УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Кобышева Лариса Илларионовна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Аннотация
Исследование направлено на изучение профессионального самоопределения будущих социальных педагогов. В статье дан краткий анализ исследований проблемы профессионального самоопределения, выделены основные подходы, в которых отражены различные аспекты, важные для понимания феномена самоопределения. Представлена программа по повышению эффективности профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессионально значимые личностные качества, профессиональное самоопределение, профессия, самоопределение, самореализация, социальный педагог


ORGANIZATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL

Kobysheva Larisa Illarionovna
Taganrog Institute of AP Chekhov (branch) Ulianov «Rostov State Economic University (RINH)».
Ph.D., Associate Professor of Social Pedagogy and Psychology

Abstract
The study aims to examine the professional identity of future social workers. A brief analysis of research on the problem of professional self-determination, the basic approaches that reflect the different aspects that are important for understanding the phenomenon of self-determination. Presented the program to improve the effectiveness of professional self.

Keywords: profession, professional self-determination, professionally important personal qualities, self-determination, self-realization, social educator


Библиографическая ссылка на статью:
Кобышева Л.И. Организация профессионального самоопределения студентов в условиях вуза // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2649 (дата обращения: 12.07.2023).

В последние десять лет, исходя из социально-экономической ситуации в России, система высшего образования пребывает в состоянии активного преобразования. Предлагаются различные подходы к организации системы образования, но главная цель – создание системы обучения, ориентированной на развитие личности будущего человека, а, следовательно, быть «субъектом» собственной жизни. Этот аспект описывается как процесс самоопределения.

Наше исследование направлено на выделение теоретических положений профессионального самоопределения личности и разработку программы профессионального самоопределения для будущих социальных педагогов.

Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта конкретного вида труда, предусматривает широкую ориентировку в мире профессий, не ограничивая возможности развития личности. Самоопределение личности в профессии осуществляется в единстве жизненного и профессионального самоопределения.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы выявил ряд авторов, занимающихся исследованием проблемы профессионального самоопределения. В среде отечественных специалистов выделяются следующие авторы: Т.В. Кудрявцев и В.Ю. Шегурова, П.А. Шавир, В.Ф. Сафин, Е.А. Климов, И.С. Кон, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова; к зарубежным специалистам относятся: Ф. Парсонс, А. Маслоу, С. Фукуяма, Д. Сьюпер, М.Р. Гинзбург, Дж. Холланд, Э. Ро и т.д.

Решение проблемы профессионального самоопределения современных студентов во многом зависит от внимания к личностным особенностям будущего специалиста. Проблема особенностей юношеского возраста, в том числе, и студенческого, исследовалась в работах отечественных психологов: Л.С. Выготского, И.С. Кона, Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, М.Г. Дзугкоевой, К.А. Альбухановой-Славской; авторов зарубежных теорий: Э. Эриксона, Э. Шпангера, Ш. Бюлер, Ж. Пиаже, К. Роджерса, С. Фукуямы, Д. Сьюпер и др.

За последние годы выполнен ряд исследований, посвященных проблемам профессиональной подготовки студентов. Различные аспекты поиска решения задач профессионального самоопределения и формирования готовности педагога к освоению профессии рассматривается в трудах таких педагогов, как С.Н. Лесникова, Л.Е. Галаганова, O.A. Волкова, Н.И. Никитина и др.

Однако, как показывает анализ, профессиональное самоопределение выпускников, особенно студентов, обучающихся на специальностях, связанных с работой в социальной сфере, например, социальных педагогов, является недостаточно исследованной областью, так как обнаруживается недостаточная помощь в решении вопросов профессионального самоопределения студентов.

При поступлении в вуз предполагается, что абитуриент должен знать, что за профессию он выбирает, в чем в дальнейшем будет состоять его деятельность, сможет ли он, исходя из своих возможностей, желаний и потребностей, после окончания учебного учреждения работать в данной области (т.е. обладать определенными навыками профессиональной готовности: планирования, принятия решения, навыками общения и т.д.).

Такие общественные профессии, как социальный педагог, психолог, имеющие дело с человеческим материалом, особенно нуждаются в психолого-педагогической помощи. В связи с этим возникает необходимость в разработке программы как целостной системы психолого-педагогической помощи студентам в их эффективном профессиональном самоопределении.

Проблема профессиональной подготовки и самоопределения социальных педагогов связана, прежде всего, c решением проблемы самореализации личности как субъекта образования, то есть личности, целеполагающей образовательную деятельность, а не ограничивающейся только профессиональным поведением. Такой подход, в свою очередь, «рождает потребность в организации индивидуального сопровождения и поддержки процесса развития субъектности на основе формирования антропо-ориентированной профессионально-педагогической культуры и акмеологически- ориентированной стратегии достижения профессиональной зрелости» [1, с. 262].

Профессиональная зрелость включает в себя приобретение ключевых компетенций в виде практических умений и профессионально значимых в будущем личностных качеств. Личностные качества выступают аспектом профессионального становления социальных педагогов [2; 3], педагогов-психологов [4; 5; 6].

Разрабатывая программу по повышению эффективности профессионального самоопределения студентов, мы исходили из того, что основной мотив познавательной деятельности студентов – стремление приобрести социально-значимую профессию (социального педагога).

Важным для нас было и то, что «для человека принадлежность к определенной профессии означает, с одной  стороны,  принятие ее общественно признанных ценностей, а с другой – очерчивает некое ценностное пространство, определяющее нормы и принципы профессиональной деятельности и поведения» [7].

Рассмотрим основное содержание предлагаемой нами программы по повышению эффективности профессионального самоопределения студентов.

Цель программы – повышение эффективности профессионального самоопределения студентов педагогического вуза.

Задачи программы:

1) помощь в профессиональной адаптации;

2) развитие умений планировать и принимать решения;

3) формирование навыков социального взаимодействия и поведения на рынке труда.

Программа предполагает групповую форму работы со студентами, так как при этом возможно оказать помощь большому количеству студентов одновременно. Диагностика профессиональных мотивов, предпочтений и склонностей проводится в индивидуальной форме.

Внедрение программы предусматривает следующие этапы:

1 этап: «коррекция общих профессиональных и жизненных установок» (1-2 курс): помощь в профессиональной адаптации; выработку умений оценивать собственные способности, особенности в отношении профессии;

2 этап: «подготовка к реализации направленной активности студента» (3-4 курс): развитие профессиональных намерений студентов внутри избранной профессиональной области, формирование мотивов выбора профессии и профессиональной деятельности; помощь в реальном соотнесении ими способностей и возможностей в учебе и будущей работе; развитие базовых профессионально важных качеств;

3 этап: «профессиональная реализация» (5 курс): помощь направлена на развитие навыков социального взаимодействия, на формирование поведения на рынке.

Рассмотрим содержание работы на каждом из выделенных этапов.

1 этап

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная профессиональная адаптация студентов первого курса определяет эффективность профессионального самоопределения, а также является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста.

Существенное влияние на процесс профессиональной адаптации оказывает система ценностных ориентаций, профессиональных желаний, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Профессиональная адаптация зависит также от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию.

Задачи этапа:

1. Определение вариантов жизненных планов.

2. Ранжирование этих вариантов по степени предпочтения и возможности реализации.

3. Конкретизация вариантов жизненных планов с учетом возможностей личности, региона, предполагаемых мест работы, ситуации на рынке труда.

Ниже в таблице 1 схематично охарактеризуем ступени реализации первого этапа.

Таблица 1. Ступени реализации первого этапа программы профессионального самоопределения

Ступени

Задачи

Методы

1 ступень: пространство желаний

1. Осознание своих профессиональных желаний.

«Мои профессиональные желания»

2. Помочь участникам понять особенности осознанного выбора профессии.
3. Установление связи своих профессиональных желаний с местами учебы и предполагаемыми местами работы.

«Состязание мотивов»

2 ступень: пространство способностей, мотивов

1. Изучение мотивации профессиональной деятельности.

Диагностика мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

2. Провести самоанализ по способностям.

«Мои способности»

3 ступень: пространство запросов от рынка труда

1. Помощь студентов в осознании уровня информированности относительно своей будущей профессии.

«Контрольные списки»

2. Овладение инструментом контрольной проверки своего выбора. 

На первой ступени работа со студентами начинается с выяснения круга профессиональных желаний, определения их приоритетов, обсуждения перспектив реализации тех или иных желаний, с уточнения круга желаний. Список желаний может быть зафиксирован наглядно в виде круга с разноцветными секторами, где любимыми цветами помечены наиболее приоритетные желания. Далее вводится техника «Состязание мотивов», предполагающая соотнесение плюсов и минусов, сопряженных с реализацией мотивов. Данная техника может быть вербальной или графической, может быть основой для проведения групповой дискуссии с выделением микрогрупп, обосновывающих те или иные мотивы профессионального выбора. Результатом первого этапа работы должно стать уточнение жизненных планов будущего специалиста.

Разработанная нами программа была апробирована в работе с десятью студентами выпускного курса факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)». На первом этапе апробации программы мы обнаружили, что только половина участников экспериментальной группы демонстрирует четкое осознание своих профессиональных желаний, причем студенты недостаточно представляют конкретные места будущего трудоустройства. Пять человек из десяти отметили, что существуют иные возможности профессиональной карьеры, иные места работы и учебы, которые более полно удовлетворяли бы их желания. Далее студентам была предложена методика анализа мотивов профессиональной деятельности. Методика «Состязание мотивов» помогла конкретизировать их профессиональные предпочтения и обозначить более широких круг предпочитаемых мест возможного трудоустройства. Участники группы выразили интерес к данному методу работы и отметили, что они более конкретно представили свои жизненные перспективы.

Для уточнения жизненных планов необходима специально организованная рефлексия мотивации профессиональной деятельности. Для этого может быть использована методика К. Замфир в модификации А. Реана. Студентам предлагаются мотивы профессиональной деятельности, которые они должны оценить по пятибалльной шкале. В дальнейшем студенты подсчитывают показатели внутренней мотивации, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации. На основе полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности, который может влиять на профессиональное самоопределение.

На второй ступени первого этапа обнаружилось, что только у всех студентов отмечался оптимальный мотивационный комплекс, когда внутренняя мотивация превалировала над внешней положительной, а последняя – над внешней отрицательной. Со студентами, по результатам данной методики, обсуждалось, что, чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность специалиста. И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности. Интересно, что для всех участников экспериментальной группы позитивный результат данной методики оказался дополнительным мотивирующим фактором, они отмечали, что укрепились в своем желании работать по специальности.

Осознание студентами уровня информированности по будущей профессии предполагает работу с «контрольными списками», где студентам предоставляется перечень знаний о профессии и содержании труда в выбранной профессии, о перспективах трудоустройства, об организациях, в которых возможно трудоустройство выпускников. «Контрольные списки» позволяют выявить уровень информированности студентов относительно своей будущей профессии. Можно провести круглые столы на тему «Моя профессия и возможное трудоустройство». Целесообразно также проводить экскурсии в учреждения и организации для подбора возможных мест будущего трудоустройства.

Апробация методики «Контрольные списки» показала, что все студенты ориентированы на профессии, распространенные на рынке труда, но хуже представляют себе конкретное содержание профессиональной деятельности. В результате этот вопрос широко обсуждался в группе с использованием дополнительных справочных материалов о должностных обязанностях социального педагога, социального работника. Все участники группы выразили готовность конкурировать на рынке труда и наметили ряд приемов для презентации потенциальному работодателю, составили текст объявления в газете, выгодно представляющий их как соискателей рабочего места.

Информированность о будущей профессии и потребности в специалистах на рынке труда поможет студентам определить свои профессиональные цели. Следовательно, 2 этап консультирование будет направлен на развитие умений планировать.

2 этап

Эффективность профессионального самоопределения зависит от умения планировать; принимать решения и от сформированности профессиональной рефлексии.

Задачи этапа:

1. Развить умения планировать,

2. Формировать алгоритмы принятия решения,

3. Развитие профессиональной рефлексии.

Ниже в таблице 2 схематично охарактеризуем ступени реализации второго этапа.

На первой ступени работа со студентами начинается с выявлением своих профессиональных целей. Студентам предлагается выстроить «Дорожную карту» своих целей, выделив главную профессиональную цель, далее – выделить промежуточные цели, которые помогут достичь главной профессиональной цели. В дальнейшем студентам  предлагается разбиться на микрогруппы и обсудить свою «Дорожную карту профессиональных целей». Затем вводится техника «Заборы и овраги», предполагающая осознание препятствий на пути к достижению профессиональной цели. Группе предлагается выделить один вариант профессиональной цели, в дальнейшем каждый участник группы называет трудности на пути достижения цели. Выделенные студентами трудности можно оформить в виде таблицы. В дальнейшем проводится обсуждение трудностей и осуществляется разработка путей преодоления выделенных трудностей.

Таблица 2. Ступени реализации второго этапа программы профессионального самоопределения

Ступени

Задачи

Методы

1 ступень: пространство целей

1.Осознание промежуточных этапов и возможных путей достижения своей профессиональной цели.

«Дорожная карта»

2.Повышение индивидуального уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

«Заборы и овраги»

2 ступень: пространство принятия решений

1. Дать знание об алгоритме принятия решения.

«Плюс, минус, интересно»

2. Проследить освоение алгоритма на практике.

3 ступень: пространство осознания себя и выбранной профессии

1. Продиагностировать уровень развития рефлексивности.

Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник А.В. Карпова

Апробация первой ступени второго этапа показала интерес участников группы к выделению промежуточных целей профессионального роста и обсуждению возможных препятствий. Все студенты отмечали, что они так конкретно еще не задумывались о начале своего профессионального пути.

Постановка профессиональных целей ведет к формированию навыков принятия решений. Следовательно, на второй ступени работа со студентами будет направлена на развитие умений в области принятия решений. Студентам зачитывается задача, которую необходимо решить, в таблицу заносятся полученные результаты. Все участники делятся на группы в соответствии с полученными результатами. В дальнейшем каждой группе предлагается разработать план убеждения других групп в собственной правоте. Затем проводится дискуссия, в которой каждая группа пытается убедить других в правильности своего результата. В итоге дискуссии все должны прийти к одному результату.

Апробация второй ступени второго этапа выявила готовность большинства участников группы (семь человек из десяти) обоснованно высказывать свою точку зрения, использовать позицию «Взрослый» (по Э. Берну). Двое участников чаще демонстрировали позицию «Дитя», один – позицию «Родитель». Методика «Плюс, минус, интересно» позволила всесторонне обсудить достоинства и недостатки конкретных видов профессиональной деятельности и готовности к ней будущих специалистов и дала полезный алгоритм для принятия решения о профессиональной карьере.

На 3 ступени работа направлена на диагностику профессиональной рефлексии. Для этого может быть использована методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник А.В. Карпова. Студентам предлагается ответить на несколько утверждений опросника. Результатом применения методики является определение показателей уровня развития рефлексии.

Работа участников группы с опросником А.В. Карпова показала у шести студентов высокий уровень рефлексивности, а у четырех – средний. Студенты со средним уровнем рефлексивности более высоко оценивали все этапы работы, говоря, что используемые методики помогают им глубже осмыслить все возможности будущей профессии.

Профессиональная рефлексия – это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны – они развиваются. Высокий уровень рефлексии помогает студенту сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы. Если у студента низкий уровень рефлексии, необходима помощь студенту в корректировке своего профессионального пути. На этом этапе, когда четко сформулированы цели, развиты приемы алгоритмов принятия решений, реализовано полное соотнесение студента и избранной профессии, студент переходит на новый этап профессионального самоопределения.

3 этап

Задачи:

1. Развитие навыков социального взаимодействия;

2. Формирование навыков поведения на рынке труда

Ниже в таблице 3 схематично охарактеризуем ступени реализации третьего этапа.

Таблица 3. Ступени реализации третьего этапа программы профессионального самоопределения

Ступени

Задачи

Методы

1 ступень: пространство социального взаимодействия

1. Определить уровень коммуникабельности человека. 1. Тест межличностных отношений Лири.

2. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского).

2. Выявить формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта.

Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас)

2 ступень: пространство поведения на рынке труда

1. Освоение навыков успешной самопрезентации.

Тренинг: «Успешная самопрезентация»

2. Формирования позитивного имиджа в сфере общения.
3 Развитие уверенности в себе.
4. Осмысление основных барьеров осуществления публичного и социального взаимодействия.

На первой ступени 3 этапа работа направлена на развитие навыков социального взаимодействия. Для этого может быть использован тест межличностных отношений Лири. В этом тесте предлагается список характеристик, студент должен отметить характеристику, которая соответствует его данным. Полученные баллы подсчитываются и переносятся на диаграмму. Благодаря этому тесту определяется, какой тип межличностных отношений проявляется у студента. Далее проводится тест оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского). Студентам предлагается ответить на вопросы, полученные баллы покажут уровень его коммуникабельности. Если уровень коммуникации низкий, то нужна корректировка, так как в дальнейшем могут возникнуть проблемы при трудоустройстве.

Изучение межличностных отношений помогает нам выяснить, какие студенты склонны к конфликтам. Для определения формы социального поведения студента в ситуации конфликта можно использовать методику К.Н. Томаса «Оценки способов реагирования в конфликтной ситуации». Данная методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации (сотрудничество, соперничество, избегание, компромисс, приспособление), выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе студенческой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности.

В ходе апробации первой ступени третьего этапа все студенты продемонстрировали оптимальные для социальных педагогов показатели: соответствие дружелюбному (восемь человек) и альтруистическому (2 человека) типам, нормальную (7 человек) и высокую (три человека) коммуникабельность, преобладание стратегий сотрудничества (9 человек) и компромисса (1 человек) при разрешении конфликтов.

На второй ступени работа направлена на формирование навыков поведения студента на рынке труда. Предлагается провести тренинг «Успешная самопрезентация». В тренинговую программу входят лекции о самопрезентации, упражнения для отработки навыков установления контакта (упражнение «Рукопожатие»). В ходе тренинга студенты могут также освоить эффективные средства общения (упражнение «Карусель»); развить творческое мышление, выявить жизненные стратегии (упражнение «Лозунг жизни»); развить способности к убеждению, влиянию, раскрытию потенциалов естественности (упражнение «Экспедиция»). Данный тренинг поможет студентам освоить необходимые навыки поведения на рынке труда.

Участие в работе на второй ступени третьего этапа показало удовлетворение всех членов группы результатами тренинга, интерес к выполняемым упражнениям и готовность использовать полученные навыки в дальнейшей работе.

Разработанная нами программа поможет повысить эффективность профессионального самоопределения студентов педагогического вуза. Изучение мотивов, способностей, профессиональных желаний поможет студенту в профессиональной адаптации и осознании правильности выбора профессии. Кроме того, предлагаемая программа поможет студенту выстроить свою профессиональную карьеру, уточнить профессиональные цели. Данная программа поможет будущим специалистам сопоставить свои цели с собственными способностями, развить профессиональную рефлексию, а в случае неправильно выбранной специальности поможет студенту изменить профессиональный путь в соответствии со своими способностями и наклонностями.

На пятом курсе студент задумывается о конкретных местах будущего трудоустройства. В настоящее время число вакантных мест на рынке труда ограничено, высока конкуренция среди представителей профессий социальной сферы. Поэтому каждому студенту необходимо развить навыки коммуникации, самопрезентации, выработать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В данную программу включены такие методики, которые помогут студенту освоить навыки социального взаимодействия и поведения на рынке труда.

Таким образом, подводя итог нашему исследованию, можно отметить следующее:

1) психолого-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении студентов на этапе обучения в вузе может осуществляться в индивидуальной и групповой форме.

2) разработанная программа может быть использована для повышения эффективности профессионального самоопределения студентов.


Библиографический список
  1. Скуднова Т.Д. Социально-философские основания трансформации педагогического образования. М., 2009.
  2. Кобышева Л.И. Пути и средства личностной подготовки школьников к вузовскому социуму // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2012. Т. 15. № 3. С. 71-76.
  3. Кобышева Л.И., Кротова А.П. Самоопределение как условие становления профессионализма будущих педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 2. С. 95-103.
  4. Ефремова О.И. и др. Становление готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования: Монография // отв. ред. О.И. Ефремова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Таганрогский гос. пед. ин-т им. А.П. Чехова». Таганрог, 2011.
  5. Ефремова О.И. Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция // Научно-методический журнал «Концепт». 2012 № 55. С. 26-30.
  6. Ефремова О.И. Об одном из подходов к изучению информационной компетентности учителя // Наука и школа. 2009. № 3. С. 12-15.
  7. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза //Интернет-журнал «Науковедение».  2013. №3 (16). – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik48ПВН313.pdf


Все статьи автора «Кобышева Лариса Илларионовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: