УДК 37

АДАПТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Найденова Ирина Сергеевна
ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО
научный сотрудник лаборатории методологии педагогических измерений

Аннотация
В статье рассматривается адаптация международной методологии разработки тестов на примере международных исследований качества общего образования.

Ключевые слова: адаптация тестов, методология разработки тестов, ПИЗА, ПИРЛС, тесты, ТИМСС


ADAPTATION OF INTERNATIONAL TESTS DEVELOPMENT METHODOLOGY (BASED ON INTERNATIONAL RESEARCH QUALITY GENERAL EDUCATION)

Naydenova Irina Sergeevna
Institute of Theory and History of Pedagogy

Abstract
This article is about adaptation of international tests development methodology (based on international research quality general education).

Keywords: PISA


Библиографическая ссылка на статью:
Найденова И.С. Адаптация международной методологии разработки тестов (на примере международных исследований качества общего образования) // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2908 (дата обращения: 12.07.2023).

Россия идет по пути модернизации современного образования, задача которого быть конкурентоспособным на мировом уровне. Россия участвует в международных сравнительных исследованиях качества образования. Прежде всего, это – ПИРЛС, ТИМСС и ПИЗА.

ПИРЛС (PIRLS) – международное исследование по изучению качества чтения и понимания текста, которое проводится один раз в пять лет (с 2001 г.). ТИМСС (TIMSS) – международное мониторинговое исследование по оценке качества математического и естественнонаучного цикла учащихся IV и VIII классов, проводится один раз в четыре года (с 1995 г.). ПИЗА (PISA) – международное сравнительное исследование умений учащихся 15-ти лет, главной целью которого является оценка образовательных достижений и умения применять эти знания на практике. Результаты наших учащихся в этих исследованиях приведены в таблице 1, а также в полном объеме представлены на сайте Центра оценки качества образования ИСМО РАО. [1].

Таблица 1. Рейтинг результатов учащихся РФ

Международная программа Кол-во стран

Место России

Математика Естеств.науки

Чтение

PIRLS-2011

4 кл.

 

45

 

 

 

2

TIMSS-2011

4 кл.

8кл.

 

50

42

 

10

6

 

5

7

 

PISA 2012 г

15 лет

65 34 37 41

Проблема использования международного инструментария тестирования в российском образовании наиболее актуальна для сегодняшнего развития тестовых технологий в нашей стране. В последнее время для диагностики учебных достижений учащихся часто используют тестовые методики, как на уроках для проверки текущих и итоговых знаний, так и для итоговых экзаменов в IX и XI классах. В каждой стране есть свои национальные особенности, поэтому при разработке национального инструментария тестирования качества школьного образования возникает необходимость сочетания российских традиционных заданий с международными. Следует проводить не только адаптацию российских заданий по содержанию и предъявлению к международной методологии разработки инструментария измерения качества образования, а изначально разрабатывать их в рамках этой технологии, чтобы эти задания перестали быть национальными по инструментарию, а остались национальными только по использованию отечественных текстов. Поэтому появляется иной инструментарий – наднациональный. Под наднациональным инструментарием понимается инструментарий измерения качества образования российскими заданиями, разработанными по международной технологии; переводными заданиями, которые используются в странах с принятым в мировом образовательном пространстве высоким качеством образования и не включенными в международный инструментарий [2]. Поэтому важно, проводить оценку качества образования одновременно национальным, международным и наднациональным инструментарием, то есть в тесте должны быть задания всех трех инструментариев. Причем следует заметить, что оценку качества образования не только на федеральном, но и на региональном, уровнях в РФ следует проводить одновременно всеми тремя инструментариями [3].

Современное обучение необходимо строить на использовании интеграционных связей между предметными знаниями и умениями, в результате которых ребенок сможет овладеть умениями и навыками, близкими к реальной жизни. Поэтому для решения ситуаций, возникающих в повседневной жизни, нужны знания не одного конкретного предмета, а комплекса предметов, но особое внимание следует уделять читательской компетентности, так как чтение – это основа дальнейшего успешного обучения.

На протяжении учебной деятельности ученик по всем предметам работает с большим объемом материла, который необходимо уметь грамотно прочесть. Вот почему исследование компетенций по чтению является основным фокусом в ПИРЛС и ПИЗА. Современный человек должен уметь не просто читать, но и понимать прочитанное, уметь самостоятельно искать информацию, анализировать ее, а также заниматься самообразованием и саморазвитием. В связи с этим оценку образовательных достижений, особенно в начальной школе, необходимо начинать с чтения, но не просто измерять по нормативам скорость чтения и поверхностное понимание текста, устно или письменно задавая вопросы исключительно на воспроизведение прочитанного, а выявлять многогранные умения ребенка и отслеживать в каком направлении следует далее проводить работу. Такой работе способствуют тестовые технологии, которые помимо диагностической функции могут нести и образовательную функцию, расширяя кругозор ребенка и давая возможность системно учиться отбору информации, анализу, воспроизводству, и пр. Зачастую диагностические материалы разработаны так, что выявляют только воспроизведение полученных знаний, причем ученик действует в рамках стандартного алгоритма, поэтому такого рода тестовые материалы несут исключительно умение воспроизводить пройденный материал или угадать его при наличии заведомо исключающих альтернативных вариантов ответов. Современное же образование требует комплексного подхода и в обучении и в воспитании, поэтому необходима интеграция учебных предметов.

Если рассмотреть современный инструментарий ПИЗА, то можно отметить, что он включает измерение трех ключевых видов грамотности по: чтению, математике и естествознанию.

Безусловно, грамотность чтения играет важную роль при обучении по предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла. Например, на уроках истории педагог обязан не только научить детей воспроизводить знания о произошедших событиях, запоминать знаменательные даты прошлого, но также активизировать самостоятельную аналитическую деятельность учащихся. Учитель обязан обучить ученика способам поиска дополнительной информации, сформировать умения по работе с информацией в разных формах предъявления и грамотному использованию дополнительных сведений, как в своей учебной деятельности на разных предметах, так и в жизни. Задача педагога научить ребенка справиться с обилием получаемой информации, вычленять наиболее значимую информацию и откинуть ненужную, научить делать выводы и показывать наличие связи учебного материала с реальной жизнью, а также научить всему, что, несомненно, требуют современные образовательные стандарты. Ставя перед собой такие цели, строя обучение в соответствии с этими целями по любому предмету и в итоге разрабатывая соответствующий диагностический материал, учитель из года в год готовит ребенка не только к итоговой аттестации, но и к самостоятельным размышлениям. По мнению ученых в области образования на сегодняшний день тестирование в процессе обучения детей является наиболее эффективной формой оценки знаний [4]. С введением ЕГЭ и ГИА для контроля полученных знаний на уроках часто стали использовать тестовые задания репродуктивного характера и с готовыми вариантами ответов. Однако тесты должны иметь задания с разными видами деятельности, чтобы проверка знаний учащихся не сводилась к угадыванию верного ответа, поэтому тесты должны содержать задания открытого и закрытого типа. Под заданиями закрытого типа понимаются задания с предложенными вариантами ответов, а испытуемый лишь выбирает верный. Открытые тестовые задания можно разделить на два типа: с ограничением, где предполагается краткий ответ (слово, словосочетание, число и пр.) и задания свободного изложения, где нужно дать развернутый ответ, в виде текста или решения.

Как правило, большинство готовых тестов, предлагаемых для применения на уроках, содержат вопросы закрытого типа. Такого рода вопросы нацелены лишь на воспроизведение полученной информации от учителя или других источников, что несколько противоречит поставленным задачам современного образования, как в России, так и за рубежом. Для итоговой проверки знаний учащихся на уроках нецелесообразно задавать только прямые вопросы, которые лежат на поверхности изученного материала, нужно не забывать, что задача преподавателя активизировать мыслительную деятельность учащихся. Как уже говорилось выше, целью проверки знаний учащихся должно быть не выяснение того, насколько хорошо они воспроизводят полученную информацию, а то, как они могут использовать полученные знания и приобретенные умения из предметов в своей повседневной жизни.

Для того чтобы не создавать отрицательного отношения у школьников к проверке знаний в виде тестов, можно и нужно использовать методологию международных сравнительных исследований при разработке тестов для контроля знаний и умений на уроках. При разработке тестов эффективно включать в работу небольшие отрывки познавательных текстов, исторические карты, выстраивая вопросы не только по изучаемому материалу, но и по ранее изученному. Построение вопроса может быть как стандартное, так и нестандартное. Таким примером может послужить рис.1, где в качестве примера показана небольшая часть тестового задания.

… У берегов Танзании находится одно из самых захватывающих мест – небольшой остров Мафия 20 км в длину и 8км в ширину.

Морской биолог Катрин Мьюир приехала на остров в 2000 году. Она много читала об этом удивительном острове, исследовала организмы морей и океанов этого региона и ее озадачила судьба зеленой черепахи. Прежде чем отправится на остров Мафия, Катрин изучала нравы и обычаи местных жителей так непохожих на людей из ее страны. Рыбаки с острова Мафия очень ценили зеленых черепах, но не потому, что этот вид находится на грани вымирания, дело в том, что мясо черепах пользуется большим спросом… Как-то они сидели и любовались на лунное отражение в морской воде. Вдруг из воды показалась зеленая черепаха… …Гнездо она рыла только задними ногами. Зарыв гнездо, она еще долго разравнивала песок, маскируя расположение гнезда… …Через шесть недель черепашки начали выбираться из песка…

1. Кем по профессии была Катрин?

а) Учитель биологии.

б) Ветеринар.

в) Морской биолог.

г) Спасатель животных.

      2. Какова площадь острова Мафия?___________

     3. В какое время суток черепаха делает кладку яиц?

а) утром;

б) днем;

в) вечером;

г) ночью

Форма предъявления этого задания состоит из текста для IV класса и вопросы к нему в разной форме: открытой и закрытой. Первое простое задание закрытого типа, которое при внимательном прочтении текста испытуемым будет выполнено без труда и стандартно за правильный ответ дается 1 балл. Второе короткое задание открытого типа, но с нестандартной подачей. Национальным стандартом определено изучение площади фигуры, а классическая подача задания формируется из данных, которые содержатся в самом задании (ширина острова 8 км, длина 20 км., найдите площадь этого острова). Если такое задание представить в ином виде и не давать в вопросе исходных данных, а дать их в общем тексте, то такое задание требует умений и навыков работы с информацией, а мы получаем возможность нестандартно проверить и полученные математические навыки по теме вычисления площади фигуры и читательскую компетентность. Ученик может верно записать решение и вычислить площадь и получить 2 балла за такой ответ; если ученик указал только верный математический ответ, он получает 1 балл; если же ученик написал решение, но ошибся при счете, он получает ноль баллов. Третий вид задания с одной стороны кажется простым, но с другой стороны требует анализа и при необходимости возвращения к тексту, т.к. из отрывка видно, что в тексте не было указано время суток, а дано только описание и необходимо из этого сделать правильный вывод.

Таким образом, инструментарий, разработанный в этом ключе становится межпредметным и может помочь оценить и естественнонаучную и читательскую и математическую компетентность. А при условии правильно составленных заданий можно выявить возникающие пробелы в обучении (неумение анализировать, делать выводы и пр.) и своевременно научить выполнять такие задания, индивидуализируя обучение, не откладывая такое обучение до выпускных классов, натаскивая учащихся к сдаче конкретного экзамена.

Обязательно нужно учитывать, что в каждом тесте должны быть задания разного уровня сложности, рассчитанные для слабых, средних и сильных учащихся. Чтобы не создавать дискомфорта и страха перед тестом, учитель при разработке диагностического материала должен включать в него очень простые задания, выполнение которых дает учащимся с разным уровнем подготовки возможность попробовать свои силы и попытаться справиться со всеми заданиями теста. Кроме того, выполнение простых заданий снижают тревожность учеников при работе с тестом. Грамотно составленный тест должен содержать хотя бы одно задание, на которое может ответить даже самый слабоуспевающий ученик, но в то же время должны быть и такие вопросы, которые заставят поразмыслить и сильных учащихся. Кроме того, всегда есть хотя бы одно задание, на которое за отведенное время не сможет ответить даже самый сильный ученик.

Можно отметить, что помимо контроля знаний и выявления умений работать с текстами, картами и др. материалами ученики, выполняя такие задания, не только вынуждены читать очень внимательно приведенные незначительные отрывки, найти нужный ответ, провести интерпретацию и дать обоснование, но получают дополнительные знания внепрограммного характера. Конечно, при текущем контроле целесообразно создавать тесты, состоящие в основном из закрытых заданий по пройденному материалу, т.е. с выбором ответа, но обязательно включать и задания открытого типа, где ученик сам пишет правильный ответ или приводит свою точку зрения. При итоговом контроле знаний, где отводится достаточное количество времени для выполнения работы, целесообразно использовать тесты, содержащие 50% открытых (с короткими или полными ответами) и 50% закрытых заданий с выбором ответа.

Разрабатывая таким образом проверочную работу позволит понять, насколько ребенок овладел и учебным материалом и навыками умения работать информационным материалом (поиском, анализом, умением сделать правильные выводы и пр.) Таким образом, можно даже закрытые задания составить так, что при выполнении их ученик обязан размышлять, что практически не встречается в национальных тестовых заданиях.

Используя международные инструментальные основы тестовых технологий, каждый преподаватель может самостоятельно создать эффективный тестовый материал, которым можно проверить прочность и объемность полученных знаний по предмету, сможет точнее и надежнее измерять учебные достижения, добавляя задания вне рамок учебного плана для проверки креативности учащихся, а также постепенно подготавливает учащихся к итоговым школьным экзаменам.

Таким образом, не только наднациональный инструментарий становится важным в практике российских учителей, но и в целом образование начинает приобретать наднациональный характер [2].


Библиографический список
  1. http://www.centeroko.ru/ Доступ от 04.03.2014 г.
  2. Структура измерения качества образования наднациональным инструментарием/ Н. Н. Найденова, И. С. Найденова // Инновации в образовании. – 2010. – № 12. – С. 96-109. . – Библиогр.: с. 108-109
  3. Найденова Н.Н., Тагунова И.А. Особенности методологии сравнительных исследований на современном этапе: Монография. – М.: МПСУ. – 2013.
  4. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
  5. Педагогическая диагностика [Пер. с нем.]. Ингенкамп К.– М.: Педагогика, 1991. – 238 с.
  6. Найденова И.С. Адаптация тестов международных сравнительных исследований в начальной школе // Начальная школа № 11. – С.77-80, 2011.


Все статьи автора «Найденова Ирина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: