Качество и профессионализм преподавания курсов современной педагогики в вузовской подготовке педагогов обусловлено множеством поликультурных и полисубъектных факторов. Одной из главных практик качественного изучения курсов современного профессионально-педагогического знания является внутренняя мотивация получения профессии будущим педагогом. Другой главной ценностью и ресурсом качественного изучения курсов современной педагогики является качественное программно-педагогическое обеспечение, построенное на основе учета специфики и особенностей верификации научно-педагогической деятельности и модели адаптивного и акмеверифицированного знания. Третьей составной качественного изучения курсов педагогики является востребованность и практико ориентированность предлагаемых заданий, которые в своем поле развития студента ложатся на созданную ситуацией и культурой почву развития и самореализации будущего педагога.
Раскроем возможности качественного изучения курсов современного профессионально-педагогического знания в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского государственного университета, обеспечив практику верификации теории в единстве с практикой уточнения и детализации модели развития и саморазвития личности, включенной в систему непрерывного профессионального образования.
Курс «Введение в педагогическую деятельность» [1-3] реализует базовые компоненты формирования продуктивной самостоятельной работы студента, в модели которых детерминируемые компетенции могут быть единообразно представлены в исследовании и измерении качества сформированности в трех единицах современной дидактики – «знать», «уметь», «владеть», обеспечивающих преемственность постановки задачи и продуктивное ее решение на протяжении всего периода обучения в вузе.
Специфика курса «Введение в педагогическую деятельность» определяется особенностями целостного изучения понятия и возможностей «педагогическая деятельность» в определениях, моделях, функциях, системной оценке качества решения задач развития личности в условиях непрерывного профессионального образования. В иерархии формируемых продуктивных ресурсов развития студента-педагога задания, содержащие возможности педагогической рефлексии, закладывают фундамент самоанализа и верификации качества развития и саморазвития. Одним из заданий, содержащих педагогическую рефлексию и возможности продуктивного самоанализа деятельности студента, может быть задание на моделирование презентации «Я – профессионал», закладывающего основы разработки профессионально-педагогического кейса, являющегося продуктом и ресурсом длительной подготовки будущего педагога к самостоятельной творческой деятельности. Презентации «Я – профессионал», профессионально-педагогические кейсы и портфолио обучающегося относятся к предметно-педагогическим презентациям [4].
Педагогическая деятельность [5] как условие и продукт развития общества и культуры определяет специфически определяемые научные понятия – категории, иллюстрирующие в своей целостной системе детерминаций и анализа качества создаваемых и используемых продуктов, свойства антропосреды и ноосферы, сохраняющих личность и общество в неподдельном смысле гуманно-деятельностных основ сосуществования и взаимодействия. В такой иерархии понимания и специфически определяемых элементов научного знания педагогика определяет нормы культуры и условия продуктивного становления профессии педагога в выбранном направлении подготовки.
Вслед за курсом «Введение в педагогическую деятельность» курс «Теоретическая педагогика» [6-10] закрепляет в системе изучаемых разделов современного профессионально-педагогического знания совокупность научно-педагогических знаний и компетенций из разделов современной педагогики, детализирующих специфические каноны подготовки педагогов к самостоятельному выполнению заданий педагогической практики и соблюдению функций педагогической деятельности в модели педагогической практики. Курс «Теоретическая педагогика» обеспечивает будущего педагога всеми инструментами развития и саморазвития личности в модели непрерывного профессионального образования.
К моменту изучения курса «Практическая педагогика» [11-18] будущие педагоги овладели всеми способами фиксации информации [19], методами педагогического моделирования и педагогической рефлексии [20-22], методами анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, коррекции и детализации дидактического материала, по стандарту направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» совокупностью компетенций изученных курсов, например, для курса «Введение в педагогическую деятельность»: ОК-1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения), выделятся в унифицированных детерминациях в НФИ КемГУ компоненты «знать», «уметь», «владеть» в следующей форме: знать сущность и специфику профессионально-педагогического мышления; уметь анализировать, обобщать и систематизировать педагогическую информацию; уметь ставить цели профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования; владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений; компетенция ОК-3 (способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества): знать особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; уметь учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; владеть способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; компетенция ОК-14 (готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным ценностям): знать ценностные основы образования и профессиональной деятельности; уметь ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; владеть представлениями о толерантном восприятии социальных и культурных различий, уважительном и бережном отношении к историческому наследию и культурным ценностям; компетенция ОПК-1 (осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности): знать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; знать способы профессионального самопознания и саморазвития; уметь находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических задач; владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); владеть способами самообразовательной деятельности.
В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» следующая совокупность компетенций: ОК-13 (готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности): знать правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования; уметь работать с нормативно-правовыми документами в области образования; владеть способами работы с нормативно-правовой документацией, регулирующей правовые отношения в области образования; ПК-1 (способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях): знать теории и технологии обучения ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; уметь системно анализировать и выбирать образовательные концепции; уметь проектировать учебный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; владеть способами проектной и инновационной деятельности; ПК-2 (готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения): знать теории и технологии воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; уметь системно анализировать и выбирать концепции воспитания; уметь проектировать воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; уметь осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; владеть способами проектной и инновационной деятельности; владеть навыками организации внеучебной деятельности обучающихся; ПК-3 (способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии): знать сущность педагогического мониторинга; знать методики и технологии разработки диагностических материалов; уметь осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся; уметь разрабатывать диагностические материалы; владеть навыками использования диагностических материалов на практике; владеть способами осуществления педагогической поддержки и сопровождения; владеть способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны; ПК-4 (способен использовать возможности образовательной среды, в том числе и информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса): знать особенности образовательной среды, в том числе и информационной; уметь использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования; владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны; ПК-11 (способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности): знать основы просветительской деятельности; уметь выявлять возможности региональной культурной образовательной среды; владеть способами просветительской деятельности.
Качество освоения компетенций не может быть построено одним единственным путем и одной единственной педагогической технологией. В модели развития личности и общества все педагогические средства развиваются сообразно развитию средств производства, модели научно-технического прогресса и способов воспроизводства и формирования общечеловеческих ценностей.
В ситуации выбора всегда наиболее приемлемые педагогические условия развития личности и социума определяются в единстве адаптивной и акмеверифицированной составных профессионально-педагогического знания [23-25], оптимальной технологией воспроизводства и создания нового профессионально-педагогического знания в нашей ситуации является технология системно-педагогического моделирования [25-29]. Примерами качественного использования технологии системно-педагогического моделирования в НФИ КемГУ может явиться культура самостоятельной работы личности [29-37].
Курс «Методика воспитательной работы» [38] и «История педагогики и образования» [39] также как и вышеперечисленные определяются через составные формируемой компетенции «знать», «уметь», «владеть», специфика верификации качества осуществляется в системе единства и взаимодополнения адаптивной и акмеверицированной составных социального и профессионально-педагогического знания.
Все составные профессионально-педагогического знания современных разделов педагогика завязаны с условиями и особенностями прохождения педагогической практики [40]. Качество прохождения педагогической практики тем выше, чем лучше осуществлен дихотомический подход к подготовке будущего педагога к адаптивной и акмеверифицированной практики выбора и решения задач развития личности.
Все разделы современной педагогики определены в большей степени в двух направлениях педагогического знания – двух курсах «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика». Специфика качественной подготовки будущих педагогов по физической культуре обусловлено дополнительным условием развития ноосферы – здоровьесбережении, обеспечивающем сохранение и верификацию особенностей развития личности и общества в мультиплановых, поликультурных изменениях социума и формируемых идеалов, ценностей, компетенций и пр.
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2009. 121 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–457–5.
- Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – 2-е изд. доп. и перераб. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011. 121 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–553–4.
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. С.62-73.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С. 182-191.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. №2 (62). Вып.3. С.63-67.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 3. С. 61-69.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Козырева О.А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 184-187.
- Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-131.
- Паршин Ю.А., Шварцкопф Е.Ю., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и его специфика самореализации // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 8 (12). С. 141-145.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819