Начиная с 1991, а особенно запомнился 2008 год, в министерстве обороны РФ было так много различных изменений в организационно-штатной структуре войск, кадровых решениях, а также нововведений, проводившихся так непродуманно, что общественность задумывалась, а нужны ли были эти нововведения вообще? К сожалению, проигнорировано было главное правило военной науки, что любое изменение не должно ухудшить боевую готовность войск. [1]
В этой статье рассмотрим подготовку офицерских кадров с момента распада Советского Союза и до настоящего времени.
После распада Советского союза и создания Российской Федерации командование вновь созданных Вооруженных Сил РФ столкнулось с тем, что для содержания такой громоздкой системы военных вузов нет достаточного количества финансовых средств. Поэтому началось сокращение военных училищ. Помимо сокращений самих учебных заведений, в оставшихся академиях сокращались сроки обучения, чтобы как можно больше сократить расходы на обучение курсантов. В конце 1994 года началась война в Чечне. Из-за больших неоправданных потерь среди личного состава, привлеченного к проведению операции, «не модности» патриотизма конкурс в военные училища резко снизился. ВС РФ столкнулись с кризисом в системе военного образования. Оказалось, что если не набрать в необходимом количества будущих (после выпуска из военных училищ) лейтенантов, то в ВС РФ просто не хватит офицеров. Для того, чтобы решить эту проблему, руководство Минобороны РФ решило, что необходимо сделать военное образование привлекательным для граждан. Поэтому было решено, помимо военной специальности, давать выпускникам военных училищ и академий еще и гражданскую специальность. Пришлось изменить программы обучения, а также переименовать военные училища в военные институты.
[2]
Но проблемы это не решило, – офицеров, особенно звена взвод – рота, всё равно не хватало. Поэтому пришлось, создать курсы младших лейтенантов, на которых военнослужащие по контракту и прапорщики после шестимесячного обучения получали воинское звание «младший лейтенант» и становились офицерами. Одновременно с этим повысился призыв офицеров из запаса, прошедших обучение на военных кафедрах гражданских вузов. Ситуацию эти решения не улучшали. Офицеры, закончившие военные вузы продолжали увольняться в запас, выпускники курсов младших офицеров ситуацию не спасали, возможно, из-за недостатка образования, неясности перспективы и других объективных причин. 90 % студентов обучалось на факультетах и кафедрах с целью уклониться от военной службы в принципе. Служить в армии не входило в их планы, а при «попадании» в войска лейтенанты – двухгодичники отбывали срок, причем как они, так и их командиры и начальники, особенно в случае назначения новоиспеченных лейтенантов на командные должности.
Новый этап российского военного образования ознаменовал 2008 год. В основу новой вузовской сети положены принципы концентрации подготовки военнослужащих по широкому спектру специальностей в системообразующих вузах, интеграция военного образования и военной науки – это признанная мировая и отечественная практика. В настоящее время общее количество военно-учебных заведений сокращено до 17. Сеть включает три военных учебно-научных центра видов Вооруженных Сил, 11 военных академий и три военных университета. В их составе 25 филиалов вузов и три научно-исследовательские организации. Решения по оптимизации сети военных вузов Минобороны принимаются коллегиально, на основе детальной всесторонней проработки вопросов. Для этого в военном ведомстве создана специальная комиссия. К обсуждению привлекаются руководящий состав Министерства обороны, заказчики подготовки кадров, представители органов Центрального военного управления и так далее. [3]
Это в теории, на практике получилось «как всегда». Большинство военных училищ было закрыто, профессорско-преподавательский состав выставлен на улицу, набор курсантов прекращен, по выпуску молодому лейтенанту предлагалось в лучшем случае стать водителем автомобиля или командиром отделения, а в худшем искать себя на гражданской службе.
На фоне реформы Военных вузов реформа системы обучения офицеров в гражданских вузов не выглядит такой кровожадной, хотя по числу сокращенных факультетов и кафедр имеет такую же пропорцию. Оптимизация военного образования предусматривала сокращение количества военных кафедр в гражданских вузах с 229 до 68.
В итоге переход на новую систему подготовки офицеров запаса ввел деление вузов и их выпускников по их отношению к службе в армии на три сорта. Выпускники «первого сорта» по окончании военной кафедры сразу будут отправлены в запас. В этот список вошли двенадцать столичных вузов, пять петербургских, по два учебных заведения Казани и Новосибирска и по одному еще в 14 городах России.
Ко «второму сорту» отнесены 33 вуза, при поступлении в которые (в так называемые учебные военные центры) молодые люди будут заключать контракт с Минобороны. Контракт означает для них повышенную стипендию в период обучения (в пять раз выше общефедеральной) и службу на офицерских должностях не менее трех лет по окончании вуза. Если же выпускник захочет расторгнуть контракт, ему придется возвратить затраченные на его обучения средства в полнм объеме.
Остальные вузы России относятся к «третьему сорту». Их выпускники будут призываться по окончанию института, и служить в армии на рядовых должностях[4].
Если уйти от вопроса профессиональной подготовки выпускников гражданских вузов и зайти со стороны государственных интересов, то эта реформа назрела. В год выпускалось 50 тысяч лейтенантов запаса, из которых на действительную службу призывалось 10-20 %, а это означает, что около 40 тысяч человек избегало военной службы. Эти 40 тысяч могли бы с успехом пополнить стройные ряды Российской армии в качестве рядовых солдат. Создание учебных военных центров несомненный успех, а вот военные кафедры это большой вопрос. Официально – это мобилизационный ресурс, который, как мы знаем, создается на случай войны, хотя на практике невооруженным взглядом видно военные кафедры созданы для легального уклонения от военной службы детей столичной и региональных элит. [5]
В итоге мы пришли к тому, что в прошлом году министерство обороны РФ возглавил новый министр генерал армии Шойгу С.К., позиция которого по судьбе военного образования пока не до конца ясна. С одной стороны он укрепляет базу оставшейся военной базы, но не восстанавливает закрытые военные учебные заведения. Власти регионов и неравнодушные люди ждут, что прославленные учебные заведения «восстанут из пепла». Ректоры вузов предлагают идеи от научных рот (которые уже воплощаются в жизнь) до службы студентов в «рассрочку». Хотя вряд ли эти идеи ректоров вузов жизнеспособны и выгодны военному ведомству. А восстановление ряда военных вузов и подготовка офицеров, инженерного и гуманитарного профиля в учебных военных центрах, несомненно, выгодно как государству, так и Министерству обороны.
В 2013 году набор в военные училища был, как никогда высок, остается надеяться, что в 2018 году в войска придут разносторонне образованные профессионалы своего дела. А как результат реформ 2009 года, через два года министерство обороны РФ ощутит кадровый голод на первичных офицерских должностях. А при учете того, что офицеры-специалисты для всех силовых ведомств готовились в вузах министерства обороны, то другие ведомства окажутся еще в менее выгодном положении. Но не будем пессимистами, наше отечество и в худшие времена побеждало как внешних, так и внутренних врагов, тем более, что во главе Министерства обороны человек который 20 лет выходил из кризисных ситуаций.
Библиографический список
- Астанин В. Реформы армии и эксперименты с безопасностью страны//Военное обозрение. 10 июня 2013 № 23.
- Баранец В.Н. Как проводят реформу военного образования в России//Военные пенсионеры за Россию и ее вооруженные силы. 08 июня 2011 № 23 (916).
- Гареев М.А. Какими будут вооруженные силы в перспективе//Военно-промышленный курьер. 13 июня 2012 № 23 (440).
- Турченко С., Дмитриев А. Министерство обороны «заказало» офицеров//Свободная пресса. 1 июня 2010.
- Шепелев О.Ю. Решение проблем подготовки офицеров в гражданских вузах // Журнал «Вопросы управления. Уральский институт – филиал РАНХиГС. Электронная версия регулярного бумажного издания». – . 2008. № 1(2).