Устав Всемирной организации здравоохранения дает следующее определение термина «здоровье»: «Здоровье – это состояние полного благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье – общественно значимая для нашей страны проблема, в решении которой должны принимать участие политики, ученые, психологи, медики и педагоги.
Сохранить здоровье детей – задача педагогов всех типов школ. 15 лет работы воспитателем младшей группы в санаторной школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном лечении, дали мне возможность накопить опыт общения с учащимися, имеющими серьезные отклонениям в здоровье. Контингент нашей школы – дети из неполных, неблагополучных семей, с осложненной наследственностью. При поступлении в школу многие из них не владеют элементарными навыками санитарии и гигиены. Формирование навыков здорового образа жизни, привитие первичных санитарно-гигиенических знаний, координация действий медицинских работников, воспитателей, органов детского самоуправления – основные задачи, на которые нацелена Программа курса санитарно-гигиенического просвещения для младших школьников в условиях школы-интерната.
Программа рассчитана на 4 года, учитывает возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, согласуется с медицинскими рекомендациями, одобрена Воронежским ОИПКиПРО. Программа ориентирована на становление мотивационной сферы поведения ребенка, строится на личностно-ориентированном подходе, акцентирует самостоятельность и поисковую активность. Первый год обучения предполагает проведение занятий ознакомительного характера дважды в месяц в игровой форме, что диктуется особенностями развития обучающихся. Обобщающие занятия проводятся с помощью старшеклассников, с использованием мультимедийного оборудования, красочных презентаций и видеоклипов, созданных учащимися старшей группы.
В тематическом плане второго года обучения предусмотрено знакомство с основными видами лекарств, болезней, оказании первой помощи при травмах и ушибах. Врачи и воспитатели проводят совместные обобщающие занятия по данной тематике. Разработан комплекс мероприятий, в которых дети принимают активное участие. Они с удовольствием соревнуются, отвечают на вопросы Доктора Пилюлькина, делают друг другу перевязки, разъясняют вред плохих привычек.
Третий год обучения предполагает овладение знаниями о правилах безопасной жизнедеятельности и поведения дома, в школе, на улице, в транспорте. Расширяются знания о болезнях, способах их избежать, лекарствах, врачебных профессиях. Обобщение и систематизация понятий происходит в ходе спортивных мероприятий, бесед-чаепитий, игр и инсценировок.
Четвертый завершающий этап Программы основан на овладении практическими знаниями и умениями: оказание первой помощи в несложных ситуациях, овладение культурой сна и отдыха, культурой питания, сформированность резко отрицательного отношения к вредным привычкам. Обобщающие уроки носят усложненный характер (суд над микробами, вредными привычками; просмотр социальных роликов, участие в КВН, психологические тренинги).
Итогом работы комплексно-целевой Программы санитарно-гигиенического просвещения для младших школьников является
формирование устойчивых навыков гигиенической культуры,
формирование понятий о здоровом образе жизни,
получение знаний из различных областей науки о человеке, первичных медицинских знаний,
овладение практическими приемами ухода за своим телом,
знание опасности вредных привычек.
В конечном итоге, мы формируем у ребенка мотивацию гигиены поведения, воспитываем необходимые для личностного роста качества характера, психологически готовим его к выполнению в дальнейшем функций здорового гражданина общества.
Библиографический список
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием // АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- №4
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка, М., 2000
- Буре Р.С. Воспитатель и дети.- М.: Просвещение, 2006.
- Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
- Студеникин В.М. Психомоторное, эмоциональное и социальное развитие детей раннего возраста: роль правильного формирования санитарно-гигиенических навыков. – М.: Cons Med 2008
- Студеникин В.М., Шарков С.М. Рекомендации по воспитанию санитарно-гигиенических навыков у здоровых и больных детей//Педиатрия. 2009. №1
- Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика. – Балашов: Николаев, 2004.