УДК 378

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО МДК 01.01. УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Калинцев Петр Васильевич
Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского
отделение СПО, преподаватель

Аннотация
Формирование основных компетенций студентов среднего профессионального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения требует внедрения инновационных технологий в образовательном процессе. Особое внимание уделяется формированию деятельности компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных проблем.

Ключевые слова: компетентностный подход, практико-ориентированное обучение, среднее профессиональное образование, ФГОС СПО третьего поколения, формирование компетенций студентов


PRACTICE-BASED LEARNING OF INTERDISCIPLINARY COURSE 01.01 MOTOR VEHICLE CONSTRUCTION AND LAYOUT UNDER THE IMPLEMENTATION OF THE FSES OF THIRD-GENERATION IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Kalintsev Peter Vasilevich
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch
Department of vocational education, educator

Abstract
Formation of core competences of students of secondary vocational education under requirements of Federal State Educational Standard of the third generation demands introduction of innovative technologies in educational process. The special attention is given to formation of the activity competence-based approach through introduction of the practice-based problems.

Библиографическая ссылка на статью:
Калинцев П.В. Практико-ориентированное обучение по МДК 01.01. Устройство автомобиля в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4727 (дата обращения: 12.07.2023).

Миссия ННГУ:  подготовка квалифицированных специалистов на базе научных исследований с использованием современной системы управления и контроля. Практико-ориентированное обучение по МДК 01.01. Устройство автомобиля предполагает:

- освоение студентами образовательной программы не только в аудитории, но и в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время;

- наличие в лабораториях мест, для профессиональной занятости  студентов, с целью выполнения ими реальных задач выполнении разрезов агрегатов автомобиля, изготовлении действующих стендов, изготовлении приспособлений для разборо-сборочных работ, проектировании и изготовлении мини-техники;

- практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности специалистов ООО «АрзамасДорРемСтрой», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», МУП «АрзамасПассажирТранс», СТО «ТСС», ОАО  «КОММАШ».

Таким образом, содержанием практико-ориентированного обучения становятся:

- теоретическая часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами;

- прикладная или практическая часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, тренинги, мастер- классы, конференции, круглые столы, экскурсии, учебная и производственная практика;

- самостоятельная работа: дипломное проектирование, работа в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио [2].

В основе современной системе образования лежит компетентностный подход акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях и нацеливает на практическое использование компетенций в профессиональной деятельности. Совместно с преподавателями  МДК01.01. Устройство автомобиля студенты участвуют в технических проектах.

Для реализации исследовательской деятельности студентов проводятся: выставки технического творчества, конференции, конкурсы профессионального мастерства, неделя науки. Важно научить студентов использовать полученную информацию при проектировании и изготовлении технических объектов. Включая студентов в проектную деятельность, преподаватель решает множество задач, связанных с формированием предметных и метапредметных компетенций студентов.  Для организации творческой  деятельности студентов при проектировании и изготовлении транспортных средств в МДК 01.01. Устройство автомобиля разработано методическое обеспечение занятий, состоящее из 8 модульных программ (табл. 1):

Таблица 1. Методология технического творчества.

I  ЭТАП

Выбор направления технического творчества при конструировании транспортного средства.

II ЭТАП

Проектирование выбранного транспортного средства.

 

III ЭТАП

Конструирование выбранного транспортного средств

 

Модуль – программа занятия № 1

Индивидуальные потребности передвижения и возможные транспортные средства.

 

Модуль – программа занятия № 2

Выбор агрегатов для конструкции транспортного средства – расчет конструкционных параметров, разработка технических требований.

Модуль – программа занятия № 3

Выбор оптимальной конструкции транспортного средства.

 

 

 

Модуль – программа занятия № 4

Разработка элементов конструкции для транспортного средства.

Модуль – программа занятия № 5

Масштабная компоновка конструкции транспортного средства.

Модуль – программа занятия № 6

Расчет и оформление технических показателей транспортного средства.

Модуль – программа занятия № 7

Разработка рабочих чертежей, изготовление и сборка транспортного средства.

Модуль – программа занятия № 8

Испытание и доводка транспортного средства.

Происходит изменение роли преподавателя от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, организатора  различных  видов деятельности студента, сопроводителя при формировании определенных  компетенций (схема 1).

Схема 1. Взаимодействие педагога и студента.

Схема 1. Взаимодействие педагога и студента.

Формирование компетенций возможно осуществлять при изучении и обсуждении со студентами следующих вопросов:

- социально-личностные компетентности:  разработка и анализ на занятии предметного языка понятий «Потребности и возможности передвижения», «Формы и виды транспортных средств», «Классификация транспортных средств».

- общепрофессиональные компетентности: выбор агрегатов для транспортного средства; предметный язык понятия «Конструкции транспортного средства»; анализ конструкции транспортных средств; сравнение конструкционных параметров транспортных средств; предметный язык «Расчет параметров транспортного средства (мощности ДВС, передаточного числа трансмиссии, полной массы, размеров движителей, скорости)», экономические характеристики различных способов передвижения.

- профессиональные компетентности: выбор оптимальных элементов конструкции транспортных средств, проектирование элементов конструкции транспортного средства, последовательность компоновки транспортного средства, последовательность компоновки транспортного средства, алгоритм расчета показателей транспортного средства, технология изготовления и сборки транспортного средства, техническая документация по изготовлению транспортного средства, система критериев оценки качества транспортного средства, последовательность работ по испытанию доводки транспортного средства.


Библиографический список
  1. Ряснянская Н.А. Влияние практико-ориентированного обучения на качество подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях инновационного развития экономики. http://nsportal.ru.
  2. Морозова Т.И. Практико-ориентированные технологии, как необходимое условие творческого развития студентов. http://ито-ростов.рф.


Все статьи автора «Красильникова Ольга Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: