УДК 37

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Екимова Любовь Владимировна
КГБОУ КШИ «Кедровый кадетский корпус»
учитель русского языка и литературы

Аннотация
Качество образования: культурологический подход в преподавании Особенности развития креативного мышления как создание условий для формирования и развития личности. Креативность в образовании.

Ключевые слова: качество образования, конкурсы, креативная личность, креативное мышление, принцип четырёх «Д»


QUALITY OF EDUCATION


Библиографическая ссылка на статью:
Екимова Л.В. Качество образования // Современная педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1802 (дата обращения: 13.07.2023).

Владение креативными способностями в современной школе – необходимость. Интересное дело даёт школьнику сильный импульс. Знания, полученные на интересном уроке, сохранятся более прочно.

«Не учите их, дайте им учиться самим!» – известный лозунг нашей эпохи гласит, что нам нужны креативные подходы к обучению, развитию и воспитанию. 

Каждому времени соответствует определённое качество образования:

-век Спарты – физическое совершенство;

-20 век – техническое образование;

- 21 век – творческие компетентности (креативность).

Владение креативными способностями в наш век проводит линию разрыва между теми, кто прорывается вперёд, к успеху, и теми, кто отстаёт. Аналитическое мышление по-прежнему необходимо, но его одного уже недостаточно. Великая сила созидания заложена в каждом, помочь ей расти и действовать -  профессиональное дело педагогов. Для этого и сами педагоги должны развивать в себе креативность. Такие педагоги движимы внутренней мотивацией, верой в достижение поставленных целей, готовы преобразовать учебный процесс, внося перемены. Педагог, обладающий креативностью, может научить детей мыслить нестандартно, используя множество приёмов и всего несколько простых методов. Наиболее продуктивные методы:

1)      – готовность пойти на компромисс, умение быть гибким в любых жизненных ситуациях;

2)      - умение выбирать разные способы решения проблемы;

3)      – умение понимать позицию другого человека, рассматривать его точку зрения.

Поиск новых путей достижения результата, стремление к преобразованиям, самопознание отличает креативную личность от тех, кто игнорирует множество возможностей в рассмотрении насущных проблем и нахождении ответов. Сложнейший вопрос, как улучшить качество образования, затрагивает все уровни системы образования.

Качество образования как результат – интегрированное понятие, включающее:  качество условий плюс качество процесса. Очень важно взаимодействие процесса преподавания (субъект – учитель) с процессом учения (субъект – ученик). Основа образования – саморазвитие. Цель образования – готовность к сотрудничеству (не к соревнованию), развитие созидательной деятельности. Роль учителя – действовать центрированно: (профессионально любить каждого) и автономно (владеть репертуаром: входить в разные группы компетентностно-коммуникативные). Профессиональный педагог учит детей умению добывать и применять знания. В век творческих компетенций, в коем мы живём, приоритетными новообразованиями, которыми должен овладеть ученик, являются:

1)      познавательная (когнитивная) – мышление, воображение, память…;

2)      аффективная (эмоционально-волевая) – чувства радости, сопереживания…;

3)       психомоторная (работа малых мышц) – жесты, мимика…;

4)       операциональная – управление своей деятельностью: умение ставить цель, выбирать средства, принимать решения, корректировать, оценивать…

Второй профессиональный подход в области новообразований: формировать и развивать четыре группы ключевых компетенций:

1)      – учиться познавать – анализировать, делать выводы, обобщения, выделять главное…

2)      – учиться делать – уметь запоминать, применять знания…

3)      – учиться жить вместе – уметь понимать позицию другого человека…

4)      – учиться быть – развивать толерантность, коммуникабельность, тактичность…

Для этого важно разработать критерии:

- умение получать пользу из полученных знаний;

- умение планировать;

- умение применять средства, приёмы, методы, способы;

- умение представлять результат;

- умение рефлексировать;

- умение контролировать…

Важным условием при этом является формирование и развитие критического мышления. Главная задача педагога – отвечать потребностям школьника, но потребности эти надо формировать. Только педагог, сумевший мотивировать своих учеников, получит главный результат  – КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: личную ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за себя и за всё происходящее в мире. Первостепенная задача педагога по отношению к самому себе: дело делать качественно, чтобы предметом ученики занимались увлечённо.

Школа помогает воспитывать семьянина: родители – главная роль, своеобразная профессия. Репертуар семьянина – условность, но ответственность за своё успешное благополучие школьник развивает в условиях предоставления самостоятельности. Самоконтроль и саморазвитие не приходят просто так – их надо формировать и развивать при профессиональном сопровождении педагога. Мы все идём к успеху через труд. Я согласна с утверждением великого педагога Сухомлинского «Учёба – это труд. Важно этот труд сделать привычным – полезным – приятным». Психологические установки: преодоление и способность действовать активно с учётом возраста. Мы все идём к успеху через ТРУД.

Главное достоинство нашего педагогического коллектива КГБОУ КШИ «Кедровый корпус» заключается в том, что у нас есть педагоги – лидеры (креативные личности), которые являются важным ресурсом, необходимым для нахождения ответов на сложные вопросы в осуществлении перемен в образовании.

 Педагоги творческой группы «Счастливый учитель», работающие по феликсологическому направлению, разработали и поддерживают субъект-субъектную деятельность по принципу четырёх «Д»:

1.      Дружи с детьми.

2.      Доверяй детям.

3.      Думай о детях.

4.      Делай то, что обещал, и вместе с детьми.

Воспитанники нашего корпуса под руководством педагогов принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах на уровне края и РФ. В течение учебного года многие участники стали лауреатами и победителями различных соревнований.  Ученики двух 5х классов приняли участие во Всероссийском конкурсе« СТУПЕНИ УСПЕХА. СУПЕРПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ».

 По результатам конкурса четыре команды пятиклассников стали Лауреатами и получили приглашение  на очный тур Всероссийского летнего фестиваля «Созвездие талантов».

            Фрагменты выполнения творческих заданий учениками 5х классов КГБОУ КШИ «Кедровый кадетский корпус» подтверждают, что в нашем корпусе созданы условия для развития креативности школьников.                                                                                                   

Команда «Фантазёры»,

5 «Б» класс.

Участники команды: 1)К. Даниил, 2)Л. Евгений, 3) М. Денис, 4) С. Семён, 5) С. Роман, 6) С. Никита, 7) П. Леонид, 8) Щ. Глеб.

Капитан команды: П. Леонид.  

                                                                                                                             

 Ответы к заданиям команды «Фантазёры»

1.Пары слов.

3я строчка: колокольчик – корабельный. Колокольчик (цветок) очень нежно и тонко звенит в унисон соснам (деревьям), порой перекликается с их необычным звоном. Сосны называются корабельными, потому что из них делали корабли. Корабли качаются плавно на воде- сосны звенят в вышине, колокольчики издают еле слышный звон на земле. Колокольчик похож на корабль и вершину сосны свои покачиванием и звоном. КОРАБЕЛЬНЫЕ сосны, как будто с подвязанными КОЛОКОЛЬЧИКАМИ, – одно целое.

9я строчка: внимательный – горизонт.

Горизонт всегда дальний и притягательный – манит к себе внимание: в него всегда вглядываешься. От горизонта невозможно оторвать взгляд:  одно ВНИМАТЕЛЬНОЕ смотрение в голубую даль ГОРИЗОНТА.

10я строчка: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ – аппетит.

Любому делу нужно учиться – тогда придёт профессионализм. Так и в еде: не научишься есть нормально, не придёт аппетит. Аппетит бывает не только в еде. Аппетит – это желание, даже потребность! Будет здоровый аппетит ко всему – появятся умения и навыки в любом деле. Для нас главное дело – УЧЁБА! Надо, чтобы каждый развивал профессионализм в учёбе с постоянным аппетитом, то есть желанием!

2.Ассоциации между выделенными словами и символами.

ПОГОДА  (ненастная) ассоциируется с символом – знаком, похожим на колышущийся воздух. Ветер всегда поднимает пыль и всё мелкое на земле вверх, поэтому знак- символ со стрелкой похож на ветер. ЛИСТЬЯ кружатся при ветре, как в вальсе, и образуют своеобразный хоровод. Знак- символ закруглённой стрелки подсказывает при пересказе. ЛИСТОЧКИ слабые отрываются и похожи на капельки слёз – очень грустно смотреть на оторвавшиеся от деревьев осенние листья… ПТИЦЫ с прощальным криком улетают от холода и морозов. Торопясь улететь на юг, они летят стаями, курлычут и боятся отстать друг от друга.

4.Пишем грамотно. Легко!

ТЕННИС -  ТЕНЬ от дерева. Пышное дерево не пропускает свет и лучи солнца, поэтому под ним всегда ТЕНЬ. Когда пишешь трудное слово ТЕННИС ассоциируешь с ТЕНЬЮ от такого дерева: тЕннис – тЕнь. Очень легко при такой ассоциации запомнить трудную букву – орфограмму.

ЧЕШУЯ – ЧЕСАТЬ собаку или другое животное. Дети особенно любят ЧЕСАТЬ, теребить. Запомнив эту картинку, можно на всю жизнь запомнить правописание слова чЕшуя. Я в детстве тоже любил ЧЕСАТЬ собаку (прямо руками). Чешуя – чЕшет. 

5.Нам поможет «КРОКОДИЛ»!

Исцелять: ИЗ – вытаскиваем из нарисованного табло с ЦЕЛЬЮ (для стрелков: десять кругов- в середине точка- ЦЕЛЬ : попасть в неё- попасть в «десятку», то есть наиболее точно). Так вот Из этой центральной точки, прорезав, вытаскиваем мелкий предмет, например, пишущую ручку, и маршируем на месте! Получилось слово, изображённое жестами, по звукам читаемое в концовке по звукам {АТ”}. ТЬ – давняя команда при марше: «Ать, два, левой…»

Слово ЗАВЕЩАТЬ – идти ЗА кем – то, ВЕЩЬ иметь на себе, под команду: «Ать!» шагать в строю. Легко и просто запомнить написание правильное ЗА – приставка (приставки ЗО – не бывает), ВЕЩЬ – существительное 3 склонения, в женском роде, значит, с мягким знаком на конце и «АТЬ» – всем кадетам знакомая команда! 

6.Прятки. Биологические термины из текста.

Поздним осенним вечером я гуляла по берегу РЕКИ. Было тихо, холодно, и только жёлтые ЛИСТЬЯ шуршали под НОГАМИ.

ВДРУГ в СЫРой тишине услышала тихое мяуканье. Я Долго искала взглядом, откуда может раздаваться этот жаЛОБный зов о поМОЩИ. В осенней вечерней мгле я заметила, что посреди реки на песчаной кОСЕ мяукал и легонечко подпрыгивал крохотный рыжий  КОТЁНОК. Скоренько собраВШИсь, села в лодКУ, СТоявшую у моста. Поплыла к кОСЕ на помощь к маленькому песчаному островку на сильном течении РЕКИ. Всё же приложив немалые усилия. Я причалила к нему. Подойдя поближе, увидела, как маленький рыжий мокрый коМОЧЕК дроЖАЛ От холода. ЦВЕТ ОКоло РОТИКА у него уже был синий. Сразу возникла мысль: «Сейчас же побегу к лодке, за чем – нибудь тёплым». Но в лодке оказалась только летняя шаПОЧКА. Я закутала КОТИКА в неё и спрятала под свою куртКУ. МЫ Сейчас же отправились в оБРАТный путь. ПЛОДотворно поработав вёслами, быстРО Достигли мОСта. Забежав в дом, я сразу расТОПИла камин и принялась СУШИть БЕЛЬЧОНКА (так я назвала КОТЁНКА из – за еГО РЫ жего цвета). После всего переЖИТОго МЫ С БЕЛЬЧОНКОМ в кресле у камина ОРГАНизовали маленький пир с тёплым МОЛОКОМ по поВОДУ его спасения. На этом месте БЕЛЬЧОНОК крепко и сладко УСнул, благодарно мурлыкая во сне.

Биологические термины из текста: РЕКИ, НОГАМИ, ДРУГ,  СЫР, ЯД,  ЛИСТЬЯ, ЛОБ,  МОЩИ, ОСЕ, ВШИ, КУСТ, ОСЕ. РЕКИ, МОЧЕК, ЖАЛО, ЦВЕТОК, РОТИКА, ПОЧКА, КОТИКА, КУМЫС, БРАТ, ПЛОД, РОД, ОС, ТОПИ, СУШИ, БЕЛЬЧОНКА, КОТЁНКА, ГОРЫ, ЖИТО, МЫС, БЕЛЬЧОНКОМ, ОРГАН, МОЛОКОМ, ВОДУ, БЕЛЬЧОНОК, УС.

7. Очень понравились олимпиадные задания – было очень интересно и познавательно их выполнять! Справиться с работой помогала команда. Самым трудным для нас оказалось задание «Крокодил». Было смешно, интересно, но многие не умеют использовать жесты для объяснения!

Особенно понравились задания по созданию ассоциаций! Нам  кажется, такие темы нужны в обычных учебниках при изучении каждой орфограммы. Нам кажется, что грамотность повысилась бы мгновенно!

Интересно было слушать и смотреть соперников из других команд. Мы впервые участвовали в подобной олимпиаде. Олимпиада оказалась настоящим праздником! Как концерт!

            Благодарны оргкомитету за разработку интересных олимпиадных заданий! Ждём        следующих (подобных) конкурсов!

            До новых встреч!

               С благодарностью « Фантазёры»

Команда «Креатив»,

 

5 «Б» класс.

Участники команды: 1) Г. Никита, 2) К. Даниил, 3) С. Валерий, 4) С. Семён,  5)С. Николай, 6) Х. Андрей, 7) Ш. Антон, 8) Ш. Виталий.

Капитан команды: Х. Андрей.

   

Ответы на задания.

1.Пары слов.

4я строчка.

При поступлении в кадетский корпус мы все проходили собеседование (после экзаменов). Я очень волновался и боялся отстать от группы. Вдруг ко мне подошёл наш будущий командир взвода и попросил передать ребятам после собеседования прийти на плац. Я от волнения, наверное, а, может, потому что я не знал толком, что такое ПЛАЦ, перепутал это слово с другим и позвал всех идти на ПОЛОТНО. Все потом надо мной смеялись, а я навсегда запомню два слова вместе, как одно целое: СОБЕСЕДОВАНИЕ и ПОЛОТНО! Эти слова в задании мне бросились сразу в глаза – я даже запомню навсегда, что они находятся на четвёртой строчке: мы же все после четвёртого класса прибыли поступать в 5 класс!

5я строчка. ВЕЛОСИПЕДИСТ -  ОГОРОДНЫЙ.

Однажды за городом проходили соревнования велосипедистов. А проходили они по специально отведённому месту на дороге, которая проходила за дачами (многие, кто из деревни, называли почему – то ОГОРОДАМИ). Один приезжий спортсмен опоздал на соревнования и торопился к группе велосипедистов к финишу. Ему объяснили, что соревнования будут на ОГОРОДНЕЙ дороге, то есть вокруг дач или ОГОРОДОВ. …Велосипедист не успел к началу соревнований, так как долго искал за городом ОГОРОЖЕННУЮ дорогу, не глядя даже в сторону дач – огородов…ОГОРОШЕННЫЙ велосипедист навсегда остался ОГОРОДНЫМ, так как его так все стали называть…

А впрочем, ВЕЛОСИПЕДИСТ и ОГОРОДНЫЙ для меня чем – то похожи своими ОКРУГЛОСТЯМИ, то есть: у ВЕЛОСИПЕДА круглые колёса, и ОГОРОД обычно напоминает ОКРУГЛОСТЬ, так как ОКРУЖЁН забором, ОГОРОЖЕН по кругу…А пятая строчка символизирует ПЯТЁРКУ – ОТЛИЧНО! Буква О властвует : велОсипедист – ОгОрОдный и 5я стрОка – Отличная цифра и буква!

2.Восстановление текста по фигурам.

   

4.Пишем грамотно. Легко!

На второй картинке много Е: блЕск –свЕт, тЕнь – дЕрЕво, дЕнь, поэтому можно лЕгко увидеть эту букву при написании слова тЕннис.

На третьей картинке тоже главная буква Е: чЕшет – чЕловек – дЕти- чЕшки (обувь у ребёнка) и, конечно, можно присоединить к слову чЕшуя, когда придётся писать это слово. Можно себя вспомнить в дЕтстве: Чешут шЕрсть у собак…»чЕшет» (бежит малыш по дороге…).

5.Нам поможет «Крокодил»

СГОРАТь: Можно изобразить Гору – С ГОРы перейти на маршевый шаг под знакомую команду: «Ать, два -  левой! Ать, два – правой!»

Один из нас изобразит это сейчас жестами: 

ПОЯВИТЬСЯ:

            Рука ладонью вниз всегда  по чему – нибудь проведёт или погладит, а руки, разведённые в стороны и довольное выражение лица сами за себя говорят: «Вот он, Я, по Явился!»

ЗАВЕЩАТЬ: ЗА себя отведу руку, ВЕЩЬ свою потрогаю, под любимое «ать» прошагаю! Акцентируя внимание на трудные буквы в слове после этих жестов, легко понять трудную букву в начале слова: зА. За собой, ЗА кем- то, ЗА и предлог есть, и приставка ЗАвещать! Вещи свои трогаю, берегу, ношу – ещё одна подсказка в слове: ЗАВЕщать…, ну, а «ать» – дополнение, чтоб легче слово вспомнить!

Один из нас сейчас вам всё покажет, вы поймёте!

ИСЦЕЛЯТЬ: ИЗ шкафа возьму лист,нарисую точку для прицЕла, прикреплю на стену в конец кабинета,буду учиться ЦЕЛИТЬСЯ в одну точку, чтобы на ОВС ( Основы военной службы) стрелять из винтовки прямо в ЦЕЛЬ! Через жесты легко запомнить трудные буквы – орфограммы в слове ис ЦцЕлять. СтрЕлять – исцЕлять – не ошибёшься в правописании, если вспомнишь их вместе… 

6.Прятки. Биологические термины в тексте.

Поздним осенним вечером я гуляла по берегу РЕКИ. Было тихо, холодно, и только жёлтые ЛИСТЬЯ шуршали под НОГАМИ.

ВДРУГ в СЫРОЙ тишине услышала тихое мяуканье. Я Долго исКАЛа взглядом, откуда может раздаваться этот жаЛОБный зов о поМОЩИ. В осенней вечерней мгле я заметила, что посреди реки на песчаной кОСЕ мяуКАЛ и легонечко подпрыгивал крохотный рыжий  КОТЁНОК. Скоренько собраВШИсь, села в лодКУ, СТоявшую у моста. Поплыла к кОСЕ на помощь к маленьКОМу песчаному островку на сильном течении РЕКИ. ВсЁ Же приложив немалые усилия. Я причалила к нему. Подойдя поближе, увидела, как маленький рыжий мокрый коМОЧЕК дроЖАЛ От холода. ЦВЕТ ОКоло РОТИКА у него уже был синий. Сразу возникла мысль: «Сейчас же побегу к лодке, за чем – нибудь тёплым». Но в лодке оказалась только летняя шаПОЧКА. Я Закутала КОТИКА в неё и спрятала под свою куртКУ. МЫ Сейчас же отправились в оБРАТный путь. ПЛОДотВОРно поРАБотав ВЁСЛАми, быстРО Достигли мОСта. Забежав в дом, я сразу расТОПИЛА Камин и принялась СУШИть БЕЛЬЧОНКА (так я назвала КОТЁНКА из – за еГО РЫ жего цвета). После всего переЖИТОго МЫ С БЕЛЬЧОНКОМ в кресле у камина ОРГАНизовали маленький пир с тёплым МОЛОКОМ по поВОДУ его спасения. На этом меСТЕ БЕЛЬЧОНОК крепко и сладко УСнул, благоДАРно мурлыкая во сне.

Биологические термины из текста: РЕКИ, НОГАМИ, ДРУГ,  СЫР,РОЙ, ЯД, КАЛ (цветок), ЛИСТЬЯ, ЛОБ,  МОЩИ, ОСЕ, КОМ (земля), ВШИ, КУСТ, ОСЕ, РЕКИ, ЁЖ, МОЧЕК, ЖАЛО, ЦВЕТОК, РОТИКА, ПОЧКА,ЯЗ, КОТИКА, КУМЫС, БРАТ, ПЛОД,ВОР,РАБ,ВЁСЛА (из дерева), РОД, ОС,ЛАК, ПИЛА (из природного материала),ТОПИ, СУШИ, БЕЛЬЧОНКА, КОТЁНКА, ГОРЫ, ЖИТО, МЫС, БЕЛЬЧОНКОМ, ОРГАН, МОЛОКОМ, ВОДУ, СТЕБЕЛЬ, БЕЛЬЧОНОК, УС,ДАР.

7. Очень понравились задания и обсуждение в команде. Особенно понравилось последнее задание: находить биологические термины, которые спрятаны очень неожиданно в словах. Мы, наверное, ещё не все слова нашли! Интересными и развивающими были все задания. Мы запомним эту олимпиаду! Дух соревнования подгонял – хотелось победить у других команд и быть лучшими! После участия в этой олимпиаде захотелось всем таких же конкурсов ПОЧАЩЕ!

Задания развивают ЛОГИКУ и ПОТРЕБНОСТЬ стать более умным и знающим! Неожиданные и интересные задания – никто из нас таких ещё не выполнял! Понравилось слушать и смотреть выступающих от других команд! Спасибо ОРГКОМИТЕТУ! Мечтаем продолжать участие в ваших конкурсах!

Очень КРЕАТИВНЫЕ задания. Они подсказали нам мгновенно название нашей команде. Креатив – это здорово!

Многие кадеты решили сами разработать некоторые задания по образцу этой олимпиады! Нам всем очень понравилось! Равнодушных не было! И время пролетело незаметно, как один миг!

Эта олимпиада оказалась частичкой счастья в нашей жизни!

Было трудно в том, что мы поздно приняли участие в олимпиаде, так как не знали о конкурсе. Наверное, мы сделали бы все задания ещё лучше и полнее!

Пожелания оргкомитету: разработать задания, связанные с кадетской жизнью! Нам будет очень интересно и полезно принять участие в такой необычной олимпиаде. Мы хотим стать НАСТОЯЩИМИ кадетами! А пока мы только учимся быть ими. Может, такой кадетский конкурс пригодится нам, как образец, и мы сами будем учиться придумывать такие мероприятия?!.

 С уважением команда «Креатив». 

Команда «Эрудит»,

5 «В» класс.

Участники команды: 1)Б. Александр, 2) Б. Михаил, 3) В.Дмитрий, 4) Д. Владимир, 5) Д. Павел, 6) Д. Александр, 7) З. Михаил, 8) К. Максим.

Капитан команды: Б. Александр.

Ответы к заданиям.

1.Пары слов и порядок, в котором они приведены.

ФОТОГРАФ – МОРОЖЕНОЕ

Фотография – это память о каком – нибудь событии. Особенно мне памятна фотография, где я изображён совсем малышом со своим первым в жизни мороженым. Такого довольного выражения лица больше нет ни на одном снимке. Поэтому, когда говорят о ФОТОГРАФИИ, я всегда вспоминаю своё любимое фото с МОРОЖЕНЫМ! А пара этих слов находится во второй строчке – мне как раз было два года, когда родители мне разрешили попробовать мороженое!

Поэтому я легко запомню эту пару слов во втором ряду при пересказе!

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – ВООБРАЖЕНИЕ.

Я рано научился читать и полюбил мир книг. Я там  проживал и переживал – был героем! Когда пошёл в первый класс, мне дома создали условия для учёбы, превратив мою комнату в учебный кабинет. Всё, как в классе, : учительский стол, доска, карта, указка, глобус, книжный шкаф! Когда я учил уроки, то представлял себя всегда учителем. И если у меня не получались какие – то решения задач, то я требовал от воображаемого класса дополнительно решать другие задачи и разбираться в них! Если не мог быстро выучить стихотворение наизусть, то «наказывал» дополнительным временем для заучивания опять – таки нерадивых учеников класса. Я и сейчас иногда представляю себя учителем и требую от себя хорошей учёбы по всем предметам! А когда что- то не получается, я сначала сам разбираюсь в трудных случаях непонимания, и только в крайнем случае обращаюсь за помощью к ребятам или учителю…Наверное, я буду педагогом!

Мне очень легко запомнить пару слов: СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – ВООБРАЖЕНИЕ. Моя будущая СПЕЦИАЛЬНОСТЬ так и живёт в моём ВООБРАЖЕНИИ! А строчка седьмая символизирует мои семь лет, когда зародилась моя мечта стать учителем, то есть когда я пошёл в первый класс. Если вы хотите быстро запомнить, на какой строчке и какие находятся слова, вспомните мою историю, она вам подскажет!

2.Восстановление предложенного текста с опорой на ряд фигур.

БОТВУ ботва, как пустое блюдо, не вызывает аппетит. Знак очень похож на пустой поднос. Так и с картофелем: никто в России не знал этот овощ. Поэтому первые пробные подходы к нему разочаровывали не только адмирала. Многие бедные люди тайком выбрасывали картофель, не зная что с ним делать. А кто не видел ни разу этот картофель, мечтали его попробовать…Очень грустное наступает всегда разочарование, когда чего – нибудь важное ждёшь, а оказывается пустым и невкусным! Легко запомнить связь КАРТОФЕЛЬ – ПУСТОЕ БЛЮДО.

«КАРТОФЕЛЬНЫЕ БУНТЫ»

 Представьте бушующую природную стихию: бунтует небо, взбунтовалось море! А если взбунтуется океан? Страшный бунт бывает послан небом…И ничего человек против не может сделать. Надо просто переждать, терпеть и надеяться на милость природы. После грозы с молнией бывает радостно, светло и уютно! Так и с «КАРТОФЕЛЬНЫМИ БУНТАМИ» – БУНТОВАЛИ ЛЮДИ (как природная стихия), а КАРТОФЕЛЬ вытерпел, перетерпел, переждал и навсегда остался у нас в стране да ещё и любимым овощем! Символ – знак напоминает природную стихию и историю с  грозными БУНТАМИ.

                                                              

 

Звезда всегда прекрасна, озеро спокойно, без течения, и похоже на зеркало или блюдце,

Молния всегда опасна и остра во все стороны, солнце – жизнь и умиротворение.

4.Пишем грамотно. ЛЕГКО!

Легко запоминать трудные буквы в словах, ассоциируя их с чем – нибудь, особенно с картинками, на которых совершенно разные предметы. Такое сравнение почему – то запоминается навсегда. Например, картинка с деревом и слово теннис: легко увидеть образно представить буквы –Е, НН И. Дерево похоже на ракетку в теннисе и сразу можно сравнить : дЕрево и тЕннис, тЕНь На земле: две НН рядом.У дерева ещё ствол расходится на две половинки: две Н в слове теННис.

ЧЕШУЯ и ШЕРСТЬ и собаки. Вспомнить можно связанные из шЕрсти носки. Дети любят всех кошек и собак и терЕбят их по шЕрсти и гладят ШЕРСТЬ. Легко и просто запомнить пару слов чЕшуя– шЕрсть – дЕти.

5.Нам поможет «Крокодил».

ОБЪЕДИНИТЬСЯ похоже на слово ОБЪЕДАТЬСЯ и быть ЕДИНЫМИ в это время, то есть похожими…     

Наша команда показала жестами ОБЪЕДАТЬСЯ – ОБЪЕДИНИТЬСЯ . Кто запомнил и понял, теперь ЛЕГКО напишет слово ОБЪЕДИНИТЬСЯ.

ПЫЛЕСОС Незаменимая в доме вещь ПЫЛЕСОС. ПЫЛЬ СОСЁТ : два корня от разных слов соединились. А в 5 классе все знают, что два корня в одном слове соединяются только двумя буквами: О или Е. Конечно, здесь только Е! А вот о двух корнях в слове показать легко и запомнить легче не только по правилу, но и с добавлением «живой картинки» – только жестами.

Смотрите, запоминайте!

После пылесоса всё БЛЕСТИТ в доме! Ни пылинки, НИ соринки! Красота и БЛЕСК!

Запомните про ПЫЛЕСОС, сразу вспомните про БЛЕСК!

УДИВЛЯТЬ решил нас Володя жестами легко и просто: Увидел – ДИВО! -  УДИВился и нас удивил, что ДИВО было обычным альбомным листом. А мы – то думали и ждали, чему он так УДИВлён. Теперь надолго можно запомнить это трудное слово УДИВЛЯТЬСЯ!

Спасибо жестам и мимике: так легко запоминаются слова с орфограммами, которые можно проверять не только по правилам, а ещё и по памяти! Почаще надо играть в СЛОВА!

6. Прятки. Биологические термины в тексте.

Поздним осенним вечером я гуляла по берегу РЕКИ. Было тихо, холодно, и только жёлтые ЛИСТЬЯ шуршали под ногами.

Вдруг в СЫРой тишине услышала тихое мяуканье. Я Долго искала взглЯДом, откуда может раздаваться этот жалобный зов о поМОЩИ. В осенней вечерней мгле я заметила, что посреди реки на песчаной кОСЕ мяукал и легонечко подпрыгивал крохотный рыжий  КОТЁНОК. СКОРЕНЬко собраВШИсь, села в лодКУ, СТоявшую у моста. Поплыла к кОСЕ на помощь к маленькомуу песчаному ОСТРОВку на сильном течении РЕКИ. ВсЁ Же приложив немалые усилия. Я причалила к нему. Подойдя поближе, увидела, как маленький рыжий мокрый коМОЧЕК дроЖАЛ От холода. ЦВЕТ ОКоло РОТИКА у него уже был синий. Сразу возникла мысль: «Сейчас же побегу к лодке, за чем – нибудь тёплым». Но в лодке оказалась только летняя шаПОЧКА. Я Закутала КОТИКА в неё и спрятала под свою куртКУ. МЫ Сейчас же отправились в обратный путь. ПЛОДотворно поработав ВЁСЛАми, быстРО Достигли мОСта. Забежав в дом, я сразу растоПИЛА Камин и принялась сушить БЕЛЬЧОНКА (так я назвала КОТЁНКА из – за еГО РЫ жего цвета). После всего переЖИТОго МЫ С БЕЛЬЧОНКОМ в кресле у камина ОРГАНизовали маленький пир с тёплым МОЛОКОМ по поВОДУ его спасения. На этом меСТЕ БЕЛЬЧОНОК крепко и сладко УСнул, благоДАРно мурлыкая во сне.

Биологические термины из текста: РЕКИ,  СЫР, РОЙ, ЯД, ЛИСТЬЯ,  МОЩИ, ОСЕ, КОТЁНОК,  ВШИ, КУСТ, ОСЕ, ОСТРОВ, РЕКИ, ЁЖ, МОЧЕК, ЖАЛО, ЦВЕТОК, РОТИКА, ПОЧКА, ЯЗ, КОТИКА, КУМЫС, ПЛОД,ВОР,РАБ,ВЁСЛА (из дерева), РОД, ОС, ПИЛА (из природного материала),ТОПИ, БЕЛЬЧОНКА, КОТЁНКА, ГОРЫ, ЖИТО, МЫС, БЕЛЬЧОНКОМ, ОРГАН, МОЛОКОМ, ВОДУ, СТЕБЕЛЬ, БЕЛЬЧОНОК, УС,ДАР.

7.Оглянувшисьна проделанную работу, мы высоко оценили творческие задания! Так учиться думать и выполнять – путь к познанию не только грамотности, но и познанию себя. Радостно осознавать. Что ты что – то можешь сделать легко, а что – то тебе очень трудно. Начинаешь понимать, что мысль с обсуждением в команде – это не только учёба, но и воспитание взаимопомощи и взаимовыручки. Друг друга дополняя, наполняешь и себя! Очень понравились задания. Особенно интересным было задание «Крокодил», оно же оказалось и самым трудным!

Общаться словами легче. А вот жестами и мимикой не каждому дано. В сценках с жестами так и хотелось вставить слово. Пробовали себя все, но не каждый смог понятно объяснить.

Спасибо оргкомитету за интересный конкурс – олимпиаду.

Желаем Вам новых идей в вашем проекте! Будем ждать командных конкурсов! В кадетском корпусе всё делают командой! Поэтому нам нужны подобные конкурсы!

До новых встреч! Надеемся, что и мы Вам понравились своим участием. Мы очень старались!

Трудно было, что мало времени для олимпиады! Хотелось думать и придумывать ещё и ещё! Каждое задание можно было бы дополнить!

С благодарностью и уважением команда «Эрудит».

Команда «Эврика»,

5 «В» класс.

Участники команды: 1)К. Вячеслав, 2) М. Никита, 3) М. Евгений, 4) М. Владимир, 5) Р. Дмитрий,6) С. Виталий, 7) Р. Кирилл, 8) Р. Максим.

Капитан команды М. Евгений. 

Ответы к заданиям.

1.Пары слов.

ИЗВИНЕНИЕ – ОБЪЕКТИВ. Однажды мы играли в подвижные игры, а один из нас снимал наши движения на видео. Мы так увлеклись игрой, что и наш оператор захотел к нам подключиться. Чтобы съёмка продолжалась, он прикрепил видеокамеру к стене и начал с нами играть. В самом разгаре вдруг камера слетела, и у неё разбился объектив. Мы все растерялись и чувствовали себя виноватыми. А хозяин камеры вдруг сказал: « Ребята, извините, что не получилось оставить на память видео». Мы были ошеломлены его извинением. Виноваты – то были мы все. Я надолго запомню эту историю. Для меня при словах ИЗВИНЕНИЯ вспоминается ОБЪЕКТИВ.  Эта пара слов находится на восьмой строчке – нас было восемь человек!

АППАРАТ – СОЛОМЕННЫЙ Моя бабушка живёт в деревне, у неё есть корова, которую она доит своими руками. Недавно  бабушке её дети подарили доильный аппарат. Бабушка не сразу его оценила по достоинству, а потом стала довольной и радостно рассказывала нам, как легко ей теперь доить корову. Мне тоже захотелось испытать аппарат, но бабушка мне не разрешала. Тогда я тайком пошёл в сарай рассмотреть аппарат. Включил его и стал к нему что- нибудь под носить.  В моём распоряжении были рядом лишь сено – корм для коровы и солома – подстилка для спального места. Аппарат вдруг загудел громко, я испугался. Что сломал его. Выключив доильный аппарат, я спрятал его в солому. А в этот же день уехал от бабушки домой и забыл эту историю. Аппарат нашёлся сразу же. С тех пор бабушка называет аппарат СОЛОМЕННЫМ. А пара слов находится на шестой строчке – мне было шесть лет, когда произошла эта история.

2.Восстановление текста по фигурам.

С КАРТОФЕЛЕМ связано много историй. В настоящее время во всём мире любят этот овощ. Картофель в разных странах выглядит одинаково – имеет овальную форму, только разных размеров, сортов и цвета. Раньше люди долго приспосабливались к его приготовлению и употреблению. В первое время часто картофель, очистив от кожуры, варили в воде, не разрезая. В таком случае он всегда походил на овал. И сейчас иногда многие варят таким образом картофель.

ИСПЕЧЁННЫЕ КАРТОФЕЛИНЫ  -  обычный круглый картофель, испечённый в углях после костра похож на шестиугольник, изображённый фигурой, потому что он после жарких испытаний корёжится и хочет выпрыгнуть наружу. Кожица у картофеля плотная, она не даёт картофелю возможность рассыпаться или развалиться – просто картофель под кожурой начинает приходить в готовность для употребления: разбухает, увеличивается, меняет форму. Если картофель вытащить вовремя, то из круглого он превратится в шестиугольный, так как кожура его очень плотная, похожая на мундир. Люди так и назвали ИСПЕЧЁННЫЙ КАРТОФЕЛЬ – это картофель в мундире.

Очень вкусный ИСПЕЧЁННЫЙ КАРТОФЕЛЬ, его любят все. Особенно если он испечён в углях после костра на природе!

Знак – символ мне напоминает ИСПЕЧЁННЫЙ КАРТОФЕЛЬ!

Теннис – слово с трудными орфограммами в двух местах: Е, НН. Картинка с деревом напомнит эти орфограммы при написании: дЕрево даёт тЕнь, ствол дЕрева раздвоился посередине – НН

ЧЕШУЯ – слово с трудной буквой Е легко запомнить, представив третью картинку дЕти любят и боятся шЕрсть у животных.

Легко и радостно ассоциировать слова при написании с простыми (проверочными), представив какую – нибудь яркую картинку для примера.

5. Нам поможет «Крокодил»!

ЗУБР. Потрогать зуб,, а потом изобразить рычание: «РРРР…»    

КОММЕНТИРОВАТЬ – Ком найти на полу, и…маршиРОВАТЬ

Следующее слово МОДЕМ – МОД ничаю и ЕМ – легко понять МОДЕМ

НАПУТСТВОВАТЬ: Искать НА ПОЛУ – найти, поднять и снова  в ПУТЬ обратный отправить   

ЗЕМЛЕРОЙ  – лопатой всегда копают землю, а руками в ней можно рыться!..

Участники нашей команды не сразу поняли задание и долго придумывали и обсуждали жесты к разным словам. Нам пришлось выступать первыми. Каждый кадет из команды приготовил живые картинки: СЛОВА ЖЕСТАМИ И МИМИКОЙ. Но после первых выступлений нас остановили. Очень грустно, что мы старались и работали над другими словами. Времени для изображения слов из конкурсного пятого задания у нас уже не было. Но, пожалуйста, хотя бы посмотрите на наши жесты по объяснению других слов!

6. Прятки. Биологические термины в тексте.

Поздним осенним вечером я гуляла по берегу РЕКИ. Было тихо, холодно, и только жёлтые ЛИСТЬЯ шуршали под ногами.

Вдруг в СЫРой тишине услышала тихое мяуканье. Я Долго искала взглЯДом, откуда может раздаваться этот жалобный зов о помощи. В осенней вечерней мгле я заметила, что посреди реки на песчаной кОСЕ мяукал и легонечко подпрыгивал крохотный рыжий  КОТЁНОК. СКОРЕНЬко собраВШИсь, села в лодКУ, СТоявшую у моста. Поплыла к кОСЕ на помощь к маленькомуу песчаному островку на сильном течении РЕКИ. ВсЁ Же приложив немалые усилия. Я причалила к нему. Подойдя поближе, увидела, как маленький рыжий мокрый комочек дроЖАЛ От холода. ЦВЕТ ОКоло ротика у него уже был синий. Сразу возникла мысль: «Сейчас же побегу к лодке, за чем – нибудь тёплым». Но в лодке оказалась только летняя шаПОЧКА. Я Закутала КОТИКА в неё и спрятала под свою куртКУ. МЫ Сейчас же отправились в обратный путь. ПЛОДотворно поработав вёслами, быстРО Достигли мОСта. Забежав в дом, я сразу растопила камин и принялась сушить БЕЛЬЧОНКА (так я назвала КОТЁНКА из – за еГО РЫ жего цвета). После всего переЖИТОго МЫ С БЕЛЬЧОНКОМ в кресле у камина ОРГАНизовали маленький пир с тёплым МОЛОКОМ по поВОДУ его спасения. На этом меСТЕ БЕЛЬЧОНОК крепко и сладко УСнул, благоДАРно мурлыкая во сне.

Биологические термины из текста: РЕКИ,  СЫР, РОЙ, ЯД, ЛИСТЬЯ, ОСЕ, КОТЁНОК,  ВШИ, КУСТ, ОСЕ, РЕКИ, ЁЖ, ЖАЛО, ЦВЕТОК, ПОЧКА, ЯЗ, КОТИКА, КУМЫС, ПЛОД, РОД, ОС, БЕЛЬЧОНКА, КОТЁНКА, ГОРЫ, ЖИТО, МЫС, БЕЛЬЧОНКОМ, ОРГАН, МОЛОКОМ, ВОДУ, СТЕБЕЛЬ, БЕЛЬЧОНОК, УС, ДАР.

7.Конкурс нам всем понравился. Задания были сложные, но интересные. Особенно нам понравилось выполнять второе и третье задания – пересказывать текст по фигурам и самим находить ключевые слова и подбирать знаки – символы. Трудным было определить лучших, потому что все очень интересно и необычно представляли свои ответы и объяснения. Конкурс привнёс радость! У многих появилось желание – развивать внимание к словам. А грамотность, конечно, повысилась, так как все подсказки теперь будут в нашей памяти.

Спасибо оргкомитету за такие интересные конкурсные задания. Мы для себя сделали маленькие открытия! Наши пожелания оргкомитету – удивлять и дальше нас подсказками – открытиями! С ними приходить озарение и хочется не «зубрить» тексты по всем предметам, а изучать их осознанно, подключая мысль, воображение!

До новых встреч! С уважением команда «Эврика».



Все статьи автора «Екимова Любовь Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: