УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Коноплева Ирина Аполлоновна1, Коноплева Валерия Сергеевна2
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Западный филиал
2Северный (Арктический) федеральный университет

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы использования информационных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения в условиях реализации компетентностного подхода к изучению и освоению различных дисциплин по направлениям подготовки. В этих условиях рассматривается технологическая сторона нового подхода к образовательной деятельности, которая сводится к сочетанию аудиторных занятий с индивидуальным подходом к каждому студенту. Авторами разработаны принципы, на которых должны быть построена организация обучения студентов с использованием информационных технологий, что позволит интенсифицировать образовательный процесс и устранит субъективизм в оценке знаний обучающихся.

Ключевые слова: информационные технологии, комптентностный подход, контроль полученных компетенций, образовательные принципы, образовательный контент, тестовый материал, фонды оценочных средств.


THE USE OF COMPETENCE APPROACH IN EDUCATIONAL PROCESS ON THE BASIS OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Konopleva Irina Apollonovna1, Konopleva Valeriya Sergeevna2
1Russian Presidential academy of National economy and public administration, Western branch
2Northern (Arctic) Federal University (Arkhangelsk)

Abstract
The article examines the use of information technologies in educational process of higher educational institutions in the conditions of realization of competence approach to studying and mastering various disciplines in the preparation directions. In these circumstances, examines the new approach to educational activities, which is the combination of classroom teaching with an individual approach to each student. The authors have developed the principles on which should be built the organization of training of students with use of information technologies, allowing to intensify educational process and eliminate subjectivity in the assessment of students' knowledge.

Библиографическая ссылка на статью:
Коноплева И.А., Коноплева В.С. Использование компетентностного подхода в образовательном процессе на основе информационных технологий // Современная педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6666 (дата обращения: 14.07.2023).

Уровень информатизации современного общества, развитие электронных средств массовой информации, новых информационно-коммуникационных технологий предъявляет требования к внедрению инновационных технологий в содержание и методическое обеспечение в образовательные учреждения высшего образования. В этих условиях большое влияние оказывает компетентностный подход к образовательной деятельности, выработки у обучающихся знаний и практических навыков в направлении своего обучения.

На первое место в образовательном процессе начинают выступать методологические приемы, которые ориентированы, прежде всего, на выработку у студентов компетенций, которые они смогут применить в своей профессиональной деятельности.

Технологическая сторона нового подхода к образовательной деятельности сводится к сочетанию аудиторных занятий с индивидуальным подходом к каждому студенту. Это предполагает, прежде всего, использование дополнительных образовательных приемов, которые должны формировать у обучающихся уменья, практические навыки, ориентированные на самостоятельное обучение, выработки компетенций, которые позволяют решать конкретные прикладные задачи в предметной области будущей профессиональной деятельности выпускников [1].

Указанные дополнительные образовательные приемы ориентированы, прежде всего, на внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий, которые открывают студентам высших учебных заведений доступ к большой области информации в рассматриваемой предметной области, оказывают влияние на повышение эффективности знаний, полученных в процессе самостоятельной работы, предоставляют возможность проявлять творческую инициативу, получать и закрепелять навыки, необходимые студентам в будущей профессиональной деятельности, что достигается именно внедрением инновационных образовательных методов и форм с использованием средств информационных технологий для моделирования и освоения процессов и явлений.

В этих условиях переход на компетентностный подход к образовательному процессу является весьма актуальным, т.к. в настоящее время основной целью образования становится развитие у студентов формирование определенных качеств, которые представляют собой профессиональную универсальность, способность быстро перестраиваться к новым сферам деятельности, личностная мобильность, ответственность за проделанную работу, способность быстро усваивать и применять полученные знания в профессиональных ситуациях, коммуникабельность и т.д.

Таким образом, в результате использования компетентностного подхода в учебном заведении высшего профессионального образования необходим кардинальный переход к развитию у студентов способности оперативно и целесообразно принимать решения и действовать в конкретной профессиональной ситуации.

Естественно, что компетентностный подход должен базироваться на том объеме знаний, который получает выпускник среднего учебного заведения. При этом получение необходимых компетенций по изучаемым дисциплинам конкретного направления обучения вполне уместно и эффективно организовать посредством внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий, которые позволят персонализировать образовательный процесс, и углубить возможности восприятия изучаемого материала.

Для создания наиболее благоприятных условий для образования студентов с использованием информационных технологий необходимо придерживаться следующих основополагающих принципов:

Принцип доступности предполагает, что изучаемый учебный материал, методы и формы организации образовательного процесса должны быть адекватными уровню подготовки студентов и их особенностям восприятия материала. Чтобы определить, доступен ли изучаемый материал для усвоения его студентом, соответствует ли он знаниям, приобретенным им ранее, можно использовать систему тестирования и другие контрольные задания, которые легко интегрируются в автоматизированную информационную среду высшего учебного заведения.

Принцип адаптивности позволяет приспособить инфокоммуникационные технологии к индивидуальным особенностям студента. Данный принцип означает индивидуализацию подхода в образовании, учитывает возможности восприятия изучаемого материала, закрепления и в дальнейшем воспроизведения изучаемого вопроса. Реализацию указанного принципа можно обеспечить различными методами наглядности. Кроме того, он представлен несколькими уровнями дифференциации изучаемой дисциплины – по времени, по сложности, по объему и содержанию и т.д.

Принцип последовательности и системности образовательного процесса. Этот принцип означает необходимость усвоения студентом необходимых компетенций, системы понятий изучаемой дисциплины, фактов и способов деятельности в взаимосвязи. Именно принцип последовательности и системности позволяет студенту достичь преемственности в овладении навыками в определенной предметной области, систематизировать полученные знания, получить навыки для ориентирования  в этих знаниях.

Принцип визуализации изучаемой информации очень важен с точки зрения реализации, как реальных, так и виртуальных процессов, явлений, объектов, их моделей, которые имеют динамическое представление, как в пространственном, так и во временном измерениях, что возможно реализовать посредством инфокоммуникационных технологий.

Принцип результативности обеспечивает осознанное усвоение студентом внутренней логики изучаемого материала, который представлен с помощью средств образовательных информационных технологий. Этот принцип достигается путем самокоррекции и самоконтроля. Кроме того, инфокоммуникационные технологии предусматривают диагностики ошибочных действий и ответов студентов, а также оценивание полученных в результате обучения результатов. Во многих программных продуктах, ориентированных на дистанционное или самостоятельное обучение предусмотрено объяснение сущности допущенных ошибочных действий, ответов. Как правило, имеются тестовые задания, которые констатируют продвижение в обучении.

Принцип интерактивности предполагает организации взаимосвязи между студентом и обучающей системой путем построения диалога в условиях обеспечения выбора вариантов содержания изучаемого и исследуемого материала. Кроме того, согласно данному принципу студент может выбрать режим обучения, соответствующий его уровню компетенций.

Принцип развития позволяет обеспечить развитие мышления студента (наглядно-образного, алгоритмического, компетентностного), формировать умения анализировать и  принимать рациональное решение в экстремальной ситуации, планировать и прогнозировать развитие событий, обрабатывать полученную информацию, например, на основе информационно-поисковых систем, баз данных и баз знаний и т.д.

Принцип обратной связи представляет собой реакцию программного обеспечения на действия студента при изучении курса. Например, во время контроля с диагностикой ошибок по полученным результатам на каждом логически законченном этапе работы, может быть представлено сообщение об ошибочных ответах или решениях с возвратом студента к неусвоенному материалу. Кроме того, существует возможность программным способом получения рекомендации о дальнейших действиях или комментированного подтверждения или опровержения полученного результата, предположения по предложенной гипотезе и т.д. При этом некоторые образовательные программные продукты имеют аналитический инструментарий, что позволяет не только определять правильность ответов обучающихся, но и проводить  анализ сделанных студентом ошибок, выполнять их корректировку, приводить пояснения к решаемому заданию, предлагать материал по неусвоенной теме и т.д.

Таким образом, кардинально меняется технологическая сторона образовательного процесса, которая ориентирована не на простое заучивание определенных преподавателем знаний, а на погружение в информационно-образовательную среду, формирующую у студента самостоятельность в получении знаний, формирующих необходимые компетенции по предмету, готовность к решению неординарных задач в профессиональной сфере деятельности, желание к дальнейшему развитию и профессиональному росту. При этом не исключается взаимодействие студента с преподавателем курса, который направляет и дополняет программные принципы выработки компетенций [2].

Анализируя, вышеприведенные принципы, следует отметить, что одним из важнейших моментов в новой технологической образовательной системе является контроль полученных компетенций, который и должен завершать процесс усвоения дисциплины. Задача такого контроля – не в выборочном или ситуативном выявлении ошибок, а в определении степени компетентности студента по всему спектру проблем изучаемого курса.

В настоящее время, кроме электронных обучающих программ широкое распространение получили, так называемые, образовательные платформы (Moodle, Sakai и др.), представляющие собой динамические системы, ориентированные, прежде всего, на дистанционное обучение студентов. Однако инструментарий таких обучающих сред достаточно гибкий и позволяет использовать их также и для организации образовательного процесса со студентами, обучающими по заочной форме и частично для обучающихся по очной форме.

В отличие от готовых компьютерных обучаемых программ, где уже разработаны и внедрены теоретический, практический материал, контроль знаний студентов, образовательные платформы представляют собой программную оболочку, которую должны наполнить контентом сами преподаватели. Инструментарий таких программных продуктов достаточно широк и позволяет разместить на портале, как текстовую информацию, так и динамические материалы. При этом инициатива, качество и количество наполнения контентом образовательную информационную систему полностью возлагается на преподавателя, ведущего дисциплину [3]. И здесь крайне важно обеспечить в высшем учебном заведении мониторирование качества расположенного контента, активность использования студентами представленного материала, провести статистический анализ полученных результатов контроля,  количество и качество взаимодействия преподавателя с обучающимися.

Немаловажную роль также играют фонды оценочных средств (ФОС) для проверки компетенций студентов. Разработанные преподавателями задания для выполнения практических работ должны отвечать требовать Федерального государственного стандарта соответствующего направления обучения, разработанный тестовый материал должен быть ориентирован именно на компетентностный подход, для выявления степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Оценивание компетентности студентов должно дифференцироваться в зависимости от качества выполнения задания, когда он должен проявить свое самостоятельное видение заданной проблемы, подойти к ней творчески и инициативно и продемонстрировать успешное овладение заданными компетенциями.

Тестовый материал также должен быть ориентирован на компетентностный подход, когда тесты разрабатываются не только для проверки знаний заученного материала, но и имеют проблемный или ситуационный характер. Это позволит преподавателю адекватно оценить компетентность студентов, выявить пробелы в изучении дисциплины, повысить качество того материала, который не был воспринят студентами при изучении курса, обеспечить обратную связь с обучающимися, отвечая на вопросы, которые недостаточно ясно изложены в материалах дисциплины.

Проверка компетенций у студентов с использованием компьютерных обучающих программ или информационного портала, дисциплины которого наполнены информационными материалами профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения, позволит устранить субъективизм и случайность в оценке компетентности обучающихся, повысит качество обучения, позволит перейти на более высокий качественный уровень организации самостоятельной работы студентов.


Библиографический список
  1. Коноплева И.А., Коноплева В.С. Использование мультимедийных образовательных инструментов в преподавании экономических дисциплин // Современная педагогика: сетевой журнал. №3 (26) 2015. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3685 (дата обращения 01.02.2016).
  2. Коноплева В.С., Коноплева И.А. Информатизация высшего учебного заведения как парадигма развития современного образования // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5300  (дата обращения: 01.02.2016).
  3. Коноплева В.С., Коноплева И.А. Детерминизм образовательных технологий в современной среде обучения // Современные технологии и инновации № 10 (54) 2015. URL http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58171 (дата обращения 01.02.2016).


Все статьи автора «Коноплева Ирина Аполлоновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: