УДК 37.02; 371

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Кириллова Алёна Ивановна
Казанский Государственный Университет Культуры и Искусств
ст. преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
Статья рассматривает основные принципы формирования эмоционального интеллекта на занятиях иностранного языка.

Ключевые слова: арт-технологии, здоровьесбережение, коммуниативная компетентность, ролевая игра, эмоциональный интеллект


THE FORMATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES

Kirillova Alena Ivanovna
Kazan State University of Culture and Arts
Foreign Languages Department

Abstract
The article considers the principles of emotional intelligence formation at the lessons of foreign languages.

Keywords: art-therapy, communication, competence, emotional intelligence, health-saving technologies, role play


Библиографическая ссылка на статью:
Кириллова А.И. Формирование эмоционального интеллекта на занятиях иностранного языка // Современная педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/02/2130 (дата обращения: 12.07.2023).

Для того, чтобы изучение иностранного языка не становилось  повинностью, рутиной и, учитывая, что система организации обучения и занятий в частности может являться травматичным фактором для здоровья учащихся и может привести к снижению их успеваемости и мотивации, ухудшению дисциплины, состоянию тревожности, представляется необходимым созданием особой эмоциональной здоровьесберегающей среды посредством формирования эмоционального интеллекта на занятиях иностранного языка, который мотивирует к изучению языка и показывает его практическое применение.[1].

В зарубежной и отечественной педагогике применяется термин “эмоциональный интеллект”, который означает совокупность знаний, умений и способностей, связанных с регуляцией эмоциональной сферы личности и необходимых для эффективной социализации и коммуникации. Понятие включает умения различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями партнёров по коммуникации. По словам Г. Бреслава, понятие «эмоциональный интеллект» позволило исследователям по-новому взглянуть на эмоциональную составляющую и увидеть, что «люди различаются не только по тому, какие у них эмоциональные явления и как они протекают, но и по тому, как они умеют обходиться с ними».[2].

В преподавании иностранного языка многие компоненты “эмоционального интеллекта” (саморегуляция, эмпатия, мотивация достижения, рефлексия) необходимы для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Эмоциональный интеллект развивается только в процессе коммуникации, модулируемой на занятиях иностранного языка. Подключение эмоциональной сферы учащегося в процессе изучения иностранного языка способствует более успешному его усвоению.

Принципы формирования эмоционального интеллекта.

Самооценка. На занятиях следует уделять внимание способностям и возможностям каждого учащегося. В оценке важен не только результат, но и усилия, затраченные учащимся для его достижения. Необходимо показывать сильные стороны каждого учащегося и результаты успешной работы, что способствует мотивации к изучению иностранного языка.

Самосознание. В обучение необходимо включить элемент самоконтроля, то есть позволять учащимся самостоятельно оценивать свою работу.

Управление эмоциями. Преподавателю нужно внимательно слушать каждого учащегося и приучать их слушать других участников общения.

Мотивация достижения. Необходимо ставить перед учащимися выполнимые цели и задачи, использовать проектные и проблемные задания.

Эмпатия. На занятиях учащимся необходимо научиться реагировать на эмоции других людей в различных ситуациях. Важно научить их ценить личные и совместные успехи и достижения.

Социальные навыки. Необходимо давать задания  в парах, в группах, что способствует общению.

Существуют различные приемы, технологии и упражнения, формирующие и развивающие эмоциональный интеллект. Их можно сгруппировать в понятии арт-технологии. Использование арт-технологий позволяет сделать обучение иностранному языку особенно в неязыковом вузе творческим, интересным и разнообразным.[3].

Среди наиболее часто используемых приёмов выделяют игровые формы заданий (ролевые игры, инсценирования, игры на развитие общения), стихи, рисунки и фото, музыку и песни, конкурсы, соревнования.

Инсценирования на иностранном языке развивают эмоциональный интеллект учащихся в процессе изучении иностранного языка естественным путем через формирование жизненных ситуаций и видов поведения.

Стихи на иностранном языке можно использовать и при введении в тему и в качестве конкурсов.

Песни на иностранном языке способствуют  прочному усвоению и расширению лексического запаса и усваиванию грамматических конструкций. В песнях знакомая лексика преподносится в новом контексте и встречающиеся в песнях реалии стран изучаемого языка развивают чувство языка и знания стилистических особенностей, а также песни способствуют эстетическому воспитанию.

Групповые обсуждения позволяют совместить эффективность с развитием личностных составляющих эмоционального интеллекта. Таким образом, речевая направленность дискуссий предполагает использование различных ситуаций, ролевое и имитационное общение. Следовательно, эти виды деятельности реализуются в виде общения, которое организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.

Отметим, что речевая направленность процесса обучения заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть самое практическое использование иностранного языка.[4].

Ролевые игры приближают речевую деятельность к реальной коммуникации. Ролевая игра представляет собой речевую деятельность, одновременно игровую и учебную, в процессе которой обучающиеся  выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызы­вает потребность в общении на иностранном языке. [5].

Пословицы и поговорки развивают языковую интуицию, закладывают привычку думать лингвистическими понятиями, расширяют словарный запас, делают речь яркой и выразительной.

Видео на занятиях иностранного языка  открывает возможности  для преподавателя и учащихся для овладения иноязычной культурой, в особенности в формировании социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом. Грамотно подобранный фильм или обучающее видео на иностранном языке позволяет учащимся вливаться в среду изучаемого языка и познавать и совершенствовать определённые нормы этики и морали. [6]. Необходимо изучать и использовать правила речевого этикета, обращать внимание на манеры и ведение беседы, выбор фраз и выражений, показывая различные подходы, характерные для носителей иноязычной культуры.[7].

Использование подобных технологий способствует, в том числе, и осуществлению эффективной межкультурной коммуникации с носителями языка.

Как известно, необходимыми условиями эффективной коммуникации двух  или более представителей различных культур являются владение иностранным языком, а также знание норм и правил поведения, психологии и менталитета.[8].

Занятия иностранного языка как нельзя лучше подходят для интеграции эмоций в процессе обучения, а добавление эмоционального компонента способствует более успешному его изучению и применению; формирование же эмоционального интеллекта помогает  развитию коммуникативной компетентности и более эффективному межкультурному общению.


Библиографический список
  1. Кириллова А.И. Возможности формирования ценности здорового образа жизни на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. – Апрель 2013. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2788
  2. Бреслав, Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2004.
  3. Кириллова А.И. Использование арт-технологий на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5398
  4. Новгородова Е.Е. Особенности формирования устной иноязычной речи посредством речевого взаимодействия на занятиях по английскому языку // Современные научные исследования и инновации. – Январь 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30526
  5. Валеева Р.З. Ролевая игра как активный метод обучения иностранному языку в вузах культуры и искусств // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5479
  6. Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. – Март 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
  7. Кириллова А.И. Межкультурная коммуникация через стратегии речевого поведения // Гуманитарные научные исследования. – Январь 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5741
  8. Сатарова Л.Х. Основные проблемы межкультурной коммуникации как фактор развития современного общества // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29074


Все статьи автора «AlenaKirillova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: