УДК 373.1

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Козлов Павел Геннадьевич1, Федюк Роман Сергеевич1, Макарова Юлия Олеговна1, Мягких Любава Михайловна1
1Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Школа педагогики

Аннотация
Рассматриваются необходимость и актуальные вопросы и методы проектирования школы физического развития детей, которая будет способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни; патриотическому воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ.

Ключевые слова: воспитание, здоровый образ жизни, патриотизм, проектирование, физическое развитие, физкультура, школа


THE DESIGN AND IMPLEMENTATION OF SCHOOL PHYSICAL EDUCATION

Kozlov Pavel Gennadievich1, Fedyuk Roman Sergeevich1, Makarova Julia Olegovna1, Myagkih Lubawa Mikhailovna1
1Far Eastern Federal University, Vladivostok, School of education

Abstract
Discusses the need and topical issues and methods of design school of the physical development of children, which will promote a healthy lifestyle habits; patriotic education of students of secondary schools.

Keywords: Design, education, healthy living, patriotism, physical development, physical fitness


Библиографическая ссылка на статью:
Козлов П.Г., Федюк Р.С., Макарова Ю.О., Мягких Л.М. Необходимость проектирования и реализации школы физического развития // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4610 (дата обращения: 14.07.2023).

Актуальность проектирования школы физического  развития для детей обусловлена рядом современных проблем. В условиях гиподинамии, компьютеризации, увеличении учебной нагрузки многие дети имеют ослабленную мускулатуру, нарушение осанки, ожирение, которые в будущем могут вызвать серьезные проблемы со здоровьем. К тому же, это ведет к возникновению ряда взаимосвязанных проблем, мешающих их целостному развитию в учебной и коммуникативной деятельности. Нарушение осанки доставляет боль и дискомфорт при длительном сидении за уроками как в классе, так и дома, снижает усидчивость и работоспособность, не говоря даже о том, что при определенной степени отклонений нарушается кровоснабжение, а значит и снабжение кислородом головного мозга. Ослабленная мускулатура не будет держать мышечный каркас, как следствие нарушается осанка. Малоподвижный образ жизни и неправильное питание приводит к ожирению, а это в свою очередь, помимо болезней желудка, к психологическим проблемам в детском коллективе. Зачастую такие дети под грузом комплексов замыкаются в себе, не хотят посещать школу из-за насмешек и издевательств со стороны сверстников. А это значит, что ребенок будет жить в постоянном стрессе, замкнется в себе, будет отставать от программы, не сможет воспитать себя полноценно развитой личностью.

Многие из этих проблем можно решить с помощью занятий физкультурой. Однако, по нашим наблюдениям, в средней общеобразовательной российской школе физическая культура является самым нелогичным предметом. В течение учебной четверти дети вне зависимости от класса и возраста выполняют разминку, играют в подвижные игры. Это отлично, но аттестовывают их по выполнению нормативов, навыки которых не нарабатывались на занятии. Недостаточно спортивные дети не имеют возможности успешно их сдать. Отсюда возникает отрицание данной дисциплины, попытки получить освобождение всяческими путями, круг замыкается. В то же самое время, в различные кружки и секции дети готовы ходить. В них безоценочная система, и не требуют тех навыков, которых не давали. Организация кружков не является чем-то новым. Сейчас довольно много всевозможных секций. Но и в них есть свои недостатки:

1. Не всегда тренер имеет возможность уделить достаточно внимания всем воспитанникам, особенно если это платная группа, а тренер в погоне за «золотым  тельцом», набрал слишком большую группу. А ведь тренер должен быть опорой, поддержкой, психологом, другом.

2. Узкая направленность секции. Специалисты из различных направлений занимаются только своими воспитанниками. К примеру, мальчики из секций боевых искусств часто имеют проблемы с осанкой из-за наработки приемов на «рабочую» (правую или левую) руку. Так же из-за хорошо натренированной мышечной системы у них имеются проблемы с растяжкой.

Эти проблемы можно решить комплексным подходом, интеграцией специалистов разного профиля, введением штатного психолога и медработника, для отслеживания и решения возникающих проблем.

Для того чтобы повысить уровень физической подготовленности учащихся средней общеобразовательной школы, необходимы современные интенсивные формы и методы обучения, способные в доступной форме раскрыть внутренние источники физического развития личности молодого человека. Еще одна задача, которую должна решать подобная школа, это формирование привычки к здоровому образу жизни, правильному питанию, негативному отношению к наркотикам, алкоголю и курению.

Для реализации этих задач необходимо проектирование подобной школы физического развития. Что же такое проектирование? И в чем оно должно заключаться?

Понятие «проектирование» происходит от латинского projectus- «брошенный вперед». Проектирование – сложный инновационный процесс, поскольку состоит из нескольких стадий, последовательно развивающихся одна в другую. Проектирование основывается на анализе научных исследований в области менеджмента и теории внутришкольного управления и практического опыта (в том числе и прежде всего собственного); на профессиональных знаниях и интуиции; на технологическом подходе и искусстве (профессиональном мастерстве).

Проект – комплексная деятельность коллектива специалистов в условиях активного взаимодействия с внешней средой, которая направлена на выполнение четко обозначенной цели и получение конкретного результата  (изменения)  в заданный промежуток времени с использованием ограниченных финансовых и других ресурсов [1, с. 84].

Проектирование принято рассматривать как целенаправленную мыслительную деятельность по совершенствованию развития системы образования, как средство становления и оформления субъекта проектировочной деятельности, как рефлексивное оформление им средств своей профессиональной деятельности.

Проектирование, по мнению М.П. Горчаковой-Сибирской и И.А. Колесниковой может выступать: специфическим видом деятельности, направляемым на создание проекта как особого вида продукта; научно-практическим методом изучения и преобразования действительности; формой порождения инноваций, характерной для определенной технологической культуры; управленческую процедуру. В силу этого обстоятельства авторы данной точки зрения предлагают педагогическое проектирование определить как практико-ориентированную деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности [2, с. 55].

Несколько иную трактовку проектированию дает В.С. Безрукова. В ее интерпретации педагогическое проектирование – это предварительное описание предстоящей деятельности в форме, доступной для непосредственного использования как руководства к действию». Оно является процессом перевода теории педагогики в практику воспитания, теоретических понятий в категории реальной действительности, в образовательную деятельность [3, с. 148].

Р.В. Леньков считает, что процесс проектирования состоит из трех последовательных этапов: предварительного и двух основных (концептуального и технологического). На первом (концептуальном) этапе разрабатывается стратегия, устанавливаются принципы проектирования, уточняется структура объекта и декомпозируется генеральная цель, а на втором (технологическом) этапе разрабатываются организационные механизмы, различные способы и средства реализации концептуального замысла при имеющихся ограничениях, в экспериментальных условиях проводится апробация опытного образца созданного конструкта [4].

Но все эти методы проектирования должны работать во взаимной увязке. В конце XX века стало достаточно модным определение системное проектирование. Это проектная деятельность, которое учитывает взаимное влияние всех факторов, как на объект проектирования, так и друг на друга, что конечной целью имеет управление результатом.

Педагогическое проектирование школы физического развития является одним из способов решения вышеизложенных проблем. Проектирование должно осуществляться командой разработчиков, представляющих разные дисциплины, имеющие различающийся опыт в педагогической деятельности, акцент должен делаться на формулирование целей образования. Проектирование школы физического развития обусловлено качественным преобразованием учебной деятельности школьника, необходимостью повышения уровня физического здоровья. А основной целью является, какими физическими способностями, на выходе должен быть наделен выпускник.

Объектом проектирования в данном случае будут являться развивающиеся образовательные процессы: обучение как освоение общих способов деятельности; формирование как освоение совершенных форм действия (культурных образцов); воспитание как освоение норм общежития, ценностей и смыслов. Предметом проектирования выступает создание условий (средств и механизмов), обеспечивающих шаг развития учащегося в рамках определённого возрастного интервала.

Целью проектирования мы ставим построение образовательных процессов в рамках определённого возрастного интервала. Его содержание, методы, приёмы и техники направлены, главным образом, на раскрытие и использование субъектного опыта учащегося.

Важным мы считаем развитие мотивации школьников к занятию физической культурой. Известно, что отношение детей различного возраста к физкультуре носит парадоксальный характер. С одной стороны, этот период характеризуется снижением мотивации учения, что объясняется возрастающим интересом к окружающему миру, лежащему за пределами спортивного зала, а также активизацией потребности общения со сверстниками. С другой стороны, именно школьный возраст является самым благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, когда учение приобретает личностный смысл, становится одним из путей реализации чувства взрослости и способствует  самообразованию и саморазвитию школьников [5].

С другой стороны, отличной мотивацией, хотя и несколько нивелированной в нашем капиталистическом мире, является чувство патриотизма, гордости за свое Отечество. Ни для кого не секрет, что психологический подтекст мотивации является подчас решающим фактором в формировании принятия решения, как сиюминутного, так и достаточно продуманного и системного. С помощью патриотического воспитания, мы сможем привлечь школьников к занятию физкультурой, спортом, сможем воспитать в них гордость за свою страну, обозначим значимость каждого конкретного ребенка для страны. Этим мы сможем достичь достаточно большой степени мотивации школьника, стремления к самосовершенствованию. Большим подспорьем в этом случае могут стать различные военно-спортивные секции, которые лишены однобокости узкоспециализированных спортивных секций. Как и во «взрослой» армии, школьники смогут «мускул свой дыхание и тело тренировать с пользой для военного дела», будут развиваться гармоничными личностями.

Большое значение также влияет привлечение людей обладающих авторитетом в различных отраслях, для проведения специальных занятий (или хотя бы просто мотивирующих бесед). Школьники будут видеть, к чему стремится и как занятие комплексной физкультурой может сказаться на их внешнем виде, моральном духе и умственном развитии.

В рамках нашего исследования после всех необходимых этапов ожидается получение готового проекта школы физического развития. С помощью этого проекта будет возможно создание школы, которая позволит воспитывать и тренировать силу духа и тела. Школа будет призвана развивать в детях гармонию и интеллект, помочь стать настоящей, системно развитой личностью.


Библиографический список
  1. Нововведения во внутришкольном управлении: Научно-практ. пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / А.М. Моисеев, А.Е. Капто, А.В. Лоренсов, О.Г. Хомерики; под общ. ред. А.М. Моисеева. – М.: Пед. общество России, 1998. – 220 с.
  2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 288 с.
  3. Безрукова В.С. Педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 381 с.
  4. Леньков Е.В. Концептуальные основы социального проектирования в образовании (на примере проектирования образовательного процесса в ВУЗе) // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 12. – С. 59-62.
  5. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987. -181 с.


Все статьи автора «Козлов Павел Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: