УДК 371.263

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА

Бржезинская Наталья Алексеевна1, Погонцева Дарья Викторовна2
1МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону, педагог дополнительного образования
2Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии факультета психологии

Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора на примере деятельности образцового фольклорного ансамбля «Феникс» и его экспериментальной деятельности.

Ключевые слова: образование, фольклор, ценностно-смысловая ориентация

Brzhezinskaya Natalya Alekseevna1, Pogontseva Darya Viktorovna2
1MBOU DOD Centre of children and youth oeuvre, Rostov-on-Don, teacher of additional education
2Southern Federal University, Ph.D., Senior Lecturer, Department of Social Psychology, Faculty of Psychology

Библиографическая ссылка на статью:
Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора // Современная педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797 (дата обращения: 14.07.2023).

Постулатом в области психологии является утверждение, что личность человека, формируется в результате усвоения различной социальной информации. Культурно-образовательная и ценностно-смысловая среды являются ключевыми факторами духовно-нравственного становления личности, в частности, получающей образование. Данные категории вписываются в контекст более ёмкого понятия «социальная среда», которая есть совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Также важно отметить, что они являются ее составляющими и формирующими компонентами. При этом важнейшим фактором духовно-нравственного становления личности, является ценностно-смысловая среда. Таким образом, формирование ценностно-смысловой среды является основополагающим процессом для полноценного формирования духовно-нравственной личности. В обращении президента России Дмитрия Анатольевича Медведева (2010) Федеральному Собранию говорится «…При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще – таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». Наибольшую остроту проблема приобщения населения Российской Федерации к истокам русской национальной культуры приобретает, когда речь идёт о содержании представлений, в первую очередь, детей и молодежи о том, что, значит, быть представителем определённой национальности, в какой мере доступно школьникам освоение культуры и понимание её самобытности, а также каковы пути и средства приобщения детей к национальной культуре своего народа. Современная наука и практика стоят на позициях высокой оценки роли собственной активности ребёнка в познании окружающего мира.

Занятия в творческом объединении «Феникс» строятся на всестороннем развитии ребенка и формировании духовно-нравственных ценностей через такие категории как дом, отчизна, родина, край, семья. В рамках занятий ребята не только учат песни, но и изучают историю России и Донского края, изучают особенности пошива костюмов, ведения быта. Благодаря активной работе с родителями, мастер-классы для детей проводят и их родители. Как отмечают воспитанники ансамбля, такая включенность в жизнь детей коренным образом меняет отношение в семье, формирует более тесные семейные связи.

В рамках экспериментальной площадки, в 2011-2012 и 2012-2013 уч. годах участникам образцового фольклорного ансамбля «Феникс» было предложено подготовить исторические справки по различным интересующих их тематикам, провести научно-исследовательскую, экспедиционную работу, разучить песни, танцы и подготовить доклады на фестивали и конференции. Данная деятельность с одной стороны не является основной задачей деятельности фольклорного ансамбля, однако с другой стороны можно отметить творческий и профессиональный рост воспитанников. За время работы экспериментальной площадки в 2011-2012 учебном году, участники ансамбля подготовили 9 концертных программ. Воспитанники самостоятельно осуществляли поиск информации по заданной теме, готовили атрибуты;  совместно с педагогом подбирали репертуар и обучались игре на различных народных инструментах (шумовых, духовых, струнных). В рамках подготовки к мероприятиям были организованы встречи с фольклористами и музыкантами, которые обучили воспитанников азам игры на народных инструментах: Валентин Шкандыбин (г. Ростов-на-Дону) рассказал воспитанникам об особенностях изготовления и игре на музыкальных инструментах из глины, провел мастер-класс, в рамках которого, каждый воспитанник изготовил себе окарину, которые были использованы в посиделках, посвященных духовым инструментах.

При разработке программ посвященных шумовым, духовым и струнным инструментам, участниками было приобретено несколько мастеровых музыкальных инструментов (пищик, жалейка, сельефлет, калюка, свирель, дудук, зурна, шви, дульсимер, бойран, трещотки), гостями посиделок были подарены ансамблю мандалина, висл, пан-флейта, кугиклы, варган и кена.

В ходе подготовки к посиделкам, посвященным свадебным обрядам Юлия Томилина (г. Ростов-на-Дону, мама участниц ансамбля) рассказала о различных атрибутах свадьбы и помогла подготовить «красоту» (атрибут девичества, плетется из ткани и лент) и свадебных тряпичных кукол «неразлучниц».

В рамках педагогического наблюдения можно отметить, что за год активного участия в подготовке и проведении мероприятий экспериментальной площадки, у частников ансамбля повысился уровень артистизма, воспитанники больше времени уделяют самообразованию и более подробно изучают те вопросы, которые остались за рамками программы экспериментальной площадки. Более 10 участников проявили заинтересованность в подготовке научно исследовательских работ. Также, 12 мая 2012 г. приняли участие в городском этноархеологическом фестивале «Этническая культура народов Дона и Приазовья», в рамках которого воспитанники ансамбля «Феникс» подготовили два доклада. Победителем секции «Духовная культура в обрядах, играх, танцах и песнях» стала солистка ансамбля «Феникс», ученица 10-го класса Нищенко Дарина с докладом на тему «Протяжные донские песни». Грамоту также получила ученица 9-го класса Томилина Екатерина, которая подготовила проект на тему «Детские народные игры». Кроме того воспитанниками были освоены новые музыкальные инструменты Дона, Кубани и средней полосы России: свирель, шви, калюка, сельефлет, флейта-пана, кугиклы, окарина, свисток, пищик, жалейка, различные шумовые инструменты, дульсимер, балалайка и др.

В рамках психологического исследования также была выявлена иерархия ценностей подростков и старшеклассников, воспитанников ансамбля Феникс, располагающаяся по нисходящей: 1) культура; 2) Отечество, земля, труд; 3) семья; 4) знания, гуманность. Как было отмечено психологической службой уровень воспитанности у обучающихся детского объединения «Феникс» выше, чем у воспитанников Художественного отдела в целом. По мнению психологов МБОУ ДОД ДТДМ, это может быть связано с участием в экспериментальной площадке, применением педагогом новых современных форм и методов обучения, воспитания, развития – что значительно влияет на духовно-нравственную сферу ребят.

В качестве результата можно также отметить, что в новом 2012-2013 учебном году воспитанники творческого объединения проявляют инициативу, не только в подготовке докладов и сообщений, но и получают навыки экспедиционной работы. Так ансамбль посетил традиционные казачьи соревнования «Шермиции» (х. Пухляковский, Ростовская область). В рамках фестиваля донской культуры «Нет вольнее Дона тихого» (ст. Старочеркасская, Ростовская область) воспитанники провели запись этнографических ансамблей Ростовской области. Разделившись на группы, опросили и записали песни в исполнении участников мужского ансамбля «Казаки» (ст. Гниловская), ансамбля хутора Ёлкино (х. Ёлкино, Багаевский район, Ростовская область), Сливовица (г.Ростов-на-Дону), а также солиста ансамбля «Ятрышник» (г. Новороссийск, Краснодарский край). Так солисты ансамбля «Красно солнце» (Сергей Кобельков и Ульяна Кобелькова) из Санкт-Петербурга записали для  участников ансамбля «Феникс» потерянные куплеты некоторых песен, которые, дополняя текст, помогают точнее датировать время написания песни. Рассказали об особенностях ведения экспедиционных записей. А также научили участников ансамбля «Феникс» некоторым приемам игры на шумовых и духовых народных инструментах. Также фольклорный ансамбль «Феникс» совершил экскурсию в самый древний город Донского края – в Азов. По дороге в Азов ребята узнали об истории города от участниц ансамбля, которые подготовили сообщения о различных исторических периодах и культурно-исторических памятниках. В Азове участники ансамбля посетили Азовский историко-археологический и палеонтологический музей заповедник. И побывали на обзорной экскурсии по музейному объекту «Валы Азовской крепости», где познакомились с фортификационным искусством и побывали на смотровой площадке на валах Алексеевского гонверка, откуда представляется живописный вид на дельту Дона. А на обратном пути приняли участие в мастер-классе по изготовлению тряпичной куклы. А также все желающие приняли участие в викторине и конкурсах.

В 2012-2013 году, воспитанники ансамбля предложили освоить экспедиционную деятельность по записи и расшифровки фольклорных текстов, данная деятельность пополнила арсенал ансамбля записями более 50 песен, что составило более 3 часов аудио-материала, все тексты песен были расшифрованы, готовится к изданию сборник песен. В рамках экспериментальной деятельности воспитанники подготовили 4 доклада – на региональную научную конференцию ДАНЮИ им. Ю.А.Жданова (секции «Этнография и фольклор» и «Искусствоведение»); один доклад в рамках междисциплинарной секции МИГО ЮФУ, а также доклады на первые открытые образовательные молодежные литературные Славянские чтения, посвященные Дню славянской письменности и культуры. Таким образом, экспедиционные и теоретические знания вербализируются и представляются как законченный материал.

Таким образом, мы можем отметить, что фольклор, это тот столп, на котором базируются нравственные социокультурные ценности общества, способны оказать благотворное влияние на развитие ценностно-смысловой сферы воспитанников. Поэтому одним из факторов освоения и разработки механизмов влияния на формирование ценностно-смысловой сферы является ориентирование воспитанников на истинные социокультурные ценности в фольклорных традициях.


Библиографический список
  1. Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. – Ростов-на-Дону: Fondation, 2011.-166 с.
  2. Абраухова В.В. Развитие творческой направленности как фактора становления и личностного роста ребенка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования // Российский психологический журнал. – 2010. – №3. -Т.7. – С.9-17
  3. Погонцева Д.В. Бржезинская Н.А. Патриотическое воспитание ребенка через изучение фольклора// Психология и социальная педагогика в системе гуманитарного знания // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под. ред. к.п.н. доцента Асильдеровой М.М. – 3 декабря 2012 г. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2012. – С. 112-116.


Все статьи автора «svekolet2013»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: