УДК 801.6

СТИХОСЛОЖЕНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО

Крылова Мария Николаевна
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Аннотация
В статье приведены более десяти заданий по стихосложению (буриме, акростих, стихотворение по готовому началу, лимерик, орфографическое стихотворение, перифраз и др.), приведены примеры, даны методические комментарии к каждому заданию.

Ключевые слова: акростих, буриме, интонация, композиция, лимерик, мелодика, перифраз, стихосложение, строфика


VERSIFICATION AS A DIDACTIC MEANS

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Abstract
The article presents more than ten assignments on prosody (Burime, acrostic, poem with finished beginning, limerick, orthographic poem, paraphrase, etc.), examples are presented, methodological comments on each assignment are given.

Keywords: acrostic, composition, intonation, limerick, melodica, paraphrase, versification


Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Стихосложение как дидактическое средство // Современная педагогика. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/08/1891 (дата обращения: 12.09.2024).

В системе преподавания русского языка и других филологических дисциплин (литературы, русской словесности, культуры речи, риторики) за последние годы произошло немало изменений. Компетентностный подход к образованию предполагает более высокий научный и творческий уровень преподавания лингвистики, так как обучение должно стать основой успеха в будущей деятельности. По мнению И.П. Греховой, «освоение речи во всех её функциях и формах означает прежде всего достижение нового качества бытия субъекта» [1, с. 145]. В этой связи актуальным становится любой вид словесного творчества, когда обучающийся может проявить и развить свои креативные способности, попасть в ситуацию, благоприятную для самовыражения, самореализации. Очень эффективны в этом отношении задания по стихосложению на занятиях и как форма домашней работы.

По словам Н.С. Старжинской, «с философской точки зрения, поэзия – форма культурного сознания» [2, с. 32]. Как известно, поэзия древнее прозы. Это может показаться странным современному человеку, которому легче выражать свои мысли в прозе, чем в стихах. А вот человек древний сочинял стихи, вернее песни, легко, описывая в напевной форме всё, что окружает его и происходит с ним. Подобное умение демонстрируют нам дети, эти маленькие мудрецы. Почему же большинство из нас перестаёт писать стихи, становясь взрослыми? Ведь талант не исчезает, он заложен в каждом.

Многие учащиеся и студенты пробуют слагать стихи, у них есть в этом потребность, хотя не всегда достает умения. Бесспорно, современный педагог, тем более педагог-словесник, должен быть творческим человеком, должен уметь создавать прекрасное сам и развивать это умение, творческие способности в обучающихся.

Цель заданий по стихосложению – показать каждому обучающемуся, что он талантлив, может слагать стихи, выражая  через них свой взгляд на мир. Эта работа особенно важна с учётом падения у современного школьника и студента интереса к словесности, стихам, к чтению художественной литературы.

Задачи работы педагога:

     помочь пишущим сделать свои стихи более совершенными, улучшить их форму, пользуясь знаниями из истории и теории стиховедения, сделать процесс сочинения стихов более профессиональным;

     с помощью комплекса творческих заданий подвигнуть обучающихся, не пишущих стихи, к сочинению оных.

Хочу представить коллегам те задания по стихосложению, которые стимулируют творческую активность обучающихся, будят их воображение. Данные упражнения апробированы нами в процессе преподавания русского языка и элективного курса «Основы стихосложения» в педагогическом колледже, а также дисциплины «Русский язык и культура речи» в вузе. Часть из упражнений уже представлена нами в методической литературе ранее [3]. Упражнения будут сопровождаться примерами творчества обучающихся.

Задание-разминка – придумать рифмы к словам. Например: точка – строчка, дочка, кочка, почка, сыночка, ни денёчкаВозьмите слова день, друг, удача, беглец, урок, стол, книжка, ветка, хлопушка, ночь, холодный, грести, витать, воздушный и т. д. Можно устроить соревнование: кто придумает больше рифм.

Сочинение стихотворения по готовому началу – хорошее задание для начала работы. Строку можно придумать вместе с учащимися, или самому педагогу, или позаимствовать у известного поэта. Когда мы взяли строчку: «Не тревожьте печали застенчивый дым…» из стихотворения ростовского поэта А. Гаврилова, то получились такие стихотворения:

Не тревожьте печали застенчивый дым,

Не будите уснувшей тревоги,

Дайте время покорно привыкнуть. К чему?

К миру, открывшему все дороги (Т. Латарцева).

Не тревожьте печали застенчивый дым,

Не томите вы сердце и душу –

Они скрыты под белыми стаями льдин,

И никак им не выйти наружу.

Южный ветер повеет весенним теплом,

Лед холодный на реках растопит,

Но печаль о далеком, прошедшем, былом

Не развеет, в воде не утопит (О. Скидело).

 

Строка для размышления – разновидность описанного выше задания. Одна фраза, слово могут вызвать на разговор даже того, кто предпочитал отмалчиваться. Только фраза эта должна быть непростой, заставлять задуматься. Например: «Что есть добро?» или «Что это значит – Родину любить?»…

Что есть добро, а что есть зло?

Никто не сможет дать ответ.

Добро – это свет, а зло – это дно.

Так кто поможет раскрыть секрет?

Я живу в этом мире не год и не два,

Было всё на моем пути,

Но когда нас двое – ты и я,

Мне с дороги прямой не сойти… (О. Петренко).

Что это значит – Родину любить?

Мне кажется, что это значит

Не обязательно дела великие вершить.

Ведь могут даже девочка и мальчик

Элементарно научиться не сорить.

Беречь природу – тоже значит Родину любить (А. Ковалёва).

 

Буриме – сочинение стихотворения по готовым рифмам. Эта своеобразная языковая игра издавна была одним из традиционных развлечений русской интеллигенции. Рифмы для стихотворения лучше подобрать на занятии, пользуясь свободными ассоциациями. Можно, конечно, позаимствовать рифмы у кого-то из классиков, а затем, после представления обучающимися своих стихотворений, прочесть им, как эти рифмы использовал классик, но такой способ представляется нам менее желательным, так как юные поэты могут почувствовать, насколько хуже их произведения, чем стихотворение, написанное великим поэтом, и задача создания благоприятной обстановки для самовыражения не будет выполнена. К примеру, мы подобрали рифмы порой – тобой, облака – свысока. Чередовать рифмы сначала можно произвольно, рифмовку выбирать любую. Получились четверостишия:

Солнце светит свысока,

Опаляя облака,

Мне так хочется порой

Вновь увидеться с тобой

(В. Батура)

Вот так мечтаю я порой:

Как полетать бы мне с тобой,

Как оседлать нам облака,

На мир взглянуть бы свысока

(Г. Аришина)

Освоив простые буриме, обучающиеся могут приступить и к более сложным заданиям. Например, сочинить шестистишье-буриме с рифмовкой авааав и рифмами обычно – тем – привычно – органично – лично – проблем.

Всё в нашем мире так обычно,

И тихо миримся мы с тем,

Что всё, что нам уже привычно,

Мы смешиваем органично

С тем, что не лично и что лично,

Так избавляясь от проблем.

(Е. Мищенко)

Успех приходит обычно

В гости нежданно к тем,

Кто кропотливо, привычно,

Трудясь весь день органично,

Решая вопросы лично,

Теряет массу проблем.

(В. Батура)

Акростих – стихотворение, начальные буквы строк которого составляют имя, слово или (реже) фразу. Акростих рассчитан на зрительное восприятие, поэтому буквы нужно выделить.

Мой дорогой, любимый человек,

Об этих днях, минутах не забуду.

Рассказы при луне и тот скалистый брег,

Единственный из всех, я вечно помнить буду (К. Кобахидзе).

Зимний вечер промозгло-печальный,

Иней коркой лежит на пруду.

Млечный путь, как рисунок наскальный,

А душа словно чует беду.

 

Ветер плачет и жалобно стонет,

 

День в метели бушующей тонет,

Уходя в никуда.

Шепот снега твой образ напомнит,

Если я без тебя… (Ю. Стаценко).

 

Орфографические стихотворения – это рифмовки со словарными словами, словами с какой-то орфограммой или с грамматическими рифмами. Это задание педагог может с успехом применять на уроках русского языка как одно из упражнений по закреплению орфографических умений учащихся. А если сочинять такие рифмовки может учитель, то он научит и детей.

Я иду, смотрю – витрина,

А в витрине той – картина.

Я войду, куплю пейзаж,

Потом сдам его в багаж.

Полечу на самолёте

Я на отдых на курорте.

(Т. Ярошенко)

Не мог медведь придумать целлофан,

Он в этом деле абсолютнейший профан.

Была мартышка всех в лесу умней,

Никто в таланте не сравнится с ней:

Все ночи напролёт писала фельетоны,

Затем на завтрак ела шампиньоны.

(О. Пономарёва)

Четверостишие на правило: мягкий знак на конце существительных женского рода, 3 склонения.

Наступила темная ночь.

С дискотеки вернулась дочь.

Забралась на теплую печь

И придумала мудрую речь (А. Положенцева).

 

Стихотворение (сонет) на орфограмму: Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Этот город, дождями измученный

И ненастьями жизни наученный,

Не стирается в памяти каждого,

Кто когда-нибудь в нем побывал.

 

Этот город не просто измученный

Злом, обманом, войной туго скрученный,

Хочет в светлое что-то верить,

Хочется, чтобы он процветал.

 

И пришел человек обученный,

Напевая мотив неразученный,

Он словами простыми и жгучими

Этот город из пепла поднял.

 

Горький опыт, годами полученный,

Навсегда в сердце песней унял (О. Возовик).

 

Монорифмическое стихотворение, в котором все строки рифмуются между собой. Несомненно, задание сложное, особенно для начинающих поэтов, однако в его выполнении обучающимся может помочь «Словарь поэтических созвучий». И то ощущение гармонии, цельности и стройности, которое присуще монорифмическому стихотворению, оправдывает мучительные поиски рифмы:

Покажи мне любовь, цвет весенней зари,

Научи меня жить, дверь души отвори,

И кровавой зарёй ты меня не кори,

Расскажи мне про жизнь, о любви говори (Ю. Стаценко).

 

Интонация – пространство и время живого слова. Интонация способна даже слово довести до фразы, придать  ему интонационную самостоятельность. Обучающимся предлагается сочинить стихотворение, состоящее из слов-предложений. Можно начать его так: «Окно. Деревья. Ветер…» или «Уйти. Забыть. Оставить…». Другие варианты начала стихотворения: «Не мешайте. Отпустите. Помогите…», «Корабль. Солнце. Блики…», «Пришёл. Увидел. Победил…». Можно придумать и своё начало.

Ночь. Луна. Тишина.

Он. Она. Вдвоем.

Стук в дверь. Суета.

Муж. Кулак. Синяк.

Вот так (О. Недоведеева)

Окно. Деревья. Ветер.

Одна. Забыть. Не верить!

Уйти. Оставить одного.

Но не могу. Так суждено.

(А. Сухно)

 

Композиция – это иерархия соподчинений, целесообразности и приёмов, упорядоченность построения стихотворения на всех уровнях: фонетическом, семантическом, синтаксическом. Основным композиционным средством является синтаксическая упорядоченность, проявляющаяся в различных видах повторов. Обучающимся предлагается сложить стихотворение, насыщенное анафорами, эпифорами и, при возможности, другими повторами. Использование повторов многократно увеличивает эмоциональное впечатление, производимое стихотворением.

Можно использовать следующие анафоры: «И ты…», «Вечер…», «Нам…», «Дети…», «Как…», «Да…», «К вам…», «Здесь…», «Все…», «Кто…», «Тот…» и любые другие; эпифоры: «…нет», «…были», «…слово», «…имя», «…ты», «…молчи!», «…светло», «…дороги», «…позовёт», «…ночь» и другие. Написав стихотворение, учащиеся будут поражены тем впечатлением, которое оно производит.

Тот, кто шагает за мной по пятам,

Тот, чей образ витает то тут, то там,

Тот, кто покоя мне не дает,

Тот, с кем моё сердце поет.

(О. Малеева)

Если хочется плакать – молчи!

Если горестно стонешь – молчи!

Если больно и страшно – молчи!

Ты одна в этой тёмной ночи.

(Н. Черненко)

Перифраз – использование формы, а иногда и лексического строя известного литературного произведения с резко отличающимся содержанием, чаще всего сатирическим. Звуча юмористически или сатирически, перифраз не является пародийным произведением. Учащимся можно предложить сочинить перифраз, основанный на каком-либо известном классическом стихотворении (отрывке), например: «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкина, «Парус» М.Ю. Лермонтова и под. При сочинении перифраза необходимо или знать текст оригинала наизусть, или иметь его перед собой. А сам текст-опора должен быть максимально узнаваемым, только тогда перифраз будет эффектным.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

С бутылкой белого портвейна,

Как Казанова из мечты.

 

И в опьяненье безнадежном,

В хмелю угарной красоты,

Я слышала твой голос нежный,

Смотрела в милые черты.

 

Шло время. Наш порыв мятежный

Растаял так же, как и ты.

Забыли мы о встрече нежной,

Разбились в прах мои мечты.

 

Душе настало пробужденье,

И вот опять явился ты,

С бутылкой белого портвейна,

Как Казанова из мечты (Е. Лагун).

 

Лимерики – это шуточные стихотворения из пяти строк с рифмовкой аавва, жанр английской литературы, как народной, так и авторской. Этот юмористический жанр связан довольно строгими канонами, но, несмотря на это, способен привлечь внимание учащихся, очаровать их лёгкостью, непосредственностью, зародом.

Ну как не влюбиться в Алешку,

Он носит с собою  гармошку.

Танцует и скачет,

В жилетку не плачет,

Давайте станцуем с Алешкой.

(О. Бондаренко)

В Париже Кати проживала,

Ни бед, не печали не знала,

Но волею рока

Влетела сорока.

Беднягу совсем заклевала

(К. Кобахидзе)

Упражнения со строфикой. После знакомства с разными типами строф можно дать обучающимся задание сочинить стихотворение, состоящее из необычных, интересных строф: дистих, терцина, одическая строфа и т. п. Это задание очень сложное, к его выполнению нужно долго готовиться, зато результат интересен, причём как большие формы (сонет), так и малые, например, дистих:

Твои глаза, твой смех и губы…

Люблю тебя, мой нежный, глупый (Н. Черненко).

 

С точки зрения мелодики, выделяют напевный стих (песенный и романсный) и говорной (разговорный и ораторский). После знакомства с типами мелодики можно предложить обучающимся сочинить стихотворения с одинаковым началом и различной мелодикой. К примеру, было выбрано начало «Сладко птица пела…».

Сладко птица пела о грешности

В жизни грешные на каждом шагу.

Почему я подверглась нежности?

И простить себя не могу (М. Чернова, романсная мелодика).

Сладко птица пела

На ветвях березы.

Так красиво пела,

Что полились слезы –

Это были слезы

Радости и счастья,

Ведь такое в жизни

Происходит часто

(С. Коваленко, песенная мелодика)

Сладко пела птица

В далеком, глухом саду,

А два красно-алых тела

Лежали на мертвом снегу.

 

Кому это нужно, скажите?

Ведь дальше так жить нельзя!

Зачем же убиты птицы?

Слезятся от боли глаза…

(Н. Черненко, ораторская мелодика)

 

Креативно работающий педагог продолжит начатый нами перечень заданий на стихосложение, развивая с их помощью творческие способности обучающихся, открывая в них талант, повышая самооценку. Одним из обязательных эффектов использования заданий по стихосложению является то, что обучающиеся получают огромное удовольствие от создания стихов. Им удаётся, причём не в чужих, а в своих стихах, увидеть красоту русского языка, поскольку «именно под влиянием стихотворного ритма выразительные средства языка концентрируются, и интонационный строй речи, нейтрализованный в прозе, приобретает в стихах своеобразие и предельную выразительность» [2, с. 32-33].

Задания по стихосложению можно давать детям, начиная с дошкольного возраста [2], затем вводить в процесс преподавания в начальной школе [1], [4], продолжать данную работу в средней школе [5], в образовательных учреждениях среднего [3] и высшего профессионального образования. Наш опыт использования в процессе преподавания лингвистических дисциплин заданий по стихосложению показывает, что сочинять, пусть не великие творения, но хотя бы обычные стихи способны все учащиеся. Педагогам надо просто не бояться разнообразить свои занятия заданиями по сочинению стихов, а обучающимся – не стесняться выражать свои мысли и чувства в этой прекрасной форме – в форме стихотворения.


Библиографический список
  1. Грехова И.П. Детское речевое развитие в деятельности стихосложения / И.П. Грехова // Научный диалог. – 2012. – № 6. – С. 144–157.
  2. Старжинская Н.С. Поэтика как средство освоения культуры детьми дошкольного возраста / Н.С. Старжинская, А.Л. Давидович // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 3. – С. 32–36.
  3. Крылова М.Н. «Основы стихосложения» в педагогическом колледже / М.Н. Крылова // Специалист. – 2004. – № 11. – С. 14–15.
  4. Терехов В.А. О стихах – весело и серьёзно (Основы поэтического мастерства) / В.А. Терехов // Образование в современной школе. – 2011. – № 5. – С. 10–15.
  5. Халтурина Г.П. Учу стихосложению / Г.П. Халтурина // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 82–83.


Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: