УДК 37.01

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА СЕЛЕ

Сартакова Елена Евгеньевна
Томский государственный педагогический университет

Аннотация
В статье осуществляется историко-педагогический анализ проблем сетевого взаимодействия, на основании которого были выявлены теоретические основы сетевого взаимодействия, уровень их сформированности в условиях сельской местности.

Ключевые слова: историко-педагогический анализ, сельская школа, сетевое взаимодействие


HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RURAL AREAS

Sartakova Elena Evgenevna
Tomsk State Pedagogical University.

Abstract
In the article on the basis of historical and pedagogical analysis identified the theoretical foundations of networking, their level of formation, which can be characterized as insufficient.

Библиографическая ссылка на статью:
Сартакова Е.Е. Историко-педагогический анализ проблем сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений на селе // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5225 (дата обращения: 15.07.2023).

В настоящее время решение задач социокультурной модернизации образования в образовательных организациях сельской местности России напрямую связано с сетевым взаимодействием. Для выявления сущности сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений (далее ОУ) рассмотрим этапы становления представления о сетевом взаимодействии как механизме формирования современной, адекватной запросам сетевой экономики и сетевого общества, системы образования.

Основанием для периодизации процесса формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений является проектирование и реализация руководящими органами образования вариативных идей развития современной сети ОУ.

В рамках указанных этапов становления сетевого взаимодействия постепенно шло формирование и так называемой «сетевой теории» в области педагогической науки. Особенно значимыми для нее стали положения, разработанные в рамках теорий профессионального образования, управления образованием, совместной деятельности, регионализации и муниципализации. Для теоретического обоснования понятия сетевого взаимодействия ОУ рассмотрим наиболее близкие нашему исследованию точки зрения (см. подробнее [1]).

В рамках теорий регионализации и муниципализации образовательных систем разработаны различные положения, связанные с процессом формирования образовательных сетей, реструктуризации, сетевого взаимодействия. Так, за последние пятнадцать лет в рамках этого направления было:

1. Теоретически обосновано и конкретизировано содержание сети ОУ в рамках региональной и муниципальной образовательных систем, разработано содержание моделей муниципальной образовательной системы, региональной образовательной системы, технологии управления ими [2].

2. Концептуально обоснованы понятия образовательного пространства и сети ОУ профильного обучения, выявлены условия его функционирования (Н. В. Немова [3], Д. А. Новикова [4] и др.). При этом представленные модели развития муниципальной образовательной системы, образовательных сетей в основном направлены на создание условий для самоопределения и самореализации учащихся как в школьном, так и в муниципальном образовательном пространстве.

3. Содержание выявленных и охарактеризованных основных тенденций модернизации управления местными образовательными сетями раскрыто в научных работах В. С. Лазарева [5], П. И. Третьякова [6], Т. И. Шамовой [7]. Ими предложено новое содержание деятельности управленческих структур с элементами сетевого взаимодействия, направленного на создание координирующих органов, определение общего объекта управления с целью концентрации усилий специалистов, формирование временных творческих групп с целью разработки инновационных проектов, организацию деятельности коллегиальных органов и т. д. В последние годы активизировалось внедрение моделей общественного управления образованием, что проявилось в создании соответствующих государственно-общественных органов: попечительских, управляющих советов, районных (муниципальных) советов по образованию и др.

4. Разработаны вариативные концепции развития муниципальной образовательной сети, связанные с: подготовкой педагогов и управленцев к инновационной деятельности и управления ею(Л. М. Звезда, В. А. Сарапулов и др.); повышением качества образования (А. Н. Томазова и др.); совершенствованием деятельности муниципальных методических служб (М. В. Галанина, Т. С. Лаухина и др.); организацией проведения мониторинговых исследований в муниципальных системах образования (Н. А. Улитенкова и др.); модернизацией управления образованием в сельском районе (Н. М. Багаутдинов и др.).

5. Выделены в рамках Комплексного проекта модернизации образования, проекта модернизации региональных образовательных систем направления сетевого взаимодействия: информатизация образования, развитие сети ОУ. Первое связывается с задачами реализации дистанционных образовательных услуг, а второе направлено на решение вопросов оптимизации организационной структуры (путем использования таких параметров как численность обучающихся в классе-комплекте, показатели профилизации, качества образования и др.) и его ресурсного обеспечения (критерии соответствия требованиям ФГОС).

Однако вопросы о реальных механизмах взаимодействия ОУ в развивающихся муниципальных образовательных системах в рамках этой теории представлены фрагментарно (зачастую только на уровне отдельных примеров) [8].

Для теорий муниципализации и регионализации образовательная сеть (ОС) – это социально-педагогическая система, создаваемая на селе для обеспечения разностороннего развития и полноценного образования детей, которая включает образовательные учреждения, удовлетворяющие разнообразные потребности населения.

Научное направление в теории профессионального педагогического образования, возникшее при непосредственном влиянии МЕГА-проекта (2000–2003 гг.), было связано со становлением идеи профессионального взаимодействия в системе повышения квалификации (А. И. Адамский, Н. Е. Орлихина, Г. Н. Прозументова, Е. В. Рябышева, А. Л. Стуканов, С. В. Тарасов, Р. М. Шерайзина и др.), обоснованием идеи сетевого взаимодействия педагогов с целью организации их профессионального роста (Н. С. Бугрова, А. О. Зоткин, Е. А. Суханова, Г. Н. Прозументова и др.).

Идея использования сетевого взаимодействия в процессе повышения квалификации была выдвинута и доказана командой МЕГА-проекта Томской области во главе с Г. Н. Прозументовой [9]. Было обосновано, что организация инновационной деятельности управленческих команд ОУ является ведущим ресурсом модернизации образования, структурных изменений и будет наиболее эффективной, если осуществляется в координации с процессом повышения квалификации педагогов, психолого-педагогическим сопровождением, направленным на формирование конкретных профессиональных компетентностей[1], решение реальных школьных проблем. Несколько позднее научно-методические разработки МЕГА-проекта стали основой для работ Н. С. Бугровой [10], Н. Н. Жуковицкой [11] и других исследователей.

В рамках теории управления образованием (в том числе рассматривающих вопросы организации профильного обучения) делались попытки обосновать понятие сетевого взаимодействия образовательных учреждений (работы А. И. Адамского, Н. С. Бугровой, Н. Н. Жуковицкой, А. О. Зоткина, Ю. А. Конаржевского, Г. Н. Прозументовой, Е. А. Сухановой, А. М. Циру-льникова и др.). Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому – создателю образовательной сети «Эврика», который определяет образовательную сеть как «совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга».

В последние годы появился ряд работ, посвященных исследованию проблемы организации сетевого взаимодействия в сфере образования, в которых сетевое взаимодействие рассматривается как способ организации и управления профильным обучением, повышением квалификации педагогических кадров, инновационной деятельностью и др.

Так, большинство исследователей формирующейся так называемой «сетевой» теории рассматривают образовательные сети как одну из форм инновационной деятельности, предназначенную для обмена инновационным опытом. Вместе с тем, некоторые исследователи (Ю. В. Громыко, А. Г. Каспаржак, С. Г. Косарецкий, А. М. Моисеев, A. M. Цирульников и др.) понимали образовательные сети как специально проектируемую среду партнерства и обмена образовательными ресурсами, где происходила консолидация общественных сил, заинтересованных в развитие образования, создание сообщества знаний, обобществление и распространение лучших образцов педагогической практики.

Кроме этого, в ряде работ (Ю. В. Васильев, Е. С. Комраков, Т. А. Сергеева, А. Г. Чернявская, С. А. Щенников и др.) подчеркивается, что наличие инновационной среды как сообщества практиков, объединенных общими целями и ценностями развития образования, является обязательным условием эффективной работы образовательных сетей, обеспечивая их устойчивое развитие за счет сохранения баланса между процессами функционирования и развития и выработки механизмов саморазвития.

Проблематика сетевых форм организации образовательного процесса исторически связана с развитием представлений о самом понятии. На основании исторического анализа в настоящее время можно выделить ряд определений, связанных с понятием сети (Л. А. Павлова, Н.Н. Жуковицкая, Н. Ю. Гончарова, Е. В. Пономарева и др.).

Особое место в становлении понятия сети образовательных учреждений сыграл журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета».  С начала десятых годов ХХI в. этот журнал целенаправленно публикует работы, посвященные проблематике сетевого взаимодействия. Так, в работах В.В. Обухова [12], И.Б. Медведева [13] на основе анализа проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений выявляется содержание понятия сети образовательных учреждений как  относительно устойчивой системы неиерархических отношений в образовательной области, объединяющей разнообразных государственных, муниципальных и/или негосударственных акторов (организаций) на основе ресурсной взаимозависимости и в целях реализации их взаимного интереса за счет использования формальных и неформальных коммуникаций.

В рамках ретроспективного анализа педагогической литературы и образовательной практики мы установили, что, несмотря на низкую степень обоснования содержания и структуры сетевого взаимодействия, существуют вариативные точки зрения по вопросу концептуального обоснования процесса сетевого взаимодействия.

Аккумулируя представленные определения, можно утверждать, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений есть сложный, многоуровневый, многофункциональный целостный процесс коммуникации, направленный на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование субъектов взаимодействия, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

На наш взгляд, наиболее оптимально содержание сетевого взаимодействия представлено в философской диссертации М. А. Логиновой [14]. В нашей трактовке к результатам работы М. А. Логиновой необходимо отнести и следующие сделанные в ее работе выводы о содержании сетевого взаимодействия:

  • «Включение сетевого взаимодействия в социальное обосновывается наличием одних и тех же социальных элементов – личностей и организационных форм их объединения.
  • … организация процесса сетевого взаимодействия связана с ячеистостью структуры сети, замкнутостью информационных потоков на узлах, наличием единого информационного поля социальной сети, образующегося на социальном основании.
  • Наличие такого поля позволяет элементам своевременно доставлять информацию к другим узлам. Скорость передачи информации обеспечивается за счет двух информационных каналов.
  • … сеть объединяет позиции каждого элемента в процессе удовлетворения индивидуальной целевой потребности и одновременно реализует потребность в социальности.
  • … сетевое взаимодействие определяется как процесс формирования структуры социальной сети, обусловливающий необходимость наличия не менее трех элементов для создания её ячейки (т.е. организационной структуры[2]), информационного взаимодействия, благодаря которому транслируется социальное основание (т.е. коммуникации авторов взаимодействия, соответственно и управления этим процессом) и возможность удовлетворения потребности элемента в нем (направленного на реализацию конкретной педагогической деятельности)».

Эти достижения в области философской науки пока практически не использованы при характеристике педагогического содержания сетевого взаимодействия ОУ, особенно сельских, научный интерес к которым пережил всплеск в десятых годах ХХI в., а впоследствии несколько ослабился.

В настоящее время необходимо выделить несколько направлений изучения феномена сетевого взаимодействия в системе общего образования. К первому необходимо отнести работы, связанные с историко-педагогическим анализом данного феномена (М.А. Бахмудова [15], М.П. Войтеховская [16,18], Л.В. Понер [17] и др.),   выявлением теоретических оснований для становления сетевого взаимодействия в российской системе образования (А.В. Савченков, Е.А. Гнатышина,  И.Б. Медведев [18] и др.). Авторами  предложен анализ проблемы сетевого взаимодействия организаций в условиях быстро меняющейся социокультурной и экономической среды, в частности рассматриваются отечественная и зарубежная образовательная практика последних лет. Анализ форм сетевых организации позволяет сделать вывод, что управление сетью по обеспечению взаимосвязи и слаженности субъектов, объектов и процессов образовательной деятельности организаций во временных и пространственных рамках заключается в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемых систем учреждения.

Ведущим направлением изучения проблем сетевого взаимодействия является обоснование его ведущих теоретических оснований. К числу исследований, рассматривающих концептуальные вопросы феномена сетевого взаимодействия,  необходимо отнести работы Н.Н. Давыдовой [21], Е.М. Дорожкина [22], В.В. Обухова [23], С.Б. Куликова [24, 25], Т.Г. Пушкаревой [24],  В.И. Сахаровой [26] и др.

Большое внимание исследователей привлекает вопрос  организации сетевого взаимодействия в организации профессионального роста педагогов. Различные аспекты организации повышения квалификации работников общего образования представлены в исследованиях Н.А. Рыжовой [27], А.К. Лукиной [28], А.Н. Ткачевой [29], О.В. Баркуновой, И.В. Кузьменко [30], А.С. Киндяшовой [31], Н.В. Жигинас [31, 32] и др.

Большой интерес вызывают работы, посвященные проблемам организации воспитания в системе сетевого взаимодействия (Н.Л. Винниченко [33], Е.А. Сухушина [34], Л.А. Беляева [35] и др.), а также конкретные описания опыта сетевого обучения. В первую очередь это работы О.В. Цаплиной [36], А.А. Веряева, Ушакова [37], А. П Шишминцевой,  Ю.Н.  Суртаевой [38], А.А. Темербековой [39], Л.В. Понер [40] и др.

В рамках «педагогики сельской школы» также происходило обоснование условий и содержания процессов формирования сельских сетевых образовательных организаций различного типа. Особую роль в развитии педагогики села в 90-е гг. ХХ – нач. ХХI в. сыграли специалисты В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, Б А. Куган, М. М. Плоткин, Г. В. Пичугина и др.

Было установлено, что специфика сельской системы образования связана со слабой степенью доступности, качества, эффективности ВАРИАТИВНЫХ образовательных услуг на селе, что характерно для 70 % всех школ и свыше 30 % для всех обучающихся. Данная специфика [41] складывалась на всем промежутке развития образования советского и российского периодов, ярко проявилась в рамках современной стадии его модернизации. Она определила необходимость формирования иного качества образования на селе, что в условиях низкой плотности населения и расположения сельских поселений, слабой степени развития социальной инфраструктуры порождает необходимость формирования сетевой (виртуальной и реальной) модели развития образования.

Педагогические исследования в области специфики сельской школы, статистические данные о реализации различных федеральных проектов, а также полученные творческим коллективом ИСП РАО выводы позволяют констатировать, что существующие системы образования на селе (более 70 % ОУ) в силу своей специфики (гео-территориальной, социокультурной, инфраструктурной) не могли использовать предложенные федеральными органами образования типовые механизмы их модернизации, что к недостаточной степени решения задач оптимизации высоких затрат на обучение детей в сельских школах путем введения в полном объеме нормативно-подушевого финансирования, разработки новых форм и механизмов сетевого взаимодействия ОУ, формирования педагогических моделей и условий развития отдельных образовательных учреждений, в том числе малочисленных (МЧШ), малокомплектных (МКШ), отдаленных (ОСШ).

Таким образом, сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений представляет собой многоуровневый, многофункциональный, полицентрический целостный процесс коммуникации сельских ОУ различного типа, вида и направленности, нацеленный на реализацию сетевых образовательных программ, проектов и развитие ресурсного обеспечения (в том числе кадрового), обеспечивающий вариативность, доступность высокое качество и эффективность образовательных услуг, а также формирование высокой степени адаптивности, социальной компетентности, личностного и интеллектуального развития субъектов взаимодействия.

В педагогике уже разработаны вариативные модели и системы, отдельные концептуальные положения сетевого взаимодействия. Так, уже определились основные направления изучения феномена сетевого взаимодействия ОУ: в рамках концепции управления образованием – педагогические ассоциации различного вида и типа;  теории дополнительного профессионального образования обогатились идеей сетевого взаимодействия педагогов; теория и методика воспитания – положением о технологиях сетевого взаимодействия сельских школьников; в теории обучения были сформированы вариативные теории сетевого дистанционного образования.

Можно констатировать, что в достаточной степени на научном уровне разработаны отдельные характеристики сетевого взаимодействия ОУ, в том числе на целевом и результативном уровне. В достаточной степени представлены организационные аспекты сетевого взаимодействия как способа формирования и функционирования сети ОУ. Многочисленны исследования (особенно основанные на конкретном практическом опыте), характеризующие модели, формы, виды сетевого взаимодействия, ресурсы и условия сетевого взаимодействия ОУ.

Фрагментально охарактеризовано содержание педагогического аспекта сетевого взаимодействия. Наиболее конкретизировано понятие сетевой образовательной программы, ее содержания и направленности, однако систематики таких программ пока не составлено, также не в полной мере обоснованы методики ее проектирования и реализации. К сожалению, только на описательном уровне на отдельных примерах описаны управленческие аспекты сетевого взаимодействия ОУ.

Таким образом, можно утверждать, что: 1) теоретические основы сетевого взаимодействия представлены фрагментально, в виде отдельных концептуальных положений (в частности целевой, результативный элементы, организационный аспект сетевого взаимодействия ОУ); 2) технологический компонент теории формирования сетевого взаимодействия ОУ научно обоснован на уровне описания отдельных элементов.


[1] Это трактовка авторов проекта в 2000–2003 гг.
[2] Выделенный текст – наш комментарий

Библиографический список
  1. Сартакова Е. Е. Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования // Вестник ТГПУ (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2010. – Вып. 11 (101). – С. 24–31.
  2. Куркин Е. Б. Организационное проектирование в образовании. – М. : НИИ ШТ, 2008. – 400 с.
  3. Немова, Н. В. Управление системой профильного обучения в школе. – М. : Сентябрь, 2006. – 160 с.
  4. Новиков, Д. А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем: (Концептуальные положения). – М. : Ин-т пробл. упр., 2001. – 83 с. : илл.
  5. Лазарев, В. С. Управление школой: теоретические основы и методы. – М. : ЦСиЭИ, 1997. – 336 с.
  6. Третьяков, П. И. Практика управления современной школой: (опыт пед. менеджмента). – М. : Педагогический поиск, Б. г. (1994). – 2000, [2] с. : илл.
  7. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами. – М. : Владос, 2002. – 319 с. : илл.
  8. Каракозов, С. Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы. – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 171 с.
  9. Прозументова, Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник ТГУ, 2012. – № 358. – С. 182–188. – Педагогика и психология.
  10. Бугрова, Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. С. Бугрова. – Омск, 2009.
  11. Жуковицкая, Н. Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 73 (1). – С. 205–209.
  12. Обухов В.В. Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования// Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 28-33.
  13. Медведев И.Б. Скрипниченко В. И. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образователных учреждений// Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 239-242.
  14. Логинова, М. А. Сетевые процессы в социальном взаимодействии : автореф. дис… канд. филос. наук : 09.00.11. – Новосибирск, 2011. – 20 с.
  15. Бахмудова М.А. Историко-педагогический анализ сетевого взаимодействия вузов в условиях быстро меняющейся социокультурной и экономической среды// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 1. С. 195-199.
  16. Савченков А.В., Гнатышина Е.А.  Историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вузов//  Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 44-47.
  17. Войтеховская М. П. Историко-педагогические тенденции модернизации образования в России// Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С. 49-56
  18. Войтеховская М. П., Понер Л. В. Историко-педагогический анализ проблемы организации профильного обучения в сельской школе// Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 98-101
  19. Войтеховская М. П. Комплексный социально-педагогический анализ формирования сетевого взаимодействия сельских муниципальных образований в России// Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 9-16
  20. Медведев И. Б. Методологические подходы к концептуальному обоснованию сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования// Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 41-46
  21. Давыдова, Н. Н. Самоорганизационное управление образовательных учреждений в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию и разработке // Вестник ФГОУ ВПО МГДУ. – 2011. – № 4. – С.115–212.
  22. Акимова О.Б., Дорожкин Е.М., Сикорская Г.П. Концепция сетевого взаимодействия учреждений профессионального педагогического образования //Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 6 (55). С. 24-34.
  23. Обухов В. В. Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 28-33.
  24. Пушкарева Т. Г., Куликов С. Б. Роль сетевого взаимодействия учреждений в организации образовательной среды// Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 34-37.
  25. Борисова Т. С., Куликов С. Б.  Формирование инновационного поведения молодежи институтами социального воспитания//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 47-52.
  26. Сахарова В. И. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс развития системы профессионального образования// Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 38-40
  27. Рыжова Н. А. Сетевое взаимодействие дошкольных учреждений в рамках международного проекта//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 85-88.
  28. Лукина А. К. Сетевая модель «Высшие педагогические мастерские» как форма повышения квалификации педагогов//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 109-114.
  29. Ткачёва А. Н. Сетевое взаимодействие как фактор модернизации подготовки педагогических кадров к воспитательной деятельности//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 120-126.
  30. Баркунова О. В., Кузьменко И. В. Сетевое взаимодействие учреждений как фактор формирования профессиональной компетентности студентов//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 137-140.
  31. Киндяшова А. С., Жигинас Н. В. Формирование предметных компетенций будущих педагогов средствами электронного учебно-методического комплекса//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 140-146.
  32. Мёдова Н. А., Жигинас Н. В. Модульная структура взаимодействия в рамках модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 99-103.
  33. Винниченко Н. Л., Обухов В. В. Социальный проект как механизм сетевого взаимодействия  реализации Программы воспитания и социализации школьников//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 53-58.
  34. Сухушина Е. В. Модели использования социального проектирования в деятельности детских общественных организаций//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 58-65.
  35. Беляева Л. А., Перова О. В. О деятельности муниципального государственно-общественного совета по развитию общего образования в городе Томске//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 92-97.
  36. Цаплина О. В., Иванова Е. В. Взаимодействие детского сада и школы в процессе организации предметно-пространственной среды с целью формирования активности ребенка//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 76-81.
  37. Веряев А. А., Ушаков А. А. Элементы дистанционного обучения (сетевого взаимодействия) в учебном процессе общеобразовательного учреждения//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 72-76.
  38. Шишминцева А. П., Суртаева Ю. Н. Интерактивные технологии в процессе обучения в школе//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 97-99.
  39. Темербекова А. А., Байгонакова Г. А. Обучение в режиме интерактивности: опыт и перспективы//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С.106-109.
  40. Понер Л. В., Перова О. В. Сетевое взаимодействие как одна из вариативных моделей профильного обучения в сельской школе//Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 103-106.
  41. Сартакова, Е. Е. Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования// Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2010. – Вып. 11 (101). – С. 24–31.


Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: