Ядром компетентностно-ориентированного образовательного процесса является студент. Такой процесс заключается в ответственном отношении обучающегося к процессу и итогам своего обучения. В соответствии с основными идеями Болонского процесса обучение должно воплощаться в действительность в форме персональных для каждого обучающегося образовательных траекторий, при котором студенты имеют возможность изучить собственно тот комплект учебных курсов и иных видов учебной работы, который нужен им для будущей успешной профессиональной реализации [1].
Учебный процесс необходимо сформировать так, чтобы «взращивать» найденные способности у будущих специалистов по оценке условий, раскрытию оснований возникновения противоречий и проблем в деятельности (личностной и профессиональной), а также планированию и реализации особой деятельности по одолению трудностей (противоречий). Таким образом, учебный процесс должен быть построен так чтобы, алгоритм возникновения и преодоления противоречий основывался на учебном содержании. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение [2].
Проблемное обучение ориентировано на поиск студентом новых знаний и способов действия самостоятельно, и подразумевает пошаговое и целеустремленное освещение перед обучающимся проблем, возникающих в результате познания, решая, которые он с помощью преподавателя усваивает новые сведения инициативно. Таким образом, проблемное обучение обеспечивает особенный тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их использование в практической деятельности. Наряду с эти, проблемное обучение способствует вырабатыванию мотивации достижения успеха, формирует мыслительные способности студентов.
Следовательно, суть проблемного обучения заключается в формировании и развитии творческих способностей обучающихся путем усиления их мышления на основе проблемных ситуаций, формируемых преподавателем при усвоении студентами новых сведений, умений и навыков.
Проблемное обучение – способствует реализации идей, развивающее обучение, позволяет поддерживать напряженную умственную деятельность на протяжении всего урока. При проблемном обучении основным в уроке является создание проблемных ситуаций. Проблемные ситуации – это группировка учебного материала, порождающего вопрос, на который учащиеся не могут отвечать на основе имеющихся у них знаний.
К проблемной ситуации предъявляют следующие требования: она должна быть актуальна и должна быть противоречива. Такуюситуацию можно создать несколькими способами. Одним из способов является способ создания проблемных ситуаций с помощью опыта. Можно смоделировать проблему, используя отрывки из художественной литературы, а также через раскрытие научных заблуждений.
В настоящее время можно выделить следующие уровни проблемности: преподаватель сам создает и сам решает; преподаватель ставит проблему, а решает вместе с обучающимися; преподаватель создает ситуацию, студенты решают сами; создают ситуацию вместе с обучающимися, а решают сами обучающиеся.
Проблемный метод применяется:
1. Когда есть база по данной теме.
2. Класс подготовлен.
3. Есть время.
Проблемный подход к обучению на современном этапе при кредитно-модульной системе обусловливается целевыми инструкциями формирования у обучающихся новых знаний. Исследования узловых психолого-педагогических положений и понятий проблемного обучения в контексте личностно-деятельностного подхода послужили основой для дальнейшего изучения внедрения проблемного подхода в методике преподавания дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов в вузе, на основе учета его места и роли в общей системе традиционного обучения.
Проблемный подход, тщательно разработанный в теории, к сожалению, подчас не находит своего применения в практике преподавания дисциплин в системе высшего образования. Вследствие этого, этот метод, хотя и эффективный, нельзя применять не разрабатывая особую пошаговую систему, учитывающую специфику преподаваемой дисциплины.
Проблемное обучение заключается в том, чтобы дать возможность обучаемым, решить предлагаемые задачи самостоятельно, а это будет способствовать развитию студента не только как обучаемого, получающего конкретные знания, но и как личности способной проводить свои научные исследования.
Библиографический список
- http://www.narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru/_doc/umu/level/kpk/posobie.pdf
- http://www.rusnauka.com/15_APSN_2010/Pedagogica/66242.doc.htm
- http://www.dvfu.ru/umu/Mo_RF/concept/con1_02.htm