Педагогическое моделирование в системе научного исследования по педагогике [1] является методом продуцирования средств инновационной практики, отражающих специфику и возможности определения и решения задач развития личности в системе современного образования. Педагогическое моделирование изучается в структуре подготовки педагогов в структуре современной педагогики, в НФИ КемГУ – это курсы «Теоретическая педагогика» [2-23] и «Практическая педагогика» [24-41].
Продуктами педагогического моделирования в структуре профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре являются все определяемые и решаемые будущими педагогами задачи, системно визуализирующие способность продуцирования идеальных и материальных ресурсов воспроизводства социального знания как ценности и объекте исследования современной науки.
Моделирование как метод исследования в профессиональной подготовке педагогов определяет идеальные продукты, материальные продукты и ресурсы профессиональной деятельности учителей физической культуры и тренеров по избранному виду спорта.
В моделировании идеальных продуктов можно выделить моделирование систем принципов педагогического взаимодействия, ситуативное словесное самовыражение и целостное построение различных педагогически обусловленных явлений и феноменов, процессов и процедур, механизмов и функций.
В создании продуктов ведущей деятельности педагога самыми популярными являются методические разработки, учебные пособия, учебники, электронные словари, электронные библиотеки и прочие электронные ресурсы, фасилитирующие постановку и решение задач развития личности обучающегося в системе современного образования.
Определим понятия «социализация», «самореализация», «социализация обучающегося», «самореализация обучающегося», «социализация обучающегося, занимающегося спортом», «самореализация обучающегося, занимающегося спортом», выделим педагогические условия оптимальной социализации и самореализации личности в модели адаптивного и акмепедагогического знания.
Социализация – процесс целостного построения развития и саморазвития личности, предопределяющих устойчивый интерес к социальным проблемам и, как следствие, качественное их решение, за счет чего личность определяется ценностью социального пространства в модели реализации идей гуманизма и продуктивности.
Самореализация – процесс поликультурного определения и решения задач развития и саморазвития, самоутверждения и продуцирования благ и материальных объектов и продуктов культуры, науки, искусства, спорта, за счет которых детерминируются и реализуются условия позитивных изменений во внутриличностном становлении и мультисредовом взаимодействии.
Социализация обучающегося – процесс включения обучающегося в социальные отношения за счет системы потребляемых образовательных услуг и поликультурных отношений, предопределяющих качественное усвоение социальных норм и ориентиров развития, продуцирование благ и создание конкурентоспособных продуктов ведущей деятельности и общения, хобби и досуга.
Самореализация обучающегося – процесс ситуативного включения личности в процесс определения и решения задач развития и саморазвития личности, предопределяющих получение качественного продукта ведущей деятельности как гаранта стабильности всех позитивных изменений и ресурсов воспроизводства социального знания обучающимся, включенным в данный процесс.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, – процесс социального определения личности в контексте реализуемых условий развития личности в спорте как одном из направлений описываемого процесса.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, – процесс решения задач развития и саморазвития обучающегося, занимающегося спортом, в модели занятий выбранным видом спорта, гарантирующем должное определение и решение задач в определении возможностей продуктивного становления личности обучающегося, занимающегося спортом, через спорт.
Педагогические условия оптимальной социализации и самореализации
личности обучающегося, занимающегося спортом,
(на примере адаптивного и акмепедагогического знания)
- Учет возможностей развития личности в модели адаптивно-акмепедагогической практики детерминации и решения проблем.
- Формирование потребности в высоких, персонифицированных достижениях.
- Учет модели нормального распределения способностей в выборе форм сотрудничества и становления.
- Формирование культуры здоровья и культуры общения.
- Создание условий для определения и оптимизации условий развития личности в модели социализации и самореализации.
- Формирование культуры самостоятельной работы личности.
- Реализация условий поликультурного самоопределения и самосовершенствования в микро-, мезо-, макросредах.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни и позитивном самовыражении.
- Реализация условий многомерной коррекции и адаптации двигательных нагрузок на развивающийся организм.
- Формирование адекватной, позитивной самооценки.
- Формирование необходимого уровня притязаний и внутренней мотивации ведущей деятельности.
Выделенные педагогические условия оптимальной социализации и самореализации личности обучающегося, занимающегося спортом, детерминированные в контексте выделения двух диаметрально противоположных плоскостей дидактического знания –адаптивного и акмепедагогического знания позволяют качественно решать задачи социализации и самореализации личности.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Балакин И. В., Козырева О. А. Некоторые аспекты уточнения понятия “самореализация занимающегося в секции спортивного туризма” в структуре изучения курса “Теоретическая педагогика” // Инновационное развитие современное науки : сб. стат. Межд. науч.-практ. конфер. (Уфа, 7 февр. 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С. 155-157.
- Барков Г. В., Козырева О. А. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре детерминации моделей курса «Теоретическая педагогика» // Теоретико-методологические и прикладные аспекты науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 103-104.
- Бен Е. А., Козырева О. А. Некоторые аспекты уточнения категории «социализация» в структуре изучения основ теоретической педагогики // Эволюция научной мысли : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 25 марта 2015 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015.С.73-75.
- Золотарева Д. В., Зубанов В. П., Козырева О. А. Специфика и возможности детерминаций понятий в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по ФК // Многоуровневое образование и компетентностный подход : векторы развития: матер. росс. науч.-метод. конф. с межд. участием, г. Вологда, 20 марта 2014 г. ; под ред. д.э.н., проф. О. В. Лускатовой. Вологда : Вологод. ин-т бизнеса, 2014. С. 156-162.
- Зубанов В. П., Кочадзе К. Д. Возможности моделирования анкет в структуре изучения теоретических основ современной педагогики и социологии спорта // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.112-114.
- Зубанов В.П., Воронова К.В., Острякова С. В. Возможности моделирования уровневой технологии изучения темы «методы обучения» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 января 2015 г.); отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.29-31.
- Карлагачев Д. В., Козырева О. А. Некоторые особенности построения и детерминации системы принципов в структуре изучения курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» // Информация и образование: границы коммуникаций : сб. науч. тр. №6 (14). Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2014. С. 15-16.
- Ковшарева К. В., Козырева О. А. Качество и возможность продуцирования детерминаций категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 10 июня 2014 г.) : в 2-х ч. Ч.1; отв. ред. А. А. Зарайский. Саратов : Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. 113-114.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
- Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
- Коноваленко К. В., Козырева О. А. Некоторые особенности детерминации категории «социализация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Достижения и перспективы психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 августа 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 17-19.
- Кузьменков Н.И., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Особенности изучения уровневого построения курса «Теоретическая педагогика» в структуре изучения раздела «Управление педагогическими системами» // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6098
- Морозова К. А., Зауэр Н. Г., Седова К. С. Единство теории и практики в изучении курса «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.217-219.
- Петров Н.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «обучение» в практике изучения основ курса «Теоретическая педагогика» // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6422
- Сулло Н. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Результативность моделирования в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Социализация и воспитание подростков и молодежи в институтах общего и профессионального образования: теория и практика, содержание и технологии : матер. Междун. науч.-практ. конфер. 28–29 окт. 2013 г. Прага: Sociosféra-CZ, 2013. С.95-96.
- Хомякова С.Д., Шварцкопф Е.Ю. Возможности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14231
- Ячменёв И. Ю., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. Некоторые аспекты моделирования детерминаций категории «социализация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Эволюция научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 05 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 172-174.
- Дарманская И. В., Козырева О. А. Некоторые возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сб. науч. тр. Вып.3. – Елец: Елецкий гос. университет им. И. А. Бунина, 2014. С. 8-13.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760
- Козырева О. А. Лабораторные работы по курсу «Практическая педагогика» в модели современного профессионально-педагогического образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции 22-23 октября 2015г. – Т. 2 ; под ред. С.Л. Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С.125-129.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Танькова Т. Е., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. Возможности моделирования детерминаций категории «социализация» в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Современная наука: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 15 окт. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 232-234.