Технологическое обеспечение формирования современных муниципальных образовательных систем связано
с классификацией образовательного пространства сельских территорий (М. В. Груздев [1]) с учетом национально-территориального фактора.
Однако специфика развития сети ОУ России поставила ряд вопросов не только о ее региональных особенностях, но и способах, механизмах ее формирования. Это обусловило необходимость обращения к понятию педагогического механизма.
Переведя все использованные определения механизма на системный уровень, мы можем выделить следующее в понятии «механизм». Во-первых, это система, т.е. совокупность определенных элементов и связей между ними. При этом необходимо отметить, что в механике, очевидно, системы могут быть только интегральными, а в педагогике – скорее, деятельностными, так
как последние связаны со спецификой самой педагогической деятельности (ее субъект -субъектными отношениями). Во-вторых, это деятельностная искусственная открытая система, которая, очевидно, должна функционировать и развиваться. Соответственно, во времени она должна изменять свои качества. Изменение (развитие или регресс) системы связано с преобразованиями, следовательно, с технологиями деятельности (т.е. с целеполаганием, содержанием, формами, средствами, приемами, методами, диагностикой, результатами). В-третьих, структура самой системы (совокупность
элементов) связана со спецификой либо самого педагогического процесса, либо со спецификой управленческой деятельности.
Можно выделить две группы педагогических механизмов: собственно педагогических, связанных с педагогическим процессом; управленческих педагогических, связанных с процессом управления образованием.
Очевидно, что в первом случае трактовка понятия педагогического механизма совпадает с понятием педагогических технологий, технологий реализации образовательного процесса; а управленческо-педагогические механизмы связаны с функционированием или развитием образовательных систем различного уровня и типа, в том числе и сетевых.
Система для теории управления организационными системами есть организация, т.е. “1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная
его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил” (Философский энциклопедический словарь).
Таким образом, система в теории управления тождественна понятию организации, может использоваться для обозначения
свойства, процесса и объекта. Мы будем использовать последнее определение, то есть под организационной системой будем понимать организацию как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на
основе определенных процедур и правил [2].
Не смотря на особенности сетевой структуры, отметим, что наличие процедур и правил, регламентирующих совместную деятельность членов организации, является определяющим свойством и отличает организацию от группы и коллектива. В понятие сетевого механизма входит технология развития сетей – так называемые: механизм функционирования – совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы; механизм управления – совокупность процедур принятия управленческих решений. Таким образом, механизмы функционирования и механизмы управления определяют, как ведут себя члены сети и как они принимают решения.
Для того чтобы управляющий орган – центр – выбрал ту или иную процедуру принятия решений (тот или иной механизм управления, то есть зависимость своих действий от действий управляемых субъектов – агентов), он должен уметь предсказывать поведение агентов, их реакцию на те или иные управляющие воздействия.
Сетевые механизмы развития образовательной сети представляют собой динамичную структуру гибкого взаимодействия образовательных субъектов, характер которой складывается и определяется поведением этих субъектов. Сетевые механизмы управления выполняют регулирующую и мобилизирующую функции, что проявляется в активизации субъектов управления и изменении их целевых и ценностных установок в процессе социального проектирования изменений в образовании, обеспечивает связь и взаимообусловленность управленческих решений.
По характеру сетевой механизм управления выполняет следующие функции [2]:
- организационно-педагогическая — конкретизирует задачи управления, создает условия для целеполагания развития образовательной сети.
- хозяйственная (управленческая) — формирует основные условия функционирования сети, реализуется через взаимодействие, материально-техническое обеспечение, решение проблем стимулирования;
- кадровая —решает кадровые вопросы, комплектует состав руководителей и специалистов;
- технологическая — обеспечивает реализацию образовательного процесса;
- организационная — обеспечивает реальную регламентирующую организацию процессов обучения и
воспитания; - стимулирующая — определяет разработку и применение действующих стимулов, способных
обеспечить активность участников сети; - инновационная — совершенствует все элементы образовательной сети как за счет внутренних
резервов, так и за счет внедрения достижений передового опыта и науки,
внедрения социально-экономических нововведений.
На основании работ Д.А.Новикова предложим классификацию сетевых механизмов развития образования [4]:
-механизм управления: формирования состава и структуры; стимулирования; ценообразования; распределения материальных[1] ресурсов;
-механизм проектирования и реализации образовательного процесса, включающий целеполагание, проектирование и планирование, реализацию процесса обучения и воспитания, управление качеством образования;
-механизм разработки и реализации задач кадрового обеспечения.
Эти педагогические механизмы функционируют различными способами в условиях сетевого взаимодействия, что обуславливает необходимость формирования концептуальных основ их использования в современной практике образования.
Таким образом, необходимо различать четыре, действующих фактически параллельно, механизмов:
1) Механизм формирования сетевого взаимодействия ОУ –есть совокупность принципов, методов, процедур социальных коммуникаций, направленных на создание и оптимальное функционирование, развитие сетей ОУ в целях реализации сетевых образовательных услуг;
2) механизм создания систем управления сетевым взаимодействием –способ социальной коммуникации для организационного
оформления управленческих структур сети учреждений и образований. В процессе коммуникации выделяются следующие этапы: выявление модели сетевого взаимодействия и диагностика уровня готовности ОУ, входящих в сети, к соответствующей модели управления; выявление проблем, стоящих перед сетями и постановка задачи разработки модели управления; моделирование органов управления сети; создание управленческо-педагогических команд (УПК) ОУ (сети, узлов и
др.), правовое оформление органов управления; определение функционала УПК (школьных или сетевых); создание системы мотивации для участников УПК и субъектов сетевого взаимодействия; выявление результатов командообразования и
результативности деятельности сетевого взаимодействия.
3) механизм коммуникации школ, в ходе которой реализуется образовательный процесс, проекты и др. как способ организации
социальных коммуникаций реализации сетевых образовательных услуг, который можно представить в виде алгоритма:
разработка модели сетевого взаимодействия ОУ для реализации сетевых образовательных программ; обоснование системы управления сетью; целеполагание совместной деятельности сети; установление когнитивного равновесия между ОУ;
выбор тактики коммуникации; формирование и отработка способов коммуникации через сетевое взаимодействие ОУ; создание управленческо-педагогических команд как школьных организационных структур, отвечающих за задачи сетевого взаимодействия; проектирование и реализация сетевых образовательных программ; управление
сетевым взаимодействием в период реализации сетевых образовательных программ.
4) механизм формирования новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников
сетевого взаимодействия.
Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для выявления содержания этих механизмов (как целостной совокупности принципов, методов, способов и процедур реализации коммуникаций для гармонизации педагогического процесса) рассмотрим
их в качестве самостоятельных феноменов. Обратимся к табл. 1
Таблица 1
Содержание механизмов сетевого взаимодействия сельских ОУ
Этап |
Механизм формирования |
Создание систем управления сетевым |
Механизм коммуникации школ |
Механизм формирования |
Организационное |
Переход в инновационный |
Выявление модели сетевого |
Информационно-аналитическое |
Диагностика уровня |
Постановка системы |
Постановка задачи создания |
Выявление проблем, стоящих |
Целеполагание коммуникации |
Определение организационных |
Проектирование и |
Разработка модели ОС |
Моделирование системы |
Проектирование и |
Проектирование и |
Организация и регулирование |
Организационное, |
Создание управленческо-педагогических |
Реализация способов |
Реализация программы - формирование когнитивного - формирование операционного - формирование мотивационного |
Мотивация и координирование |
Формирование и поддержка |
Создание системы мотивации |
Формирование эмпатии как |
Формирование мотивов |
Контроль и оценка |
Диагностика результативности |
Выявление результатов |
Выявление уровня |
Диагностика уровня |
Представленная таблица демонстрирует, что все указанные механизмы являются частью друг друга, тесно переплетаясь между собой. Так, в рамках формирования сетей ОУ (первого механизма) наиболее значимым является создание управленческих структур (второй механизм); все это сопровождается коммуникативной деятельностью (третий механизм), собственно говоря, в ходе которой реализуются указанные первые, кадровым обеспечением которых является формирование новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников сетевого взаимодействия (четвертый механизм).
Все вышесказанное позволяет определить педагогический механизм как целостную совокупность принципов, методов, способов и процедур, реализация которых осуществляется путем использования личностных и социальных коммуникаций, позволяет эффективно гармонизировать муниципальную образовательную систему.
Библиографический список
- Груздев, М. В. Формирование образовательного пространства сельских территорий [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / М. В. Груздев. – Ярославль, 2004.
- Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: Институт управления образованием РАО, 2004. – 142 с.
- Социальный менеджмент //http://www.webarhimed.ru/page-579.html
- Новиков Д.А. теории управления организационными системами.-М.: Физматлит, 2007.