Активные формы обучения в виде семинаров, деловых игр, деловой практики, анализа конкретных ситуаций, ролевых игр, имитационного моделирования реальных процессов, круглых столов, Интернет-конференций, бизнес-проектов, с помощью компьютерных программ, международной практики и инновационного студийного обучения в различной степени заслуживают внимания и могут быть инструментами повышения качества различных уровней образования. Известно, что лекционный материал усваивается даже внимательно слушающим студентом примерно в объеме 30-40%.[3]
В данной статье рассмотрим пример применения анализа конкретной ситуации по курсам «Менеджмент» и «Управленческие решения» при обучении студентов методам ведения бизнеса. Обучение ведется с помощью теста, который представляет информацию о ситуации при открытии собственного бизнеса в виде теста.
Самооценка пригодности к бизнесу может состоять в ответе на следующие вопросы. Студенту предлагается выбрать подходящие ответы.
1. Вы сами начинаете свои дела?
- Да, никто не должен говорить мне, что я должен делать.
- Если кто-то подскажет мне, что я должен сделать, то это хорошо.
- Я не заявляю о себе до тех пор, пока не пойму, что я должен это сделать.
2. Как вы ладите с людьми?
- Мне нравятся люди. Я готов начать работу с любым человеком.
- У меня много друзей и мне не нужно кого-либо еще.
- Многие люди раздражают меня.
3. Вы можете руководить другими?
- Я могу привлечь людей и заинтересовать делом, которое я начинаю.
- Я могу дать другим приказ, если кто-либо скажет мне, что я это могу сделать.
- Обычно мне нужен кто-нибудь, чтобы начать новое дело. Затем я продолжаю, если оно мне нравится.
4. Вы можете нести ответственность?
- Мне нравится вести дела и доводить их до конца.
- Я берусь за дело, если я должен это сделать, но мне нужен кто-либо, кто полностью отвечал бы за него.
- Обычно всегда имеется кто-то, кто хочет показать себя, и я говорю: «Пусть дерзает».
5. Каковы ваши организаторские способности?
- Мне нравится иметь план до начала работы. Если сотрудники уже хотят начать дело, то мне нравится расставлять всех по местам, чтобы ускорить работу.
- Я делаю все, что требуется до тех пор, пока дела идут гладко. В сложных ситуациях мне хочется уйти.
- Я принимаюсь за дело только тогда, когда все ясно.
6. Какова ваша работоспособность?
- Я могу продолжать работать столько, сколько нужно.
- Я могу работать напряженно некоторое время, но если я решил, что этого достаточно, то прекращаю работу.
- Мне не нравится получать неожиданные задания на тяжелую работу.
7. Можете ли вы принимать решения?
- Если нужно, я способен быстро решить, что надо делать. Обычно это оказывается удачным решением.
- Могу, если у меня достаточно много времени на размышление. Если я должен это сделать быстро, то потом мне кажется, что я должен был принять другое решение.
- Мне не нравится быть тем, кто должен за кого-то принимать решение.
8. Можете ли вы убеждать людей?
- Я не говорю вещей, которые не обдумал, и, думаю, люди верят мне.
- Когда я пытаюсь убедить людей в том, что нужно, то ловлю себя на том, что говорю не то, что следует сказать в данной ситуации, а то, что легче сказать.
- Зачем беспокоится, если кто-то знает, что надо сказать.
9. Любите ли вы доводить дело до конца?
- Если я решил что-то сделать, то не позволю чему-либо остановить меня.
- Обычно я заканчиваю то, что делаю, если дела идут хорошо.
- Если у меня не получается, то лучше вовремя удалиться.
10. Каково ваше здоровье?
- Я никогда не устаю от дел.
- У меня достаточно энергии для многих вещей, которые я хочу сделать.
- Мне кажется, что часто моя энергия заканчивается раньше, чем это нужно для дела.
Интерпретация анкеты самооценки.
Современные эксперты [1,2,4,5,6]сходятся во мнении, что системный подход в анализе ответов на поставленные вопросы, может дать исчерпывающий ответ о направленности делового мышления современных студентов.
Если большинство ответов студентов близко к тем, которые стоят первыми, то они способны взяться за свой бизнес и вести дело. Если ответы студентов близки к группе вторых вариантов ответов, то им следует подумать о партнере, который может компенсировать их слабые стороны. Если большинство ответов студентов близко к третьей группе ответов, то им следует подумать о какой-либо другой работе, чем собственный бизнес.
Библиографический список
- Большаков А. С., Шлафман А. И., Михайлов В. И. Современный менеджмент организаций: теория и практикка/А. С. Большаков, А. И. Шлафман, В. И. Михайлов. Санкт-Петербург, Изд-во Политехнического ун-та 2011 -370 с.
- Маслова Н.В. Кадровый аудит как метод выявления «узких мест» кадровой сферы организации // Мир экономики и права № 1-2. – СПб.: МНИОЦ – 2014 г. – с. 45-49
- Михайлов В.И. Учебник предпринимателя. СПбГУП, ЭУМК, 2014.
- Мотышина М.С. Менеджмент в сфере услуг: теория и практика. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. -С. 204.
- Хольнова Е.Г. Проблемы толкования понятий «Электронное обучение», «дистанционное обучение», «сетевое обучение» на рынке образовательных услуг //материалы VII Межвузовской научно-практической конференции: Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития. 05 июня 2014 г. – СПб.: СПбГУП – 2014 г. – с. 15-17
- Шлафман А.И., Бачин Д.А. Методы обучения действием и коучинга в развитии персонала//Мир экономики и права. -2014. № 1-2. С. 40-45.