УДК 37.022

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ НА БАЗЕ СМОЛЕНСКИХ ВУЗОВ

Быков Александр Александрович
Филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет МЭИ»
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается современное состояние подготовки специалистов прикладной математики и информатики и тенденции ее корректировки.

Ключевые слова: востребованность, информационные технологии, коммуникационные технологии, компетенции, образовательные стандарты


FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY APPROACH TO TRAINING SPECIALISTS IN APPLIED INFORMATICS AND COMPUTING ON THE BASIS OF SMOLENSK UNIVERSITIES

Bykov Alexander Alexandrovich
Branch of National research University MEI
Ph.D., Associate Professor

Abstract
The article discusses the current state of training of specialists of applied mathematics and Informatics and trends of its adjustment.

Библиографическая ссылка на статью:
Быков А.А. Особенности реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов прикладной информатики и вычислительной техники на базе смоленских вузов // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2753 (дата обращения: 12.07.2023).

Одна из главных проблем современного процесса образования заключается в необходимости подготовить будущего специалиста наиболее адаптивным, мобильным, умеющим в сжатые сроки приспособится к потребностям работодателей. Поменять существующую ситуацию в лучшую сторону должен компетентностный подход, который как база профессионального образования нормативно фиксируется в основных законодательных документах. Так, в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «высшее профессиональное образование – вид образования, устремленный на получение учащимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности» [1].

Целью любого учебного заведения является подготовка востребованных на рынке труда специалистов. [2, 3] Анализируя предложения работодателей, можно отметить повышенный уровень внимания к специалистам прикладной математики и информатики. Сфера информационных технологий (ИТ) относится к интенсивно развивающимся, спектр профессий представлен разработчиками сайтов, проектировщиками программного обеспечения, специалистами по информационной безопасности в различных предметных областях. Разнообразие профессий предполагает и разнообразие направлений, по которым ведется подготовка ИТ-специалистов. Одним из важных конкурентных преимуществ специальности «Прикладная математика и информатика» является ее направленность на формирование у студентов умений применения информационно-коммуникационных технологий и разработки проектов автоматизации решения прикладных задач. [4]

Опыт трудоустройства специалистов, подготовленных в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования II поколения по специальности «Прикладная математика и информатика», показал существующий спрос на специалистов данного направления на рынке труда. Дефицит кадров чествуется, как только возникают нововведения в ИТ-сфере. Однако следует отметить необходимость в развитии и модификации данной области подготовки кадров. Прежде всего, эта необходимость связана с комплексной автоматизацией предприятий, появлением новых видов информационно-коммуникационных технологий для различных прикладных областей, а также с необходимостью перехода на новую концепцию подготовки кадров, основанную на компетентностном подходе и реализующим принципы эффективной адаптации выпускников к современным условиям труда. [5]

Государственные образовательные стандарты и учебные планы II поколения не ориентированы на требуемые профили подготовки специалистов прикладной информатики, что затрудняет в последующем трудоустройство, в итоге адаптацию выпускников к реальным условиям деятельности предприятий.

Строение системы компетенций в Федеральных государственных образовательных стандартах состоит из двух направлений: общие и профессиональные компетенции. Общие компетенции помогают выполнять анализ и синтез объекта исследования, принимать решения, приспосабливаться, успешно выполнять задания как индивидуально, так и совместно. Формирование этих компетенций взаимосвязано с воспитанием гражданина, становлением личности и развитием общественной ответственности у учащихся. Профессиональные компетенции – это знания, практические навыки, методы и технические приемы, важные для успешности деятельности в конкретных профессиональных областях, демонстрируют способности рационально действовать в определенных ситуациях, самостоятельно решать возникающие проблемы, а также критически оценивать результаты своей деятельности.

Одна из функций компетентностного подхода в образовательном процессе связана с ликвидацией отстраненности разных предметов друг от друга и ориентацией на целостном применении приобретаемых умений и навыков в профессиональной деятельности. Понятия профессиональный модуль, междисциплинарный курс, уровень освоения, формулировка компетенции, уровень деятельности – рассматриваются как базовые термины ФГОС III поколения. Компетентностная модель образовательного процесса увеличивает системность в его организации, т.к. заостряет внимание на интегративных характеристиках подготовки выпускника как целостной личности. Важно фиксировать не только отдельные проявления потенциала личности, но и все его компоненты, включая возможные в будущем. При этом компетенции рассматриваются как своеобразный каркас для всего многообразия результатов обучения. В этом контексте компетентностный подход выступает как метод моделирования результатов образования и представления их как нормы качества образования.

Значимым аспектом концепции компетенций является разрушение профессиональных замкнутостей, что не исключает требования высокого профессионализма в конкретных профессиональных областях, который предполагает наличие широкого набора умений, способность переносить их из одной сферы занятости в другие, а также работать в группе; проявлять инициативность и другие профессионально и социально важные характеристики личности.

Разработка ФГОС III поколения призвана устранить противоречие в требованиях к подготовке специалистов прикладной информатики со стороны работодателей и их реализации в учебных планах. Необходимо обратить внимание на практический вопрос о соответствии видения конечного результата обучения коллективом преподавателей и руководителей образовательного процесса требованиям, с одной стороны, предъявляемым работодателями требованиями к выпускникам специальности прикладная информатика, с другой. Заинтересованные в перспективных выпускниках, в обеспечении надежного кадрового резерва, во взаимовыгодном партнерстве с учебными заведениями, работодатели инициируют заключение договоров социального партнерства, предоставляют места для прохождения практик, обеспечивают руководство дипломным проектированием, организуют ярмарки вакансий, создают совместные пилотные центры.

Учебные заведения также прилагают усилия по повышению востребованности специалистов, привлекая в процесс преподавания практических работников ведущих предприятий отрасли, актуализируют учебно-методическое обеспечение для проведения аудиторных занятий студентов, обновляют материально-техническую базу обучения. ФГОС III поколения требуют усиления взаимодействия работодателей и учебных заведений, согласования учебных планов с ведущими предприятиями отрасли, включения представителей работодателей в государственную аттестационную комиссию по профилю специальности.

Кроме того, учебному заведению предоставляется право предусматривать и дополнительные компетенции с учетом направленности своей основной образовательной программы и, что особенно важно, мнения работодателей.

Для выработки новых образовательных стандартов огромное значение имеет их ориентация на профессиональные стандарты (например, «специалист по информационным системам»), определяющие компетентностные и квалификационные требования к выполняемым работам специалистами. Разработанные Ассоциацией производителей компьютерных и информационных технологий профессиональные стандарты, грамотно определяют по уровням квалификации должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к образованию, стажу работы и сертификации. По областям, объектам и задачам профессиональной деятельности можно проводить сопряжение профессиональных и образовательных стандартов и осуществлять детальную разработку примерных образовательных программ. В этой связи неоценима роль практикующих преподавателей с определенным опытом работы по профилю специальности. [6]

Компетентностный подход ориентирует образовательный процесс на сближение реального образа и успеха молодого специалиста в профессиональной деятельности. Показателем качества результата является востребованность и мобильность выпускников на рынке труда. Мониторинг соответствующих результатов образования возможен посредством формирования моделей конкретных компетенций конкретных молодых специалистов и их сопоставления с требуемым рынком. В связи с этим актуальной становится задача создания методик оценки уровня компетенции и образа компетентности специалиста. [7] И тем самым – переход на компетентностный подход, который усиливает акцент на развитие творческих способностей обучаемых.

Для успешной реализации компетентностного подхода на базе Смоленского государственного университета открыты и успешно функционируют отделение сетевой академии Cisco, образовательный центр Autodesk, образовательный центр Apple, лаборатория мобильного программирования, лаборатория Эдисофт, Смоленский центр инновационного творчества молодежи компании “Завант”. В филиале НИУ МЭИ в городе Смоленске также функционируют образовательные центры «Информэлектро» и «Экономика плюс», которые обеспечивают реализацию компетентностного подхода при подготовке специалистов по прикладной информатики и вычислительной техники для нужд теплоэнергетики и автоматизации производственных процессов. Благодаря их деятельности будущие специалисты получают современные знания, обеспечивающие их востребованность на рынке труда, а также специализацию профессионального образования. [8]Кроме того, после окончания курсов многие выпускники получают работу в данных организациях. Именно такое сотрудничество в условиях плохого финансирования и технического обеспечения вузов позволяет готовить университетам квалифицированных специалистов.


Библиографический список
  1. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Киселева О.М. ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ» В ВУЗЕ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» / О.М. Киселева // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 (34). С. 43-45.
  3. Киселева О.М. ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА» В ВУЗЕ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» /Киселева О.М.// Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 17.
  4. Быков А.А. Особенности формирования информационной компетентности студентов строительных специальностей на базе подготовки в классическом университете / А.А. Быков, Н.М. Тимофеева // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-2. С. 341-344.
  5. Киселева О.М. Особенности формирования технической культуры у учителей различных педагогических специальностей/О.М. Киселева, Н.М. Тимофеева, А.А. Быков//Научно-методический электронный журнал Концепт. -2013. -№ 8 (24). -С. 11-15. -ART 13157. -URL:http://e-koncept.ru/2013/13157.htm.
  6. Тимофеева Н.М. О применении программных средств в процессе обучения /Н.М. Тимофеева, О.М. Киселева //Системы компьютерной математики и их приложения. -Смоленск: Изд-во СГПУ, 2005. -С. 233-235.
  7. Киселева О.М. Реализация принципа индивидуализации образовательного процесса с использованием программы «Траектория обучения» / О.М. Киселева // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 41.
  8. Быков А.А. Анализ подготовки абитуриентов к изучению курса физики в техническом вузе/А.А. Быков, Д.Ю. Коноплев, О.М. Киселева//Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13. С. 2944-2948.


Все статьи автора «AM»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: