фильма на уроке.

Экскурсионный материал при соответствующей обработке может быть использован в последующем учебном процессе, а также во внеклассной работе. Так, коллекционный материал можно использовать как раздаточный материал для лабораторных работ и упражнений, а также для изготовления стендов, коллекций, например, по темам: «Теплоизоляционные материалы», «Виды топлива», «Металлы и сплавы», «Диэлектрики».

Схемы и плакаты, изготовленные учащимися по заданию учителя в связи с экскурсией, можно использовать при повторении учебного материала, а также в последующие учебные годы в соответствующих классах при изучении нового материала.

Результаты измерений, выполненных школьниками во время экскурсии, паспортные данные технических установок и машин могут быть использованы учителем в качестве иллюстративного материала, а также для составления задач. Лучшие из задач, составленные учениками по материалу экскурсий, можно отобрать и создать сборник задач для решения с учащимися данной школы. К задачам из таких сборников школьники отно­сятся с большим интересом, особенно если учитель указывает, кем и когда составлена задача.

Экскурсионный материал может быть использован и во внеклассной работе для выпуска специальных номеров газет или бюллетеней, для проведения вечеров. На эти вечера можно пригласить в качестве почетных гостей представителей завода. Такие вечера имеют большое воспитательное значение и для многих определяют выбор профессии.


Библиографический список
  1. Енохович А.  С. Экскурсия  к энергетическим   установкам  сельскохозяйственного производства.  М.  Изд-во АПН  РСФСР,   1958.
  2. Кольчевская   Е    П.   Производственные   экскурсии   по   физике в восьмилетней  школе.  М.,  «Просвещение»,  1964.
  3. Производственные  экскурсии  по  физике.   Под  ред.  Л.  И. Резникова. М., Изд–во АПН РСФСР, 1954.
  4. Сердинский В. Г. Экскурсии по физике в сельской школе. М., «Просвещение»,  1976.


Все статьи автора «Карасева Эльмира Миндыхатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: