Исследование качества и возможностей социализации в модели научно-педагогического исследования [1] в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре – сложный, неоднозначный процесс. Социализация в модели системного анализа особенностей формирования социального опыта и мировоззрения личности – малоизученный процесс и продукт современного образования и культуры. Качество педагогического поиска в системе социально-педагогических знаний определяется способом и формой решения детерминированных противоречий, выделенных из целостного педагогического процесса, в модели которого социализация является продуктом всех преобразований и конструктивных решений развития личности и общества в целом.
Социальная педагогика [2-4] как область педагогического знания, изучаемая в структуре подготовки педагогов в НФИ КемГУ, определяет возможность на региональном уровне качественно выделить особенности и возможности описания и решения задач развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации.
Изучение основ социализации и возможностей уточнения категории «социализация» осуществляется на протяжении всего периода профессионально-педагогического становления будущего педагога. Данная практика регламентируется качеством и возможностями использования продуктивных заданий в структуре изучения педагогических дисциплин. Уточнение категории «социализация» осуществляется и в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» [5], и в структуре изучения курса «История педагогики и образования» [6], и в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» [7], и в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» [9-13], и в структуре изучения курса «Практическая педагогика» [8, 14, 15-20].
Под социализацией мы будем понимать педагогически модифицируемый продукт деятельности общества, определяющий особенности и возможности социальных отношений в воспроизводстве социального опыта, регламентирующего качество развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации в двух диаметрально противоположных формах – адаптивной и акмепедагогической, детально характеризующих специфику распределения способностей в выборке, включенной в процесс социальных отношений, социальных ролей и связей, отражающих способы решения задач и выбор методов самоутверждения и самосовершенствования, гарантирующих личности и обществу свободу выбора решений в поле общечеловеческих ценностей и норм культуры, отражающих качественное решение задачи оптимизации гуманистических возможностей общения и труда.
Определим в модели социализации особенности развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации личности.
Специфика развития и саморазвития личности определяются качественно-количественными изменениями, происходящими в системе детерминант. Возможности анализа развития и саморазвития личности в структуре профессионально-педагогической подготовки можно определить в ресурсах профессионально-педагогических презентаций [21-22]. Для качественного анализа возможностей развития и саморазвития обучающегося рекомендуется использовать портфолио обучающегося [23].
Развитие личности определяется способностью личности (в нашей ситуации – обучающимся) качественно и своевременно решать детерминированные практикой педагогического взаимодействия задачи, визуализируемые в контексте ценностей и приоритетов в продукте деятельности идеального или материального генеза. Продуктивность и гибкость предлагаемых решений является универсальным средством личности к саморазвитию и одновременно является его продуктом, т.к. и развитие, и саморазвитие детализируют способность неустанного совершенствования личности в системе характерных явлений и детерминант социального пространства. К таким детерминантам относятся гуманизм и продуктивность, здоровьесбережение и креативность, гибкость и толерантность, эстетика и комфорт, эргономика и этика, а также все составные аксиакмеологчиского генеза.
Развитие и социализация определяют важные точки детерминант современной педагогики и психологии развития, в структуре которых социальные отношения являются показателями и продуктами развития личности и общества, где пролонгация роста качественно-количественных изменений обязательно приведет к самостоятельной постановки цели определения и решения задач развития, т.е. к саморазвитию личности.
Способность социального пространства определять и оптимизировать ресурсы и продукты развития и саморазвития в модели стабилизации выбора традиционных и инновационных составных профессионально-педагогического знания является синергетическим механизмом самосохранения антропосреды. В детальной практике верификации качества предлагаемых решений традиционное и инновационное, репродуктивное и продуктивное являются диаметрально противоположными составными выбора личности, развивающейся и развивающей способы преобразования объективного в среде. Невозможно обойтись без репродуктивного знания, также как и нет будущего у общества с единственной формой представления знаний в репродуктивной форме.
Качество выбора личности и социума в иерархии выбора определяются идеями гуманизма и толерантности, продуктивности и креативности, гибкости и лояльности, тактичности и дисциплинированности, ответственности и трудолюбия. Особенности пополнения и детализации адаптивного и акмепедагогического (акмеверифицированного) знания [24-40] являются вариативной частью инновационно-педагогического обеспечения современной школы.
В ресурсах верификации качества адаптивной и акмепедагогической подготовки будущего педагога идея здоровьесбережения является социально значимым приоритетом выбора условий развития и саморазвития личности. Будущий педагог по физической культуре в детерминированных и оптимизируемых ресурсах физической культуры и спорта определяет качество предполагаемой личностью обучающегося уровня самореализации и способов продуктивного самовыражения в выбранном направлении деятельности.
Возможность построения и уточнения модели современной социализации в контексте развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации – практика персонифицированного выбора, результативность которого может быть скорректирована социумом в единстве микро-, мезо-, макрообъединений. Все звенья цепи продуктивного становления личности определяются в моделях и теориях развития согласованно и ситуативно, в таком понимании социализация является продуктом и ресурсом детерминируемых в работе ценностей и условий качественного воспроизводства опыта социальных отношений. Продуктивность как ценность и функция сформированности личности может быть проиллюстрирована через модель формирования культуры самостоятельной работы, уровни которой определяются через репродуктивно-продуктивный способ познания и преобразования объективного в антропосреде и ноосфере.
Качество выявляемых и решаемых задач развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации личности в модели анализа успешности профессионально-педагогической деятельности педагога по физической культуре – сложная задача, ситуативность детерминации которой объективно налагает специфические ограничения, связанные с учетом распределения способностей в выборке, с индивидуальными предпочтениями, особенностями воспроизводства социальных отношений, где традиционное и инновационное определяют дихотомический конгломерат условий и возможностей, опыта и успешности тех или иных ресурсов решения определяемых личностью и обществом задач.
Социализация – уникальная система жизнеобеспечения изменений и сохранения акмеверифицируемых форм развития и саморазвития социального и персонифицированного в антропосреде, детализация особенностей в структуре подготовке будущего педагога может быть проиллюстрирована работами [41-57].
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4346
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978-5-7148-0378-9.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы //European Social Science Journal. 2011. №6.С.210-217.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 3. С. 61-69.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник пед. инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
- Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманитарн. науч. исследования. 2014. №12-1(40). С.140-143.
- Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. №1(2). С.101-110.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Псих., социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. №10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Аксенов Г.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Здоровьесбережение как ценность и продукт педагогической деятельности в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13671
- Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14115
- Зиновьев К.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категорий «развитие» и «саморазвитие» в системе изучения основ педагогического знания // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14120
- Зубанов В.П., Пермяков С.М., Свинаренко В.Г. Адаптивность научного знания и профессиональной подготовки как ценность и продукт современной культуры и образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64351
- Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Сырбу В.П. Педагогические условия оптимального саморазвития педагога по физической культуре: проблемы и возможности исследования // Гуманит. научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14113
- Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Воспитание в модели современной культуры и непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13675
- Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Социализация обучающегося ДЮСШ: детерминации и возможности // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5241
- Капризов А.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Физическая культура и здоровьесбережение в подготовке будущего педагога // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5242
- Петров М.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы современного воспитания в структуре организации классных часов как социально-педагогическая проблема // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5394
- Петров Н.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «обучение» в практике изучения основ курса «Теоретическая педагогика» // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6422
- Свинаренко В.Г., Зубанов В.П., Сырбу В.П. Особенности профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре в моделировании и апробации форм современной воспитательной работы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63344
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
- Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре: теория и практика // Совр. педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5392
- Сырбу В.П., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Специфика детерминации категории «саморазвитие» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Псих., социология и педагогика. 2016. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6420
- Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Голубовский А.Ю. Качество планирования и организации воспитательной работы в школе как социально-профессиональная проблема // Гуманит. научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14138
- Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Татур В.В. Особенности продуктивного поиска личности в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5408