УДК 3(06)

КРАТКО О ЗНАЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Лазарева Оксана Александровна
Саратовский Государственный Университет им. Чернышевского
Является студентом социологического факультета СГУ им. Чернышевского, занимается исследованием на тему "Счастье в сознании саратовских жителей", имеет множество публикаций по всей стране (в журналах "Организация работы с молодёжью", "Педагогика и просвещения", "Современные научные исследования", "Наука: вчера, сегодня и завтра", "Экономика, социология и право" и др.)

Аннотация
Гуманитарные науки занимают важное место в Федеральном Государственном Стандарте Высшего Профессионального Образования. В статье автор кратко рассуждает о значимости некоторых гуманитарных наук как для человека, получающего образования, так для системы образования в целом. В числе значимых таких наук выделены следующие дисциплины: философия, психология, социология, история, культура речи (или культурология).

Ключевые слова: гуманитарные науки, значимость гуманитарных наук, история, культура речи, образование, педагог, психология, социология, философия


BRIEFLY ABOUT VALUE OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN AN EDUCATION SYSTEM

Lazareva Oksana Aleksandrovna
The Saratov State University of N.G. Chernyshevsky
Is the student of sociological faculty of SGU of Chernyshevsky, is engaged in research on the subject "Happiness in Consciousness of the Saratov Inhabitants", has a set of publications over all country (in magazines "The Work Organization with Youth", "Pedagogics and Educations", "Modern Scientific Researches", "Science: yesterday, today and tomorrow", "Economy, sociology and right", etc.)

Abstract
The humanities take an important place in Federal State Standard of Higher education. In article the author briefly argues on the importance of some humanities as for the person getting educations, so for an education system as a whole. Among significant such sciences the following disciplines are allocated: philosophy, psychology, sociology, history, standard of speech (or cultural science).

Keywords: education, history, humanities, importance of the humanities, philosophy, psychology, sociology, standard of speech, teacher


Библиографическая ссылка на статью:
Лазарева О.А. Кратко о значении гуманитарных дисциплин в системе образования // Современная педагогика. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/10/1910 (дата обращения: 12.07.2023).

Гуманитарные дисциплины представляют собой целую систему наук, посвящённых человеку и его окружающей среде, а также внутренней природе. Ещё со школы важно дать ученику знание о том, как важно быть частью этого мира, этого общества, в котором он живёт. Ведь молодёжь должна осознать своё предназначение в этом мире, и чем раньше это произойдёт, тем лучше.

Ещё в школе в средних классах начинается преподавание Обществознания. Предмет  простой, понятный, однозначный о человеке и о его ролях в жизни. Предмет считается важным, но лёгким и доступным. Однако всё зависит от качества методики преподавания данного предмета. Задача педагога в данном случае – раскрыть человека во всей своей красе перед учениками, показать, каким он должен быть (совершать добро, работать в коллективе, не врать, уважать старших и т.д.). Также, необходимо показать, какое оно – современное общество, как ему можно противостоять, как можно в нём уживаться не во вред другим людям [4, c. 129].

Особенно важным считается преподавание гуманитарных дисциплин в ВУЗах – людям, переходящим во взрослую жизнь и стоящим на распутье перед большим выбором дела всей жизни. Психология, философия, социология, история, культура речи – лучшие и важные друзья студенту в его решениях. Эти дисциплины выделены неслучайно, они предназначены не только для «расширения кругозора».

Философия является ядром, истоком всех остальных гуманитарных и естественных наук, т.к. даёт первичные представления о мире, об обществе, о людях. Даже изучая математику, студенты вспоминают на занятиях древних греков с их теоремами и определениями. Философия пытается отвечать на общие вечные вопросы о жизни, смерти, любви и других вещах, что крайне важно для любого человека [1, c.8].

Психология позволяет понять заинтересованным студентам, каков внутренний мир человека, как он может взаимодействовать с другими людьми и с какими типами личностей студентам придётся столкнуться в обычной жизни. И, как это не банально, психология также берёт корни из философии, к тому же, является предпосылкой для развития социологии и социальной психологии.

Социология, отдельная наука, также позволят изучить аспекты и особенности человека, но уже в контексте общества, взаимосвязи между людьми, группами людей, культурами, обществом и людьми. Более того, проводящиеся социологами исследования позволяют держать людей во всём мире в курсе дела,  получать своевременную и новую информацию, получать статистику касательно всех четырёх сфер жизни общества [2].

Что касается истории, то, конечно же, она должна изучаться также тщательно и продолжительно, как и математика с русским языком. Ещё школьное образование заряжает ученика знаниями о событиях с Древнего Мира до Настоящего времени, а вузовские курсы лекций помогают студентам установить между этими событиями причинно-следственные связи, чтобы яснее представлять картину мира.

И, конечно же, культура речи, которая помогает ориентироваться в лексике русского языка, учит правильно  говорить и ясно излагать свои мысли как на бумаге, так и в повседневной речи.

Как видно, вклад каждой из описанных выше наук велик и внушителен. Постижение хотя бы одной из этих наук уже не только расширяет кругозор, но и накапливает опытом навыками, умениями. Более того, студент, изучая эти дисциплины, приобщается к обществу, узнаёт его, щупает его за слабые места, ставит свой диагноз и формирует своё отношение к окружающим. Углубляясь в изучение хотя бы одной из гуманитарных наук, студент раскрывает себя, свой потенциал, вносит что-то своё, новотворческое, интересное и актуальное. Главная задача педагогов в ВУЗе – помочь студенту найти себя, выбрать свою научную тропинку и шагать по ней уверенной походкой. И тут в помощь педагогу приходят вышеперечисленные дисциплины, которые формулируют научное направление обучающихся: будь то внутренний мир человека, или общество, или связи между ними, или история этих связей, культура людей и общества…[3]


Библиографический список
  1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук / Собрание сочинений 7-ми томах. Т. 5 – М.: Русские словари, 1997.
  2. Лазарева О.А. Социология и социальная психология: сходства и различия // Психология, социология и педагогика.  Сентябрь 2013. № 9.  URL: http: // http://psychology.snauka.ru/2013/09/2414
  3. Тарасов Б.Н. Значение гуманитарного знания в современном образовательном процессе // Учебные материалы. URL:http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=529
  4. Юдин Б. Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям (начало) // Знание. Понимание. Умение. 2005.  № 3.


Все статьи автора «Титовская Оксана Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: