Уголовный кодекс Российской Федерации принят 24 мая 1996 года [1]. Данный нормативно-правовой акт является базовым в отправлении уголовного правосудия в Российской Федерации, в том числе в отношении лиц несовершеннолетнего возраста. В данном юридическом документе особое место занимает глава 14 раздела V «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в котором закреплены соответствующие нормы права.
В социальной работе, считаем, что обращение к нормативно-правовому регулированию в сфере уголовных правоотношений значимо и для несовершеннолетних, и для специалистов социальных служб (психологов, социальных работников, социальных педагогов и др.).
Во-первых, нормы уголовного права можно использовать при решении задач правового просвещения, поддержки правомерного поведения личности в процессе организации и проведения профилактической работы с самими подростками, которые со временем займут ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. Данный аспект применения законодательства актуализируется в настоящее время, так как рост подростковой преступности в XXI веке превращается в серьезную проблему мирового сообщества. Согласно статистическим данным, противоправная деятельность несовершеннолетних в России в последние годы высока и несет социальную опасность современному обществу. За 2014 год в промежуток времени с января по июнь на территории РФ было совершено преступлений 26392, что на 3386 меньше чем в 2013 году. На территории Алтайского края подростковая преступность также имеет положительную динамику: 2014 год 511 преступлений, что на 88 преступлений меньше чем за 2013 год [3]. Но, несмотря на тенденцию к снижению по абсолютным показателям, острота проблемы, особенно на фоне демографического кризиса, по-прежнему сохраняется.
Во-вторых, нормы уголовного права можно использовать в целях повышения правовой грамотности и компетенций самих специалистов социальных служб как субъектов социальной профилактики и реабилитации, активно привлекаемых сегодня к уголовному процессу с участием несовершеннолетних. В этом случае нормы уголовного права выступают частью теоретико-технологической готовности специалистов к решению профессиональных задач в сфере социальной работы с несовершеннолетними, имеющими конфликт с уголовным законом [2].
В этой связи мы предлагаем использовать комплекс разработанных и апробированных нами в сфере социальной работы с несовершеннолетними серию тестовых заданий, направленных на актуализацию норм права общей части УК РФ:
1. С какого возраста может последовать уголовное наказание несовершеннолетнего?
А) 16 лет;
Б) 12 лет;
В) 14 лет;
Г) 17 лет.
Ключ: В.
2. Какие виды уголовных наказаний назначаются несовершеннолетним:
А) Штраф;
Б) Лишение права заниматься определенной деятельностью;
В) Исправительные работы;
Г) Обязательные работы;
Д) Ограничение свободы;
Е) Лишение свободы на определенный срок;
Ж) Все выше перечисленное.
Ключ: Ж.
3. Возможно ли назначение штрафа осужденному несовершеннолетнему при отсутствии самостоятельного заработка?
А) Да, при наличии имущества;
Б) Нет;
В) Да, вне зависимости от заработка.
Ключ: В.
4. Вид наказания на срок от сорока до ста шестидесяти часов?
Ключ: Обязательные работы.
5. Продолжительность обязательных работ для 14-летнего осужденного:
А) до 1 часа в день;
Б) до 2 часов в день;
В) до 3 часов в день;
Г) до 4 часов в день.
Ключ: Б.
6. На какой срок назначаются исправительные работы?
А) 6 месяцев;
Б) 3 месяца;
В) 2 года;
Г) до одного года;
Ключ: Г.
7. Каков максимальный срок наказания несовершеннолетнего в виде лишения свободы?
А) 3 года;
Б) 6 лет;
В) 10 лет;
Г) 15 лет.
Ключ: В.
8. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
А) Передача под надзор родителей;
Б) Ограничение досуга и установление особых требований к поведению;
В) Возложение обязанности загладить причиненный вред;
Г) Предупреждение;
Д) Все выше перечисленное.
Ключ: Д.
9. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего может предусматривать:
А) Запрет посещения спортивно-развлекательного центра;
Б) Возращение в школу;
В) Нахождение дома после 18.00;
Г) Трудоустройство;
Д) Все выше перечисленное.
Ключ: Д.
10. Принудительная мера воспитательного воздействия, состоящая в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений.
Ключ: Предупреждение.
11. Возможно ли, несовершеннолетнему назначить одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия?
А) Да;
Б) Да, за преступление совершенное в соучастии;
В) Нет;
Ключ: А.
12. При каком условии пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока?
А) По установлению суда;
Б) По решению администрации учреждения;
В) По просьбе родителей.
Ключ: А.
13. Общий срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа?
А) Не более одного года;
Б) Не более трех лет;
В) Не более двух лет;
Г) Не более пяти лет;
Ключ: Б.
14. Освобождение осужденного несовершеннолетнего от наказания:
А) Возможно только по решению суда;
Б) Возможно по ходатайству родителей;
В) Возможно по просьбе несовершеннолетнего;
Г) Невозможно.
Ключ: А.
15. Существует ли условно-досрочное освобождение от отбывания наказания для несовершеннолетних?
А) Да;
Б) Да, только для лиц совершивших преступления небольшой тяжести;
Б) Нет.
Ключ: А
Как показывает практика, тестовые задания в социальной работе с несовершеннолетними могут выступать в качестве методического материала при разработке форм познавательной деятельности (викторина, турнир знатоков, интеллектуальное лото, биржа правовых знаний и др.). Для специалистов социальных служб предложенный тестовый материал будет полезен для самодиагностики информационно-правовой компетентности.
Библиографический список
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: cправочно-правовая система [Электронный ресурс] – URL: http//www.consultant.ru
- Дронова Е.Н., Мыльникова А.В. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: тестовые задания // Современная педагогика. – 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2437.
- Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] – URL: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do