Введение. Применение современных информационных технологий в деятельности муниципального образовательного учреждения повышает эффективность управленческой деятельности, а значит, способствует развитию учреждения в целом Информация, поступающая в МОБУ СОШ города Сочи по разным каналам, к разным должностным лицам, в разной форме и в разное время, требует создания продуманной системы ее приема, хранения, обработки и использования.
Все это связано с необходимостью эффективной реализации политики информационного обеспечения института предоставления образовательных услуг, повышением уровня информационной культуры педагогических работников, совершенствованием механизмов информационного взаимодействия власти и общества. В свою очередь это позволяет обеспечивать доступность образовательных услуг за счет использования информатизации [1]. С учетом сказанного, можно сделать вывод, что задачи информационного обеспечения образовательных учреждений должны решаться в числе первоочередных.
Материалы и методы. Основным источником для написания данной статьи стали материалы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы г. Сочи, научная литература, статьи и публикации по данной тематике. Социальные опросы и исследования. В работе использованы методы интервью и опроса, экономико-статистического анализа и обработки данных, системного анализа информации в различном сочетании.
Обсуждение. Рассмотрим направления повышения эффективности применения современных информационных технологий в деятельности муниципальных учреждений среднего образования на примере школы города Сочи.
Анализ результатов работы выборочного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы г. Сочи показал, что в учебном процессе необходимо обновление содержания образования. И соответственно перед учреждением стоят следующие задачи:
- развитие инновационных процессов в учреждениях;
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей как основы перехода с одной ступени обучения на другую;
- развитие информационного пространства школы через школьный сайт и сеть Интернет;
- рост или стабилизация качества знаний, учащихся, основанные на использовании учителем современных методик и технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход [2].
Выявленные проблемы и задачи также актуальны и для других школ города, в особенности находящихся в сельских районах. Таким образом, проанализировав аспекты, на которые необходимо обратить внимание, можно предложить следующие мероприятия для решения данных проблем для муниципальных школ:
- активно задействовать ресурс сети интернет;
- оснащать интерактивными досками кабинеты для старших классов;
- активнее использовать информационные порталы в информационном обеспечении работы школ города.
- предложить организацию кадрового состава процедуры внедрения Системы «Сетевой город. Образование».
- проводить обучение сотрудников по направлениям информационного обеспечения и использования сетей интернет;
- учитывать использование интерактивных досок и портала в системе надбавок учителей;
- проводить интерактивные семинары для родителей по обучению и улучшению эффективности использования информационного портала для родителей;
- разработать инструкции, методические материалы для учеников и родителей в использовании;
- повышать эффективность интерактивного взаимодействия, особенно в улучшение процессов обратной связи.
Для активного использования ресурсов сети интернет, рассматриваемую ними школу, необходимо подключить к сети интернет, и провести интернет-сеть в каждый функциональный кабинет.
К примеру, можно воспользоваться услугами операторов на районе, предлагающих высокоскоростное подключение. На муниципальном уровне, было бы целесообразно разработать совместную программу с данными компаниями в целях снижения стоимости [3].
Немногие операторы, работают в сельских районах и предлагают льготное обслуживание для образовательного учреждения. Необходим доступ в Интернет с гарантированной пропускной способностью и индивидуальной линией поддержки и обслуживания бюджетных организаций; интернет с бесперебойным доступом к современным информационным сервисам для работы [4].
Что будет намного экономнее и эффективнее, чем имеющаяся практика, когда каждый преподаватель ходит со своим модемом, и каждый модем оплачивается по общим тарифным планам.
Также сеть интернет необходима внутри корпуса. Дешевле и функциональнее установить сеть Wi-Fi по всей территории школы. Данное решение позволит обеспечить 100% доступ к интернету для любого в последствии дополнительного устройства и позволить сэкономить на монтаже, обслуживании и эстетичности.
В начальных классах по целевой программе были установлены интерактивные доски, что привело к увеличению эффективности обучения, посещаемости, и повышению среднего балла учеников. Поэтому, учитывая такой положительный опыт, логична необходимость приобретения интерактивных досок и для старших классов. Интерактивные доски в образовании, и современном школьном образовательном процессе как показывает практика эффективны. Среди различных средств обучения, которые применяются в настоящее время в образовательных учреждениях, особого внимания заслуживают электронные интерактивные доски. Преимущества, которые несут с собой интерактивные доски для школы, очевидны и несомненны. Ведь с их помощью можно не только привлечь и удержать внимание к изучаемому материалу. Но еще и задействовать различные каналы восприятия – как зрительное, так и слуховое, и кинестетическое. А информация, которая поступает сразу по нескольким каналам, легче усваивается и надолго остается в памяти [5].
Также необходимо активнее использовать программное обеспечение, которое с развитием технологий становиться более функциональным и доступным как в технической части, так и в финансовой.
Современное программное обеспечение имеет гибкие и настраиваемые функции, что позволяет эффективно и экономично решать управленческие задачи в деятельности:
- Ведение информации о школе. Госстатотчетность;
- Ведение сведений о сотрудниках, учащихся, родителях;
- Ведение учебного плана;
- Движение учащихся;
- Ведение классов, предметов, подгрупп;
- Ведение расписания;
- Просмотр отчетов;
Решаемые задачи для учителя-предметника и классного руководителя:
- Календарно-тематическое планирование;
- Классный журнал;
- Просмотр расписания. Создание классных мероприятий;
- Просмотр отчётов;
- Информирование родителей об успеваемости учащегося;
Решаемые задачи для учащегося и родителя:
- Просмотр дневника. Выполнение заданий по учебным курсам [6];
- Просмотр расписания;
- Просмотр отчётов;
- Получение отчетов в виде SMS и так далее.
Также есть возможности:
1. Общение и совместная работа в системе «Сетевой Город. Образование»;
2. Доска объявлений, почта, форум;
3. Хранилище школьных документов;
4. Каталог школьных ресурсов;
5. Личный портфолио;
6. Портфолио проектов/тем [7];
7. Учебные курсы и системы тестирования;
8. Дистанционное обучение;
9. Создание собственных курсов и тестов;
10. Назначение и выполнение заданий;
11. Оценочные шкалы и многое другое.
Заключение. Все эти инструменты позволяют автоматизировать и более эффективно и оптимально управлять практически всей воспитательной и образовательной деятельностью школы. Но для реализации и использования информационных технологий в деятельности и образовательном процессе школы потребуются изменения в системе управления.
Библиографический список
- Ноздрина Т.В. «Политика информационного обеспечения института государственной гражданской службы Российской Федерации: состояние и пути повышения эффективности»: диссертация, кандидата политических наук: 23.00.02.- Орел, 2010.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-23;
- Материалы публичного доклада заседания школы. Дата обращения 29.08.2016 г.: Адрес доступа: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/ %D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%202011-2012(1).doc#2;
- Кещян Н.А. Кадровая проблема государственной службы и её решение//Политика, государство и право. 2014. № 8;
- Балабанова А.О. О подготовке кадров для сферы сельского туризма//Сельское, лесное и водное хозяйство. – Декабрь 2013. -№ 12;
- «Интерактивные доски в современном школьном образовательном процессе». Дата обращения 29.08.2016 г.: Адрес доступа: http://www.referatya.ru/catalog/detail/60601;
- Методические материалы по использованию АИС «Сетевой Город. Образование» для родителей и учащихся. Дата обращения 29.08.2016 г.: Адрес доступа: http://lib2.podelise.ru/docs/25732/index-17289.html;
- Материалы «Августовской конференции работников образования. VIII региональный фестиваль педагогических идей и инновационных разработок». Дата обращения 29.08.2016 г.: Адрес доступа: http://www.pandia.ru/text/77/440/73764-3.php;
- Ерёмина И. И., Садыкова А. Г. «Аспекты формирования информационной образовательной среды вуза в условиях многоуровневой подготовки обучаемых». Фундаментальные исследования. Выпуск № 11-12 / 2014;
- Еремина И. И., Садыкова А. Г. «Методология оценки уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущих ИТ-профессионалов». Садыкова А. Г.
- Kuklina E.N. APPROACHES TO THEORETICAL ANALYSIS OF ‘INNOVATIVE COMPETENCE’ Журнал министерства народного просвещения. 2014. № 1 (1). С. 54-64.