Вопрос о воспитательном потенциале произведений искусства давно стал основополагающим в педагогической теории и практике. Современная система образования и воспитания строится на изучении классического наследия прошлых столетий, помогающих ребенку приобщиться к миру общечеловеческих ценностей, понять себя и окружающих его людей, найти свое место в жизни. По мнению профессора В.С. Кузина, на сегодняшний день в России существует глубокая необходимость обращения к опыту эстетического воспитания, обусловленная рядом факторов современной социокультурной ситуации. Связана она с тем, что «именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями» [1, с. 2], и именно искусство может стать тем спасительным щитом, помогающим человеку разобраться в потоке информации, в противоречивых явлениях современной действительности.
Однако прежде чем предлагать концепции и методики, способствующие эстетическому формированию личности, необходимо выяснить уже существующий уровень эстетического развития современных школьников, а сделать это возможно внимательно изучив художественные интересы детей, свидетельствующие о приобщенности их к миру искусства.
Само понятие художественного интереса как научной категории принадлежит Ю.У. Фохт-Бабушкину [2]. Сформированность художественных интересов детей и является, по мнению ученого, главным показателем уровня развития эстетического сознания личности каждого ученика. Исследователь выделяет три уровня отношения к художественному произведению: нехудожественный интерес – характеризующейся тем, что в произведении искусства ученик видит лишь изложение какой-либо житейской истории; художественно-элементарный уровень, связанный с тем, что школьником рассматриваются лишь отдельные стороны произведения, что приводит к искажению его смысла и художественной ценности; художественно-концептуальный уровень – деятельностный уровень художественных реакций, позволяющий воспринимать произведение искусства во всей его целостности.
В нашем исследовании по изучению художественных интересов старшеклассников мы использовали такие методы педагогической диагностики, как наблюдение, беседа, интервью, и – как основные – групповое анкетирование, тестирование и изучение продуктов деятельности учащихся (творческие работы, сочинения и т. п.). Значимым для нас представляется и вопрос об иерархии видов искусства по выраженности интереса к ним. Результаты данного исследования легли в основу содержания следующей диаграммы.
Как мы можем наблюдать, первое место в иерархии видов искусства у старшеклассников занимает музыка. С одной стороны, столь высокую популярность можно объяснить тем, что под музыкой юноши и девушки подразумевают отнюдь не симфонические произведения Моцарта и Чайковского, а современные эстрадные мелодии, созданные массовой культурой, а с другой стороны, как полагает И.С. Кон: «Музыка благодаря экспрессивности, связи с движением и ритмом полнее, чем какое-либо другое искусство, позволяет юноше оформить и выразить свои эмоции, волнующие смутные переживания, которые невозможно передать в словах. В сочетании с танцем или пением музыка составляет не только фон, но и важнейший компонент юношеского общения» [3, с. 165]. Ученый перечисляет характерные черты музыки в стиле поп-арт, позволяющие ей находить признание среди молодежи. Сюда входит: использование музыкальных стереотипов, шаблонов, позволяющих создавать у слушателей иллюзию собственного музицирования; простота, незамысловатость мелодии и текстов песен, облегчающее восприятие; сила звука, увеличивающая эмоциональное напряжение, так что переживания слушателей становятся общими, внушающими чувство сопричастности.
Второе место по иерархии интересов в нашем рейтинге занимают кинофильмы с приключенческим, детективным либо любовном сюжетом, это, как правило, западные (чаще американские) фильмы, такие, как «Властелин колец», «Код да Винчи», «Парфюмер», серии о Гарри Поттере, «Матрица», «Азбука любви», «Криминальное чтиво», среди них есть и советские комедии, например, «Ирония судьбы, или с легким паром» и «Служебный роман». Как видим, сознание старшеклассников определяют популярные западные киноновинки, остающиеся мощным средством воздействия в массовой культуре.
Третье место в нашем исследовании, с большим отставанием, принадлежит литературным произведениям. Исследуя читательские интересы старшеклассников, мы наблюдаем такую особенность: наряду с произведениями классической литературы, изучаемыми в рамках школьной программы («Евгений Онегин», «Гроза», «Отцы и дети», «Преступление и наказание»), школьники называют творения современной «бульварной» литературы, детективы и модные новинки. К сожалению, это свидетельствует о неразвитости эстетического вкуса, несформированности эстетического сознания.
Совсем небольшое место в своей жизни школьники отводят театру, хореографии и живописи, что косвенным образом подтверждается и крайне низким уровнем знаний в этой области, наблюдаемом в ходе тестирования.
Согласно результатам нашего исследования, можно сделать вывод о том, что художественные интересы современных старшеклассников определяются в основном стереотипами массовой культуры и могут быть отнесены по Ю.У. Фохт-Бабушкину к нехудожественному и художественно-элементарному уровню эстетического развития личностей школьников. И здесь находит свое подтверждение одна из главнейших сегодняшних трудностей успешности процесса эстетического образования и воспитания в старших классах – противоречие между массовой и элитарной культурами.
Юноши и девушки в зависимости от личных качеств и семейного воспитания подвержены влиянию молодежной субкультуры, и соответственно, массовой культуры, поэтому классическое наследие прошлых эпох является для них частью «взрослого мира», мирится с законами которого многие не хотят. Поэтому в педагогической практике и рождаются противоречия между высокими целями эстетического воспитания и крайне низким результатом.
Отсюда возникает вопрос – как должны вести себя педагоги, какую позицию занять по отношению к молодежной субкультуре и, в частности, массовой культуре? На наш взгляд, позиция неприятия и отрицания существования и влияния массовой культуры на молодое поколение недопустима. Само явление данной культуры – объективная реальность, и одними запретами тут ничего не сделаешь. По всей видимости, необходим диалог, особый педагогический такт и умение развивать в воспитанниках чувство меры, гармонии, свободы выбора одновременно с эстетическими потребностями и эстетическим вкусом.
Поэтому проблема формирования эстетической культуры старшеклассников является актуальной для данного этапа общественного развития [4].
Ведь эстетическое воспитание всегда было одним из важнейших компонентов духовного развития личности, способствующим становлению его творческого потенциала, «формированию и развитию эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности» [5, с. 625] и, конечно же, становлению базовой культуры личности (О.С. Газман, В.А. Сластёнин) в целостном педагогическом процессе.
Библиографический список
- Кузин В.С. Особенности эстетического воспитания школьников в условиях возрождения российской культуры и нравственности // Школа. 1997. № 1. С. 2.
- Фохт-Бабушкин, Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986.
- Кон, И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
- Грицай Л.А. Некоторые аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях современной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 18. № 44. С. 345-347.
- Печко Л.П. Эстетическое воспитание / Российская педагогическая энциклопедия. М. Т. 2.