УДК 74

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Грицай Людмила Александровна1, Смирнова Мария Дмитриевна2
1Региональный институт бизнеса и управления, доцент кафедры государственного и муниципального управления, кандидат педагогических наук
2Региональный институт бизнеса и управления, студент

Аннотация
В статье изучаются культура и природа как две взаимосвязанные системы человеческой жизни на земле. Авторы полагают, что экологический кризис в мире в начале XXI века вызван кризисом духовной культуры. Определяется, что важнейшей задачей, стоящей перед современной системой образования, становится необходимость совершенствования подходов к системе экологического образования, формирования экологической культуры учащихся студентов.

Ключевые слова: культура, природа, экологическая культура молодежи


SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUTH

Gritsay Lyudmila Aleksandrovna1, Smirnova Maria Dmitrievna2
1Regional Institute of Business and Management, Associate Professor, Department of Public Management, PhD
2Regional Institute of Business and Management, student

Abstract
Culture and the nature are as two interconnected systems of life of human beings on the earth. Ecological crisis in the world at the beginning of XXI century is caused by crisis of spiritual culture. Necessity for improvement of approaches to system of ecological education, formation of ecological culture of pupils – is the problem facing to a modern education system.

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А., Смирнова М.Д. Некоторые аспекты формирования экологической культуры молодежи // Современная педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2576 (дата обращения: 12.07.2023).

Понятие культура имеет давнюю историю. В общем и целом, оно представляет собой сложное явление, характеризующее все сферы деятельности людей. Культура – это не только все, созданное человеком, но и своеобразный способ отражения бытия человечества на земле. Рождаясь, человек живет в мире культуры, но с другой стороны, он связан родственными узами с природным миром. Существуя в двух измерениях, люди и определяют взаимоотношения двух систем: культуры и природы. В идеале подобные отношения должны быть гармоничны, но, порою, они складываются очень сложно, и эта сложность глубоко пронизывает жизнь каждого из нас.

Сегодня проблемы взаимодействия культурного и природного миров как никогда более актуальны. Человечество развивается в сторону урбанистической цивилизации, мы стоим на пороге глубочайшего экологического кризиса, связанного с засорением экосреды. Отчасти проблемы эти вызваны сформировавшимся на протяжении десятилетий потребительским отношением людей к природе, желанием «переделать» ее, стать хозяином, собственником. Но сложнейшая экологическая ситуации начала XXI века связана не только с неисчислимо возросшими материальными потребностями современного общества, в первую очередь, экологический кризис, наблюдаемый нами сегодня, – это кризис духовной культуры, требующий от нас изменения нашей собственной системы ценностей, мировоззрения и поведения.

Новое отношение к природному миру как к основополагающей ценности жизни предполагает и новый подход к данной проблеме в области образования и воспитания. В последние десятилетия в научной литературе появилось новое направление педагогического поиска – особенности целенаправленного формирования экологической культуры личности ребенка. Термин «экологическая культура» был предложен Д.С. Лихачевым как понятие нравственное.

Пробудить в молодых людях  чувство природы могут многие предметы естественнонаучного цикла, но, зачастую, они рассматривают проблему формирования экологической культуры в контексте природоохранительном, не касаясь глубинной духовно-нравственной связи человека и природы. Рассказать об истоках этого чувства, внутренних противоречиях отношений людей и природного мира и способах их преодоления способны, на наш взгляд, предметы гуманитарные, в частности, литература и МХК. В произведениях мировой литературы, изучаемых в вузе, тема «человека и природы» является одной из основополагающих. Но если в творчестве писателей прошлых веков она рассматривается в контексте эстетического отношения к природному миру, то в произведениях современных писателей наряду с этими темами уделяется большое внимание осмыслению экологического кризиса нашей эпохи как кризиса нравственного. Благодаря учению В.И.Вернадского о ноосфере, сегодня вузовская система изучения гуманитарных предсетов по теме «человек и природа» получила новое звучание – «человек и ноосфера», включающих в себя целенаправленное формирование ценностно-мировоззренческих установок и нравственных качеств личности обучающихся.

В последнее время в методической литературе все чаще обращаются к вопросу об интегрированном подходе к преподаванию различных дисциплин. Такой подход возможен в рамках экологического компонента образования при преподавании литературы и МХК. Тема «человек и ноосфера» звучит на занятиях МХК не только при изучении живописных полотен художников, но и в осмыслении своеобразия русской национальной культуры, русского менталитета. Мир национальной культуры неразрывно связан с природою страны, в которой живет народ. Природу можно «читать» духовно, а духовные явления осмысливать  контексте природы. О соответствии русского пейзажа национальному характеру писал еще Н.А. Бердяев. Д.С.Лихачев отмечал то, что многие черты русской души связаны с необыкновенной ширью нашей земли, полями, лесами, особенностями климата – это и чувство «воли» – удали-разгула, и мягкость, терпимость, неторопливость, а порою и апатия душевного сна. Отсюда идет развитие важного чувства, возникающего у школьников, «чувства родины» – «родной земли» – «почвинечества» (Ф.М. Достоевский). Оно выводит нас на новый социально-общественный смысловой ряд, рядом с такими ценностными понятиями как «народ», «история», «память», «нравственность».

Таким образом, и получается, что в одной точке сближаются два мира: и природы, и культуры. И смысл жизни людей заключается не в их противоборстве, а в их объединении. Это и есть тот главный фактор, сплачивающий нацию и созидающий личность.



Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: