Сегодня одним из приоритетных направлений культурной политики России является сохранение культурного многообразии нации, значение которого выражается в установлении духовной взаимосвязи между отдельной личностью и народом в целом, в переживании личностью чувства принадлежности к национальной культуре и в присвоении ее ценностей [1]. В этих условиях современное гражданское общество предъявляет системе образования всех уровней социальный заказ на подготовку духовно развитой, вариативно мыслящей, креативной личности, обладающей умениями и навыками общения с носителями других культур с учетом ряда компонентов коммуникации, которые являются характеристикой важной составляющей общей культуры человека – социокультурной компетенции. Социокультурная компетенция входит в общую культурную компетентность личности и представляет собой, прежде всего, умение осуществлять коммуникацию в конкретных социальных условиях, с учетом культурных и социальных норм поведения, а также включает в себя готовность личности к выполнению и участию в социокультурной деятельности. Обучение иностранному языку дает большие возможности для формирования готовности к умению успешно взаимодействовать в современном поликультурном мире, так как именно язык является выразителем самобытности культуры[2].
Для успешного формирования социокультурной компетенции студентов необходимо уделять больше внимания внеаудиторной работе, поскольку она позволяет расширить представление о культуре иноязычных стран, сопоставить национальную культуру и культуры других народов; способствовать этическому и эстетическому воспитанию студенческой молодежи. В Казанском государственном университете культуры и искусств преподавателями иностранных языков кафедры филологии и межкультурных коммуникаций традиционно проводятся тематические мероприятия. Так, например, заседание “With love to Shakespeare” в “Поэтической гостиной” было посвящено юбилею великого английского поэта и драматурга В. Шекспира. Целью этого мероприятия явилось совершенствование слухо-произносительных навыков в процессе чтения сонетов, развитие познавательного интереса, уважительного отношения к иноязычной культуре, а также раскрытие индивидуальных и творческих возможностей студентов [3]. Знакомство с поэзией страны изучаемого языка является одним из значимых средств в формировании социокультурной компетенции студентов вузов культуры и искусств.
Таким образом, внеаудиторная деятельность способствует расширению иноязычного образования, выявлению профессиональных навыков, повышению эстетической, коммуникативной и общей культуры. Также подобные мероприятия активизируют самостоятельность в исследовательской деятельности обучающихся, совершенствуют навыки иноязычной речи, формируют культуру мира в сознании человека, развивают желание участвовать в межкультурной коммуникации.
Библиографический список
- Демина С.А. Значение культурного многообразия в интеграции современного культурно-образовательного пространства // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2792 (дата обращения: 29.12.2014).
- Новгородова, Е.Е. Иностранный язык как средство повышения профессионализма специалистов сферы культуры / Е.Е. Новгородова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2003. – №1. – С. 63-65.
- Устинина Г.Ф., Валеева Р.З. Развитие креативности и творчества студентов в процессе обучения иностранному языку // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983 (дата обращения: 19.12.2014).