УДК 371.2

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Сартакова Елена Евгеньевна1, Медведев Игорь Борисович2
1Томский государственный педагогический униваерситет, доцент кафедры общей педагогики
2Томский государственный педагогический униваерситет, аспирант кафедры общей педагогики

Аннотация
В статье анализируются проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений на селе, предлагаются основные механизмы развития муниципальных образовательных систем на селе.

Ключевые слова: механизм, муниципальная образовательная система, сельское образование


MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEMS IN RURAL AREAS

Sartakova Elena Evgenievna1, Medvedev Igor Borisovich2
1Tomsk state pedagogical University, Associate Professor, Department of General Pedagogy
2Tomsk state pedagogical University, postgraduate student of the chair of General pedagogy

Abstract
In this article the problems of forming network interaction between educational institutions in rural areas are analyzed and the main mechanisms of development of municipal educational systems in rural areas are offered.

Keywords: mechanism, municipal educational systems, rural education


Библиографическая ссылка на статью:
Сартакова Е.Е., Медведев И.Б. Механизмы развития российских муниципальных образовательных систем // Современная педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/09/1894 (дата обращения: 13.07.2023).

Технологическое обеспечение формирования современных муниципальных образовательных систем связано

с классификацией образовательного пространства сельских территорий (М. В. Груздев [1]) с учетом национально-территориального фактора.

Однако специфика развития сети ОУ России поставила ряд вопросов не только о ее региональных особенностях,  но и способах, механизмах ее формирования. Это обусловило необходимость обращения к понятию педагогического механизма.

Переведя все использованные определения механизма на системный уровень, мы можем   выделить следующее в понятии «механизм». Во-первых, это система, т.е. совокупность определенных элементов и связей между ними. При этом необходимо отметить, что в механике, очевидно, системы могут быть только интегральными,  а в педагогике – скорее, деятельностными, так
как последние связаны со спецификой самой педагогической деятельности (ее субъект -субъектными отношениями). Во-вторых, это деятельностная искусственная открытая система, которая, очевидно, должна функционировать и развиваться. Соответственно, во времени она должна изменять свои качества. Изменение (развитие или регресс) системы связано с преобразованиями, следовательно, с технологиями деятельности (т.е. с целеполаганием, содержанием, формами, средствами, приемами, методами, диагностикой, результатами). В-третьих, структура самой системы (совокупность
элементов) связана со спецификой либо самого педагогического процесса, либо со спецификой управленческой деятельности.

Можно выделить две группы педагогических механизмов: собственно педагогических, связанных с педагогическим процессом; управленческих педагогических, связанных с процессом управления образованием.

 Очевидно, что в первом случае трактовка понятия педагогического механизма совпадает с понятием педагогических технологий, технологий реализации образовательного процесса; а управленческо-педагогические механизмы связаны с функционированием или развитием образовательных систем различного уровня и типа, в том числе и сетевых.

Система для  теории управления организационными системами есть организация, т.е. “1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная
его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил” (Философский энциклопедический словарь).

Таким образом, система в теории управления тождественна понятию  организации,  может использоваться для обозначения
свойства, процесса и объекта. Мы будем использовать последнее определение, то есть под организационной системой будем понимать организацию как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на
основе определенных процедур и правил [2].

Не смотря на особенности сетевой структуры, отметим, что наличие процедур и правил, регламентирующих совместную деятельность членов организации, является определяющим свойством и отличает организацию от группы и коллектива. В понятие сетевого механизма входит технология развития сетей – так называемые: механизм функционирования – совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы; механизм управления – совокупность процедур принятия управленческих решений. Таким образом, механизмы функционирования и механизмы управления определяют, как ведут себя члены сети и как они принимают решения.

Для того чтобы управляющий орган – центр – выбрал ту или иную процедуру принятия решений (тот или иной механизм управления, то есть зависимость своих действий от действий управляемых субъектов – агентов), он должен уметь предсказывать поведение агентов, их реакцию на те или иные управляющие воздействия.

Сетевые механизмы развития образовательной сети представляют собой динамичную структуру гибкого взаимодействия образовательных субъектов, характер которой складывается и определяется поведением этих субъектов. Сетевые механизмы управления выполняют регулирующую и мобилизирующую функции, что проявляется в активизации субъектов управления и изменении их целевых и ценностных установок в процессе социального проектирования изменений в образовании, обеспечивает связь и взаимообусловленность управленческих решений.

По характеру сетевой механизм управления выполняет следую­щие функции [2]:

  • организационно-педагогическая  —   конкретизирует задачи управления, создает условия для целеполагания развития образовательной сети.
  • хозяйственная (управленческая) — формирует основ­ные условия функционирования сети, реали­зуется через взаимодействие, материально-техническое обеспечение, ре­шение проблем стимулирования;
  • кадровая —ре­шает кадровые вопросы, комплектует состав руководителей и специалистов;
  • технологическая — обеспечивает реализацию образовательного процесса;
  • организационная — обеспечивает реальную регламен­тирующую организацию процессов обучения и
    воспитания;
  • стимулирующая — определяет разработку и приме­нение действующих стимулов, способных
    обеспечить активность участников сети;
  • инновационная — совершенствует все элементы образовательной сети как за счет внутренних
    резервов, так и за счет внедрения достижений пе­редового опыта и науки,
    внедрения социально-экономических нововведений.

На основании работ Д.А.Новикова предложим классификацию сетевых механизмов развития образования [4]:

-механизм управления: формирования состава и структуры; стимулирования; ценообразования; распределения материальных[1] ресурсов;

-механизм проектирования и реализации образовательного процесса, включающий целеполагание, проектирование и планирование, реализацию процесса обучения и воспитания, управление качеством образования;

-механизм разработки и реализации задач кадрового обеспечения.

Эти педагогические механизмы функционируют  различными способами в условиях сетевого взаимодействия, что обуславливает необходимость формирования концептуальных основ их использования в современной практике образования.

Таким образом, необходимо различать четыре, действующих фактически параллельно, механизмов:

1) Механизм формирования сетевого взаимодействия ОУ –есть совокупность принципов, методов, процедур социальных коммуникаций, направленных на создание и оптимальное функционирование, развитие сетей ОУ в целях реализации сетевых образовательных услуг;

2)  механизм создания систем управления сетевым взаимодействием –способ социальной коммуникации для организационного
оформления управленческих структур сети учреждений и образований. В процессе коммуникации выделяются следующие этапы: выявление модели сетевого взаимодействия и диагностика уровня готовности ОУ, входящих в сети, к соответствующей модели управления; выявление проблем, стоящих перед сетями и постановка задачи разработки модели управления; моделирование органов управления сети; создание управленческо-педагогических команд (УПК) ОУ (сети, узлов и
др.), правовое оформление органов управления; определение функционала УПК (школьных или сетевых); создание системы мотивации для участников УПК и субъектов сетевого взаимодействия; выявление результатов командообразования и
результативности деятельности сетевого взаимодействия.

3) механизм коммуникации школ, в ходе которой реализуется образовательный процесс, проекты и др. как способ организации
социальных коммуникаций реализации сетевых образовательных услуг, который      можно представить в виде алгоритма:
разработка модели сетевого взаимодействия ОУ для реализации сетевых образовательных программ; обоснование системы управления сетью; целеполагание совместной деятельности сети; установление когнитивного равновесия между ОУ;
выбор тактики коммуникации; формирование и отработка способов коммуникации через сетевое взаимодействие ОУ; создание управленческо-педагогических команд как школьных организационных структур, отвечающих за задачи сетевого взаимодействия; проектирование и реализация сетевых образовательных программ; управление
сетевым взаимодействием в период реализации сетевых образовательных программ.

4) механизм формирования новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников
сетевого взаимодействия.

Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для выявления содержания этих механизмов (как целостной совокупности принципов, методов, способов и процедур реализации коммуникаций для гармонизации педагогического процесса) рассмотрим
их в качестве самостоятельных феноменов. Обратимся к табл. 1

Таблица 1

Содержание механизмов сетевого взаимодействия сельских ОУ

Этап

Механизм формирования
сетевого взаимодействия ОУ

Создание

систем управления сетевым
взаимодействием

Механизм коммуникации школ
в условиях реализации сетевого взаимодействия

Механизм формирования
новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников сетевого
взаимодействия

Организационное
управленческая диагностика

Переход в инновационный
режим развития ОУ в рамках формирования современных педагогических моделей
учреждения и выявление (стихийное или осознанное) необходимости сетевого
взаимодействия со стороны всех субъектов образовательного процесса

Выявление модели сетевого
взаимодействия и диагностика уровня готовности сети к соответствующей модели
управления

Информационно-аналитическое
обеспечение процесса коммуникации участников сетевого взаимодействия

Диагностика уровня
сформированности педагогических и управленческих стереотипов педагогических
кадров ОУ – потенциальных участников сетевого взаимодействия

Постановка системы
организационного развития

Постановка задачи создания
педагогических ассоциаций различного типа

Выявление проблем, стоящих
перед сетями и постановка задачи разработки модели управления

Целеполагание коммуникации
ее субъектами на разных этапах формирования сетей ОУ

Определение организационных
структур для формирования новых профессиональных педагогических стереотипов

Проектирование и
планирование совместной деятельности

Разработка модели ОС

Моделирование системы
управления сетью

Проектирование и
планирование коммуникационных технологий ОУ и сети в целом (эмпатической коммуникации
в том числе)

Проектирование и
планирование программы работы с педагогами сети по формированию новых
профессиональных стереотипов

Организация и регулирование

Организационное,
экономическое и правовое оформление образовательных сетей

Создание управленческо-педагогических
команд (УПК) ОУ (сети, узлов и др.) Правовое оформление органов управления;
определение функционала УПК (школьных или сетевых)

Реализация способов
коммуникации в процессе решения задач сетевого взаимодействия (тактика глобальной
атаки, тактика мелких шагов и др.)

Реализация программы
деятельности по формированию новых профессиональных стереотипов:

- формирование когнитивного
компонента проф. компетентности через курсы ПК;

- формирование операционного
компонента проф. компетентности путем использования механизмов подражания,
управления, организации квази и реальной деятельности;

- формирование мотивационного
компонента проф. компетентности путем изменения проф. установок педагогов

Мотивация и координирование

Формирование и поддержка
системы мотивации участников сетевого взаимодействия

Создание системы мотивации
для участников УПК и субъектов сетевого взаимодействия

Формирование эмпатии как
формы мотивации участников сетевого взаимодействия

Формирование мотивов
деятельности УПК, решение проблем когнитивного диссонанса

Контроль и оценка
результатов

Диагностика результативности
деятельности образовательных сетей

Выявление результатов
командообразования и результативности деятельности сетевого взаимодействия

Выявление уровня
коммуникативного взаимодействия ОУ и результативности деятельности сетевого
взаимодействия

Диагностика уровня
мотивационного компонента профессиональной компетентности участников сетевого
взаимодействия

 

Представленная таблица демонстрирует, что все указанные механизмы являются частью друг друга, тесно переплетаясь между собой. Так, в рамках формирования сетей ОУ (первого механизма) наиболее значимым является создание управленческих структур (второй механизм); все это сопровождается коммуникативной деятельностью (третий механизм), собственно говоря, в ходе которой реализуются указанные первые, кадровым обеспечением которых является формирование новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников сетевого взаимодействия (четвертый механизм).

Все вышесказанное позволяет определить педагогический механизм как целостную совокупность принципов, методов, способов и процедур, реализация которых осуществляется путем использования личностных и социальных коммуникаций, позволяет эффективно гармонизировать муниципальную образовательную систему.


[1] Учебно-методических, финансовых, материально-технических, информационных.


Библиографический список
  1. Груздев, М. В. Формирование образовательного пространства сельских территорий [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / М. В. Груздев. – Ярославль, 2004.
  2. Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: Институт управления образованием РАО, 2004. – 142 с.
  3. Социальный менеджмент //http://www.webarhimed.ru/page-579.html
  4. Новиков Д.А. теории управления организационными системами.-М.: Физматлит, 2007.

 

 



Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: