Теория и практика педагогического моделирования определяет возможность построения систем принципов педагогического взаимодействия одной из потенциально реализуемых практик в доказательстве единства теории и практики решения задач развития, гарантирующих успешное воспроизводство уровня культуры, образования, науки. Немаловажное место в таком поиске отводится теории и практике формирования культуры самостоятельной работы личности [1-22], определяемой в моделях научного знания [23-24] как конструкта формирования продуктивных способов познания и преобразования объективного. В модели развития личности использование конструктов и продуктов педагогического моделирования является основной частью научно-педагогического поиска личности, включенной в продуктивный выбор ресурсов оптимизации решаемых задач.
Специфика построения системы принципов педагогического взаимодействия [4, 18], к которому относится и воспитание, и социализация, и самореализация, и прочие категории педагогической деятельности и педагогической науки определяется условиями развития научного знания как в педагогике, так и целой системе социальных наук.
Определим систему принципов социализации и самореализации обучающихся через спорт в структуре детерминации и визуализации выбора способа и модели развития личности и коллектива.
Система принципов социализации и самореализации обучающихся через спорт (Гладких А. И., 2016)
1) Принцип научности в организации педагогического взаимодействия в спортивных играх (гандбол):
• принцип последовательности, объективности, достоверности, системности, систематичности, прочности в формировании знаний и компетенций, мастерства и культуры занятий спортом как механизма самоидентификации и самореализации личности;
• принцип природосообразности, культуросообразности, возрастосообразности в модели непрерывного образования и занятий физической культурой и спортом;
• принцип единства теории и практики в управлении качеством педагогической деятельности;
• принцип единства всех категорий и функций педагогики (воспитание, здоровьесбережение, социализация, образование, самореализация, самосовершенствование, самоидентификация, самоактуализация, адаптация, фасилитация и пр.);
• принцип учёта индивидуальных особенностей и модели нормального распределения способностей в конструировании и проектировании возможностей социализации и самореализации личности в спорте и через спорт;
• принцип формирования и развития всех структур личности в модели современного образования как гаранта стабильности конкурентоспособности, гибкости и устойчивости развития и самосохранения;
• принцип гармонизации и оптимизации условий развития, социализации и самореализации как базовых функций самосохранения и общения;
• принцип доступности и оптимальной сложности, достоверности и востребованности научного знания в развитии личности.
2) Принцип аксиологической и акмеологической помощи обучающимся, занимающимся спортивными играми:
• принцип дисциплинированности и ответственности в управлении качеством решения задач формирования профессионального мастерства педагога и спортивного мастерства спортсмена-игровика;
• принцип создания оптимальных персонифицированных условий для формирования у субъектов социально-педагогической среды адекватной, позитивной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности;
• принцип ведущей роли педагога в процессе педагогического взаимодействия, гарантирующий повышение качества определяемых и решаемых задач развития в модели непрерывного образования и культуры;
• принцип синергетической самоорганизации педагогической системы, моделей управления, особенности которой построены в соответствии с возможностями трансформации и ретрансляции основ гуманно-личностной педагогики и психологии;
• принцип соединения единоначалия и коллегиальности в управлении качеством педагогической деятельности и самовыражения личности;
• принцип воспитания высоких моральных и волевых качеств игрока;
• принцип развития психологических свойств персонифицировано необходимых для хорошей тренировки и выступления в соревнованиях;
• принцип ограниченности условий и возможностей развития личности;
• принцип формирования личности в культуре и через культуру;
• принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив.
3) Принцип формирования личности в системе здоровьесберегающих основ развития и самореализации в команде:
• принцип рационального сочетания различных видов, форм, методов и средств взаимодействия в управления качеством образования и уровня достижений личности и команды;
• принцип адекватного отражения объективной действительности, проблем ведущей деятельности, перспектив, нюансов преобразования социального пространства;
• принцип терпеливости и терпимости;
• принцип преодоления;
• принцип достоинства, гордости, честности;
• принцип позитивного эмоционального состояния личности и коллектива;
• принцип современности и объективности в решении задач развития личности и системы образования.
4) Принцип оптимизации в организации общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП):
• принцип коллективного решения задач развития личности и команды;
• принцип учёта возможностей характеристики игры в команде (техника, тактика, стратегия);
• принцип формирования двигательных действий обучающихся в подвижных играх;
• принцип оптимизации техники игры;
• принцип рационализации в технике нападения;
• принцип рационализации в технике перемещения (ходьба, бег, прыжки);
• принцип детализации и формирования навыков (ловля двумя и одной, передача, ведение, бросок);
• принцип отработки техники защиты (ходьба, прыжки);
• принцип разделения ролей и функций игроков в команде;
• принцип отработки групповых действий;
• принцип подстраховки и переключения в групповых действиях;
• принцип отработки в учебно-тренировочном процессе групповых действий (личная и зонная защита);
• принцип совершенствования умений и навыков в учебно-тренировочном процессе;
• принцип развития основных двигательных способностей (силы, гибкости, выносливости, ловкости);
• принцип формирования, воспитания и развития скоростных способностей;
• принцип детализации методов избирательного воздействия и целостного моделирования;
• принцип теоретических основ спортивной техники;
• принцип прочного овладения приёмами техники и обеспечения надёжности выполнения их в трудных условиях соревнований;
• принцип использования методов варьирования в повышении качества учебно-тренировочного процесса (УТП);
• принцип включения метода исправления ошибок в работе с командой;
• принцип формирования, развития и воспитания необходимых способностей для успешного овладения техникой игры;
• принцип овладения индивидуальными, групповыми и командными действиями;
• принцип совершенствования тактической подготовки с учётом амплуа в команде;
• принцип воспитания способности переключения от одной тактической системы к другой, от защиты к нападению.
5) Принцип единства теории и практики в организации учебно-тренировочного процесса:
• принцип единства теории и практики в обучении игре в нападении;
• принцип ограничения длительности игры в модели возрастосообразности;
• принцип укрепления здоровья в гармоничном физическом развитии;
• принцип единства специально-подготовительных и общеподготовительных упражнений;
• укрепление основных систем в организаций общения и повышения качества учебно-тренировочного процесса (УТП);
• принцип оптимизации методов силовой подготовки (методы экстенсивных усилий, методы интенсивных усилий);
• принцип единства ловкости, гибкости и быстроты у игрока в учебно-тренировочном процессе (УТП);
• принцип оптимального владения мячом;
• принцип персонифицированного и смыслового разделения игровых позиций (амплуа);
• принцип воспитания высоких моральных и волевых качеств обучающегося в спортивной игре;
• принцип укрепления здоровья, всестороннего физического формирования, развития и воспитания специальных двигательных способностей;
• принцип овладения современной техникой, стратегией игры;
• принцип воспитания психических свойств личности, необходимых для успешной тренировки и выступления на соревнованиях;
• принцип приобретения знаний для научно-обоснованного управления качеством спортивной тренировкой;
• принцип приобретения навыков и формирования способности реализовать свои знания, умения и навыки в коллективной спортивной борьбе для достижения победы.
Выделенная система принципов будет использоваться в структуре прохождения педагогической практики.
Библиографический список
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С.14-23.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. С.1110-1114.
- Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
- Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гум. научные исследования. 2015. № 5-1. С.55-60.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. С.155-165.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 (48). С. 43-52.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманит. науч. исследования. 2015. № 12. С.87-93.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 (47). С. 13-22.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Шалашов М.О., Бердыева А.А., Козырева О.А. Возможности здоровьесберегающего знания в формировании культуры самостоятельной работы личности обучающегося // Вестник международных научных конференций. 2015. № 2 (6). С. 114-117.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.