УДК 377.1

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Дронова Елена Николаевна1, Мыльникова Анна Викторовна2
1Алтайский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы
2Алтайский государственный университет, студентка 3 курса факультета социологии

Аннотация
В работе представлена база тестов для оценки знаний субъектов, изучающих вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Тесты составлены для проверки знания Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В целях организации самоконтроля приводится ключ к тесту.

Ключевые слова: безнадзорность, закон, несовершеннолетний, правонарушение, социальная профилактика, тест


PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY: TEST TASKS

Dronova Elena Nikolaevna1, Mylnikova Anna Victorovna2
1Altai State University, Ph.D., assistant professor of social work
2Altai State University, student of 3rd course of the faculty of sociology

Abstract
The paper presents tests. Tests are written to test of knowledge of the Federal Law "On Principles of Prevention of neglect and juvenile delinquency." The authors provide a key to test.

Keywords: delinquency, law, minor, neglect, social prevention


Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н., Мыльникова А.В. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: тестовые задания // Современная педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/06/2437 (дата обращения: 12.07.2023).

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принят в России 24 июня 1999 г. Данный нормативно-правовой акт является базовым в правовой основе деятельности специалистов органов и учреждений системы профилактики – социальных педагогов, психологов, врачей, юристов, специалистов по социальной работе и других.
Знание норм закона – это не только показатель профессиональной грамотности специалистов, их информационно-правовой компетентности, но и один из критериев эффективности его применения в социальной практике.
Для диагностики информационно-правовой компетентности специалистов-практиков, а также будущих специалистов – студентов, обучающихся по направлениям и специальностям «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогика и психология девиантного поведения» нами разработана и апробирована система тестовых заданий, позволяющих провести оценку знаний нормативно-правового акта. Предлагаемые тестовые задания могут быть использованы в образовательном процессе, а также при организации аттестации специалистов.
В соответствии с текстом закона, в котором нормы права дифференцированы и представлены в главах, мы предлагаем три блока тестовых заданий.
В тесте представлены три виды тестовых заданий: 1) с выбором варианта ответа, задания на градуирование, когда необходимо выбрать правильный ответ(ы) из предложенных вариантов; 2) задания по типу – «открытый вопрос», в которых необходимо заполнить пропуск; 3) задания на установление соответствия между двумя классами объектов.
Блок 1. Основные категории.
1. Признаки безнадзорности несовершеннолетнего:
А. Отсутствие контроля за поведением.
Б. Родители не исполняют свои обязанности по воспитанию.
В. Законные представители несовершеннолетнего ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по содержанию ребенка.
Г. Работа несовершеннолетнего на улице.
Д. Непосещение образовательного учреждения.
Ключ: А, Б, В.
2. Признаки семьи, находящейся в социально опасном положении:
А. Нахождение ребенка в семейной обстановке, опасной для жизни.
Б. Совершение несовершеннолетним антиобщественных действий.
В. Воспитание ребенка в неполной семье.
Г. Жестокое обращение с ребенком в семье.
Д. Отрицательное влияние родителей на поведение ребенка.
Е. Доход семьи ниже установленного прожиточного минимума.
Ключ: А, Б, Г, Д.
3. Антиобщественные действия несовершеннолетнего:
А. Наркозависмость.
Б. Занятие проституцией.
В. Бродяжничество.
Г. Попрошайничество.
Д. Тайное хищение чужого имущества.
Е. Мошенничество
Ж. Все вышеперечисленное.
Ключ: Ж.
4. Компоненты индивидуальной профилактической работы:
А. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении.
Б. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
В. Коррекция девиантного поведения несовершеннолетних и родителей.
Г. Мониторинг причин социально опасного положения.
Д. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
Е. Исследование социально-демографического портрета несовершеннолетнего.
Ключ: А, Б, Д.
5. Меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
А. Социальные.
Б. Правовые.
В. Педагогические.
Г. Психологические.
Д. Организационные.
Е. Все вышеперечисленное.
Ключ: Е.
6. Задачи профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
А. Выявление и устранение причин антиобщественных действий.
Б. Защита прав несовершеннолетних.
В. Социальный контроль и надзор за поведением несовершеннолетнего.
Г. Пресечение вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений.
Д. Предупреждение беспризорности.
Е. Повышение культуры родителей.
Ключ: А, Б, Г, Д.
7. Принципы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
А. Системность.
Б. Законность.
В. Демократизм.
Г. Индивидуальный подход.
Д. Государственная поддержка общественных объединений.
Е. Последовательность.
Ж. Все вышеперечисленное.
Ключ: Б, В, Г, Д.
8. Законодательство РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представлено:
А. Международным и федеральным уровнем.
Б. Международным, федеральным и региональным уровнями.
В. Международным, федеральным, региональным и муниципальным уровнями.
Ключ: Б.
9. Элементы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
А. Органы и учреждения социальной защиты населения, органы внутренних дел.
Б. Органы и учреждения образования, органы опеки и попечительства.
В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Уполномоченный по правам ребенка.
Г. Учреждения уголовно-исполнительной системы, общественные организации.
Д. Все вышеперечисленное.
Ключ: А, Б.
10. Объекты индивидуальной профилактической работы – несовершеннолетние:
А. Занимающиеся бродяжничеством; воспитанники социального приюта.
Б. Безнадзорные; совершившие административные правонарушения.
В. Употребляющие пиво; освобожденные 13–летние от уголовной ответственности.
Г. Условно осужденные; условно-досрочно освободившиеся.
Д. Состоящие на внутришкольном учете; находящиеся в воспитательных колониях.
Е. Осужденные условно; воспитанники детских домов.
Ключ: А, Б, В, Г.
11. Основания проведения индивидуальной профилактической работы:
А. Приказ руководителя социозащитного учреждения.
Б. Приговор суда.
В. Заявление несовершеннолетнего.
Г. Решение психолого-медико-педагогического консилиума.
Д. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Е. Заявление законных представителей.
Ключ: Б, В, Д, Е.
12. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы:
А. 6 месяцев.
Б. 1 год.
В. Зависят от необходимости оказания помощи несовершеннолетнему.
Ключ: В.
13. Права несовершеннолетних, находящихся социально-реабилитационном центре:
А. Уведомление родителей о помещении в учреждение.
Б. Получение информации о целях своего пребывания.
В. Обжалование решение работников учреждения.
Г. Телефонные переговоры с семьей.
Д. Получение установленного количества посылок.
Е. Обеспечение бесплатной юридической помощи.
Ж. Все вышеперечисленное.
Ключ: А, Б, В, Г, Е.
14. Время, в течение которого информация о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних передается законным представителям.
А. до 24 часа.
Б. до 12 часов.
В. до 72 часа.
Ключ: В.
15. Меры взыскания в специальных учебно-воспитательных учреждениях:
А. Предупреждение, выговор.
Б. Строгий выговор, сообщение родителям.
В. Уменьшение норм питания, лишение прогулок.
Г. Замечание, исключение из учреждения.
Ключ: А, Б.
16. Установите соответствие между видами контроля (1, 2, 3) в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и их содержанием (А, Б, В):
1. Ведомственный контроль.
2. Прокурорский надзор.
3. Общественный контроль.
А. Соблюдение законов.
Б. Исполнение распоряжений.
В. Обеспечение прав несовершеннолетних в воспитательных колониях.
Ключ: 1Б, 2А, 3В.
Блок 2. Направления деятельности в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Орган, координирующий деятельность системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ___________________ .
Ключ: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Орган, рассматривающий представление об исключении несовершеннолетнего из образовательной организации:
А. Комитет по образованию.
Б. Орган опеки и попечительства.
В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ключ: В.
3. Орган, накладывающий административное взыскание на родителей, не исполняющих свои обязанности по содержанию и воспитанию ребенка:
А. Опека и попечительство.
Б. Полиция.
В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Г. Прокуратура.
Ключ: В.
4. Установите соответствие между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) и их компетенциями (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж):
1. Управление социальной защиты.
2. Департамент образования.
3. Органы опеки и попечительства.
4. Комитет по делам молодежи.
5. Управление здравоохранением.
6. Служба занятости.
7. Полиция.
А. Согласие на перевод детей-сирот в другую школу.
Б. Контроль за социальными приютами.
В. Поддержка детских домов.
Г. Поддержка молодежных объединений.
Д. Развитие организаций наркологической помощи.
Е. Профилактика повторных правонарушений.
Ж. Профессиональная ориентация и адаптация.
Ключ: 1Б, 2В, 3А, 4Г, 5Д, 6Ж, 7Е.
5. Список учреждений социального обслуживания в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
А. Открыт.
Б. Закрыт.
В. Определяется законодательством субъекта РФ.
Ключ: А.
6. Учреждения социального обслуживания предоставляют несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении:
А. Социальные услуги.
Б. Помощь в рамках индивидуальной программы социальной реабилитации.
В. Образовательные услуги.
Г. Медицинские услуги.
Ключ: А, Б.
7. Специализированные учреждения для несовершеннолетних в системе социальной защиты населения:
А. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Б. Социальные приюты.
В. Центры помощи семье и детям.
Г. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Д. Кризисные центры.
Ключ: А, Б, Г.
8. Установите соответствие между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (1, 2, 3, 4) и направлениями их деятельности (А, Б, В, Г).
1. Общеобразовательная школа.
2. Детский дом.
3. Спецшкола закрытого типа.
4. Спецшкола открытого типа.
А. Воспитание и обучение лиц в возрасте от 11 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода.
Б. Реализация программ формирования законопослушного поведения несовершеннолетних.
В. Содержание лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода.
Г. Воспитание несовершеннолетних из семей беженцев и вынужденных переселенцев в течение 1 года.
Ключ: 1Б, 2Г, 3А, 4В.
9. Основания помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа:
А. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Б. Приговор суда.
В. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Г. Заявление родителя.
Д. Постановление судьи.
Ключ: Б, Д.
10. Максимальный срок, на который может быть направлен несовершеннолетний в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа:
А. 1 год.
Б. 2 года.
В. 3 года.
Г. 4 года.
Д. Определяется в каждом конкретном случае.
Ключ: В.
11. Компетенции подразделений по делам несовершеннолетних:
А. Выявление лиц, склоняющих несовершеннолетних к преступной деятельности.
Б. Оказание социально-педагогических услуг несовершеннолетним, состоящим на учете.
В. Рассмотрение административных правонарушений несовершеннолетних.
Г. Внесение предложений уголовно-исполнительным инспекциям о применении мер воздействия к несовершеннолетним.
Ключ: А, В, Г.
12. Учреждение, обеспечивающее круглосуточный прием несовершеннолетних правонарушителей:
А. Социальный приют.
Б. Социально-реабилитационный центр.
В. Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Г. Специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа.
Д. Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Ключ: В.
13. Установите соответствие между сроками (1, 2, 3) и их закреплением в системе профилактики (А, Б, В).
1. До 48 часов.
2. До 30 суток.
3. До 1 года.
А. Время нахождения детей из семей безработных граждан в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Б. Минимальное время, необходимое для устройства находящегося в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
В. Помещение подростка в центр временного содержания на основании постановления руководителя органов внутренних дел.
Ключ: 1В, 2Б, 3А.
14. Элементы уголовно-исполнительной системы:
А. Центр временного содержания.
Б. Воспитательная колония.
В. Следственный изолятор.
Г. Уголовно-исполнительная инспекция.
Д. Специализированное учреждение для несовершеннолетних.
Ключ: Б, В, Г.
Блок 3. Производства по делам несовершеннолетних.
1. Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего передаются в:
А. Орган управления в сфере образования.
Б. Подразделение по делам несовершеннолетних.
В. Уголовно-исполнительную инспекцию.
Г. Специализированное учебно-воспитательное учреждение открытого типа.
Д. Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ключ: Д.
2. Документы, направляемые в суд для рассмотрения вопроса о помещении подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа:
А. Прекращенное уголовное дело.
Б. Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела.
В. Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Г. Характеристика из школы.
Д. Акт обследования семейно-бытовых условий.
Е. Заключение о состоянии здоровья несовершеннолетнего.
Ж. Все вышеперечисленное.
Ключ: З.
3. Срок рассмотрения судьей материалов дела о помещении несовершеннолетнего 15 лет в специальное учебно-воспитательные учреждение закрытого типа:
А. До 10 суток.
Б. До 30 суток.
В. Определяется индивидуально по каждому делу.
Ключ: А.
4. Субъекты обжалования постановления судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа:
А. Родители.
Б. Адвокат.
В. Прокурор.
Г. Несовершеннолетний.
Ключ: А, Б.
5. Субъекты, исполняющие постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа:
А. Центр временного содержания.
Б. Орган управления в сфере образования.
В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Г. Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа.
Д. Орган социальной защиты населения.
Ключ: А, Б, В, Г.
6. Субъект, направляющий в суд материалы дела о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания:
А. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Б. Органа управления в сфере образования.
В. Орган внутренних дел.
Ключ: В.
7. Данные, направляемые в суд при решении вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания:
А. Совершение общественно опасного деяния до 16 лет.
Б. Административное правонарушение.
В. Самовольный уход из спецшколы.
Г. Причины помещения в центр временного содержания.
Д. Предупреждение повторного правонарушения.
Е. Все вышеперечисленное.
Ключ: Е.
8. Право знакомиться с направляемыми в суд материалами дела о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания имеют:
А. Несовершеннолетний.
Б. Родители.
В. Представитель органа опеки и попечительства.
Г. Руководитель органа в сфере образования.
Ключ: А, Б, В.
9. Участники рассмотрения в судебном порядке дела о помещении несовершеннолетнего в центр временно содержания:
А. Несовершеннолетний.
Б. Родители.
В. Адвокат.
Г. Прокурор.
Д. Представитель центра временного содержания.
Е. Представитель подразделения по делам несовершеннолетних.
Ж. Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
З. Все вышеперечисленные.
Ключ: З.
Обработка результатов.
При обработке результатов теста руководствуются следующими правилами: 1) ответ считается верным в вопросах с выбором или в открытых вопросах, если установлено 100% совпадение с ключом теста; 2) в вопросах на установление соответствия каждое совпадение ответа с ключом оценивается в 1 балл. Максимальная сумма набранных баллов по тесту составляет 52 балла. Шкала оценивания следующая: «неудовлетворительно» – процент выполнения тестовых заданий ниже 40% (до 21 балла), «удовлетворительно» – процент выполнения тесовых заданий от 40% до 60% (от 21 до 31 балла), «хорошо» – процент выполнения тестовых заданий от 61% до 80% (от 32 до 46 баллов), «отлично» – процент выполнения тестовых заданий – от 81 % (от 47 баллов).



Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: