УДК 377.1

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Буранок Сергей Олегович
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н.

Аннотация
Статья посвящена проблемам преподавания в вузе темы "Вторая мировая война на Тихом океане". Проводится сравнительный анализ систем обучения. Предлагается несколько вариантов решения проблемы в российских вузах.

Ключевые слова: Вторая мировая война, Вторая мировая война на Тихом океане


THE SECOND WORLD WAR IN THE PACIFIC: SOME PROBLEMS STUDY AND TEACHING

Buranok Sergey Olegovich
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
PhD

Abstract
The problem of theme of "World War II in the Pacific teaching in high schools is analyzed in the article. The comparative analysis of the system of teaching is carried out. Some variances of problem decision for Russian institutes of high education are proposed.

Библиографическая ссылка на статью:
Буранок С.О. Вторая мировая война на тихом океане: некоторые вопросы изучения и преподавания // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2390 (дата обращения: 12.07.2023).

События Второй мировой войны на Тихом океане традиционно приковывают внимание исследователей. Научный интерес к истории происхождения войны, военному планированию сторон, ходу и характеру операций не ослабевает, и сегодня продолжаются ожесточённые дискуссии, основы которых заложены ещё в 1941 − 1945 гг.  Нападение на Пёрл-Харбор – одно из  важнейших сражений Второй мировой войны на Тихом океане. Изучению его различных аспектов посвящены не только тысячи исторических трудов во всём мире, но и девять специальных расследований и комиссий в США. Однако место, определённое Пёрл-Харбору в программах для педагогических высших учебных заведений, более чем скромное. И это несмотря на то, что нападение 7 декабря 1941 г. − важная тема двух курсов: «Новейшая история стран Азии и Африки» [6; 8; 10] и «Новейшая история стран Европы и Америки» [5, с. 308, 381; 7, 10].

Существует ряд факторов, способствующих продуктивному использованию документов на семинарских занятиях по ключевым темам дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки». Одной из таких тем является Тихоокеанская война. Представляется не только возможным, но и целесообразным использовать разнообразные исторические документы на семинарских занятиях по теме «Тихоокеанская война». Для получения представлений о подготовке нападения студенты на занятиях анализировали два ведущих документа: 1) «Основы политики императорского правительства в современных условиях» от 2 июля 1941 г. [9, с. 272 – 277]; 2) «Приказ № 1 Ударному соединению» [1]. Кроме того, предполагался разбор двух комплексов источников: 1) донесения военных США; 2) выступления Ф.Д. Рузвельта, посвящённые Пёрл-Харбору. Такой подход имеет ряд преимуществ. Во-первых, студенты могут понять различие информации о нападении у военных и политиков. Во-вторых, на семинаре можно установить связь и даже влияние одного комплекса документов на другой. В-третьих, чётко просматриваются при таком подходе особенности данных видов источников. В первом комплексе центральным документом выступает первый общий доклад адмирала Х. Киммеля о повреждениях кораблей Тихоокеанского флота США [2].

Студенты были свободны в выборе методов анализа. Однако, подавляющее большинство сконцентрировалось на структурно-функциональном и, отчасти, лингвистическом методах. Наиболее продуктивная работа на протяжении всех трёх лет (2007–2010 гг.) шла по второму вопросу, несмотря на то, что здесь предлагались студентам самые сложные документы как по форме, так и по содержанию.

Это первый доклад Киммеля о нападении на Пёрл-Харбор от 21 декабря 1941 г., объёмом всего  в 1 страницу (перевод С.О. Буранка), а в дополнение к нему – комплекс из 14 военно-морских донесений. Уникальность последних состоит в то, что все они рукописные (карандашом), на стандартных бланках, используется много аббревиатур, сокращений, содержат множество исправлений, уточнений, резолюций, сделанных ещё в декабре 1941 г.

Именно работа с текстами этих документов вызывает наибольший интерес со стороны студентов, т.к. происходит знакомство (у многих – впервые) с копией реального документа, созданного в важнейший исторический период. В качестве важнейших итогов занятий по теме можно обозначить следующие: 1) Студенты самостоятельно проанализировали источники, на которых основывается вся историография Тихоокеанской войны. Это позволило более глубоко разобраться в особенностях историографических концепций и важнейших научных трудов. 2) Четверокурсники на практике применили различные методы анализа исторических источников. 3) Большое воздействие на студентов оказала работа с оригинальными документами, их самостоятельный перевод, расшифровка, научный поиск.

Для более детального изучения последствий занятий по теме было проведено среди студентов за период 2010 – 2013 гг. анкетирование. Всего в опросе учувствовало четыре курса. Количество респондентов – 164. На вопросы анкеты предлагалось отвечать: «Да», «Нет»,  «Затрудняюсь ответить» или «Иногда». Вопросы и статистика ответов таковы: 1) Нравится ли Вам форма проведения занятий? (100% ответили «да»). 2) Считаете ли Вы целесообразной данную форму занятий в настоящем курсе? (100% – «да»). 3) Анализ источников на семинаре положительно сказался на Ваших знаниях по предмету? (96% – «да», – «4 нет»). 4) Анализ документов на семинаре положительно сказался на Ваших источниковедческих навыках? (96% – «да», – «4 нет»). 5) Повысился ли после занятий интерес к предмету? (96% – «да», – «4 нет»). 6) Узнали ли Вы что-то новое из занятий о принципах и методах работы с источниками? (93% – «да», 7% – «нет»). Однозначно положительные ответы на первый и второй вопросы показывают, что у студентов 4 курса исторического факультета ПГСГА очень большое желание работать с документами, а также полное осознание необходимости, полезности, важности подобной работы. На последний вопрос – «узнали ли Вы что-то новое из занятий о методах работы с источниками?» 93% студентов ответили «да». С одной стороны, эта статистика чрезвычайно положительная, т.к. показывает, что студенты открыты для новых идей, готовы применять новые методы, готовы воспринимать как можно больше информации об основах источниковедческой работы. Но, с другой стороны, эти данные настораживают. Анкетирование проводилось у студентов 4 курса (т.е. старшекурсников), некоторые уже приступили к своим дипломным проектам, но большинство из них применение всего-то двух методов источниковедческого анализа считает чем-то новым, хотя всё это они «проходили» на первом курсе, где данные методы изучали и с успехом их применяли. Следовательно, необходимо:

Во-первых, расширять работу с историческими источниками на практических занятиях.

Во-вторых, использовать как можно больше методов анализ документов на занятиях.

В-третьих, использовать разнообразные по виду документы для повышения уровня профессиональной компетенции будущих историков. А семинары по теме «Вторая мировая война на Тихом океане» подходят для реализации данных вариантов самым лучшим образом.  


Библиографический список
  1. Carrier Striking Task Force Operations Order No. 1 // The Pearl Harbor Papers: Inside the Japanese Plans; Ed. Goldstein, Donald M. and Katherine V. Dillon. Washington; 1993.
  2. Damage to ships of the Pacific Fleet resulting from Enemy Attacks at Pearl Harbor, 7 December 1941 // Pearl Harbor Attack. Pt., 24. Washington, 1946. Р. 1601 – 1603.
  3. Буранок С.О.«Доклад о действиях 7 декабря 1941» адмирала Х. Киммеля: Исследование, публикация текста и перевод. Самара, 2011. 130 с.
  4. Буранок А.О. Система практико-ориентированной подготовки кадров в международном институте рынка // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2-6.
  5. Всеобщая история: Сборник типовых программ для пед. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1. М., 1999. С. 308, 381;
  6. История стран Азии и Африки: Тематический план и методические рекомен­дации для студентов IV курса исторического факультета / Калинингр. ун-т; Сост. А.Д. Чумаков.  Калининград, 1995.
  7. Новейшая история стран Азии и Африки: Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов 4 курса исторического факультета / Сост. А.И. Власов. Самара, 2001. С. 10.
  8. Новейшая история стран Азии и Африки: Учебно-методическое пособие. Томск, 2007.
  9. Основы политики императорского правительства в современных условиях // Что произошло в Пирл-Харборе: Документы о нападении на Пирл-Харбор 7 декабря 1941 года / Перев. с англ. / Под ред. Н.Г. Павленко. М., 1961. С. 272 – 277.
  10. Примерная программа дисциплины «Новая и Новейшая история стран Запада». 18 декабря 2000.


Все статьи автора «Буранок С.О.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: