УДК 37.04

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 1 ГИА (ОГЭ) ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В 2014 ГОДУ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Козлов Сергей Валерьевич
Смоленский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры информатики

Аннотация
В статье дан анализ результатов выполнения школьниками тестовых заданий первой части экзамена по информатике и ИКТ в 9 классе средней школы. Разобраны ключевые моменты при выполнении заданий базового уровня сложности экзамена по информатике и ИКТ. На основе анализа данных ГИА (ОГЭ) по Смоленской области в 2014 году даны рекомендации организации предпрофильного обучения информатике. Выявлены пробелы базовой подготовки учащихся в контексте организации профильного обучения.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, информатика, информационно-коммуникационные технологии, общий государственный экзамен, предпрофильное обучение, профильное обучение, тестирование, тестовые задания


ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE TEST TASKS PART 1 GIA (OGE) ON INFORMATICS AND ICT IN 2014 IN A CONTEXT OF THE ORGANIZATION OF PROFILE TRAINING

Kozlov Sergey Valeryevich
Smolensk State University
Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor assistant professor of Computer Science

Abstract
The article presents the analysis implementation by school students of test tasks of the first part of examination in informatics and ICT in the 9th class of high school. The article dismantled key moments in the performance of tasks of the basic level on exam in informatics and ICT. The author on the basis of data analysis GIA (OGE) on the Smolensk region in 2014 made recommendations organization of preprofile learning informatics. The author identified gaps of basic training of pupils in the context of the organization of profile training.

Keywords: informatics, information and communication technologies, preprofile training, profile training, state final attestation, test tasks, testing, the overall state exam


Библиографическая ссылка на статью:
Козлов С.В. Анализ выполнения тестовых заданий части 1 ГИА (ОГЭ) по информатике и ИКТ в 2014 году в контексте организации профильного обучения // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2756 (дата обращения: 14.07.2023).

Обучение информатике и ИКТ на базовом уровне начинается в 8 классе средней школы. В тоже время ввиду особой важности владения информационными технологиями, уже начиная с классов младшей школы, в обучение вводятся пропедевтические курсы информатики. К концу 9 класса предполагается понимание учащимися основных понятий науки и умение применять на практике навыки работы в компьютерных средах офисных приложений. Изучение курса информатики в таком объеме является фундаментальной основой для продолжения изучения предмета на профильном уровне в старших классах школы [1].

Школьники, заинтересованные в углубленном изучении учебной дисциплины, нередко посещают кружки и элективные курсы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, участвуют в предметных выставках и конкурсах [2]. Как правило, именно данная часть учащихся средней школы выбирает государственную итоговую аттестацию в 9 классе как общий экзамен в тестовой форме. Это позволяет еще раз адекватно оценить ученикам свои знания и умения в области информатики и принять обоснованное решение о необходимости дальнейшего изучения предмета на профильном уровне.

В контексте принятия решений об изучении предметной области информатики на углубленном уровне в профильной школе проанализируем результаты выполнения учащимися тестовых заданий первой части ГИА по информатике и ИКТ. Анализ проведем на основе данных 2014 года экзамена по информатике и ИКТ Смоленской области. Акцент в рассмотрении сделаем на выявлении причинно-следственных связей результатов экзамена и подготовки учащихся.

Перед разбором тестовых заданий первой части дадим краткую общую характеристику структуры экзамена по информатике и ИКТ.

На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа 30 минут. Экзаменационная работа состоит из 3 частей, включающих в себя 20 заданий. В заданиях первой части экзаменационной работы учащимся предлагаются тестовые задания закрытой формы с выбором правильного ответа из 4 предложенных вариантов. Часть 1 содержит 6 таких заданий. В заданиях второй части – тестовые задания открытой формы с кратким ответом. Часть 2 содержит 12 подобных заданий. При решении заданий данных частей пользоваться компьютером не разрешается. На выполнение заданий первой и второй части испытуемому рекомендовано отводить половину экзаменационного времени – 75 минут.

В третьей части экзаменационной работы учащимся предлагается выполнить практические задания на компьютере. Тестовые задания данной части предполагают формулировку развернутого ответа. Часть 3 включает 2 задания в такой форме. На данные задания рекомендовано использовать вторую половину времени, отводимого на выполнение экзаменационной работы.

Специфика выполнения заданий третьей части состоит в том, что результатом выполнения являются отдельные файлы на каждое из заданий. При этом при выполнении последнего задания работы учащемуся предлагается на выбор выполнить один из двух предложенных вариантов задачи. Это объясняется спецификой изучения вопросов программирования в средней школе. Требуется написать либо программу для исполнителя Робот либо программу на одном из языков программирования, изучаемых в школе. В число последних входят, как правило, языки Паскаль, Бейсик и Си.

При выполнении всех заданий учащимся разрешается пользоваться черновиком. Однако записи черновика не учитываются при проверке и оценивании заданий экзаменационной работы. Баллы за выполненные задания всех частей суммируются.

В 2014 году для проведения итоговой аттестации выпускникам 9-х классов было предложено четыре варианта экзаменационной работы, задания которых равнозначны по тематике и по уровню сложности. Для оценивания традиционно применялись две шкалы оценивания результатов. За каждое тестовое задание первой и второй части учащийся мог получить один балл. За правильно выполненное задание третьей части – два балла. Полученные баллы переводились в пятибалльную систему отметок.

В 2014 году экзамен по информатике и ИКТ в 9-х классах в новой форме за курс основной общей школы в Смоленской области сдавали 29 учащихся.

В первом задании учащимся необходимо было решить текстовую задачу на информационный объем. При этом в одних вариантах требовалось собственно найти информационный объем текста по известному количеству символов в тексте в заданной кодировке. В других наоборот – определить количество символов в тексте, например, объем страниц, если задана кодировка и известен информационный объем текста. С данной задачей справились 25 школьников из 29, что составляет 86,2% правильных ответов (рис. 1). Высокий процент позволяет сделать вывод о детальном изучении вопросов по теме «Измерение количества информации» на уроках информатики в школе.

Рисунок 1 – Результаты выполнения тестового задания №1

Во втором задании учащимся необходимо было продемонстрировать умение определять истинность высказывания. Высказывание традиционно содержало одну из двух бинарных логических операций И либо ИЛИ с унарной операцией НЕ либо без него. В вариантах предлагались числовые высказывания либо высказывания о буквах в именах. С данным тестовым заданием также справились 25 из 29 учеников, что составляет 86,2% правильных ответов (рис. 2). Данное тестовое задание является стандартным при изучении темы «Логика» на уроках информатики и не вызывает, как правило, особых затруднений, что и подтверждает высокий процент правильных ответов.

Рисунок 2 – Результаты выполнения тестового задания №2

Третье тестовое задание проверяет умение учащихся интерпретировать табличные данные. По данным таблицы расстояний между населенными пунктами требуется определить длину кратчайшего пути либо сопоставить табличные данные представленной на рисунке схеме. С данным тестовым заданием справились 24 из 29 учеников, что составляет 82,8% правильных ответов (рис. 3). Данное тестовое задание имеет прямую практическую направленность. Такая задача нередка в реальной действительности. В связи с этим традиционно данное задание успешно выполняется учащимися.

Рисунок 3 – Результаты выполнения тестового задания №3

Ошибки в трех первых заданиях возникают либо из-за невнимательности при прочтении условия тестового задания и как следствие неверной интерпретации данных задачи. Либо школьники допускают ошибки при выполнении арифметических вычислений.

В четвертом задании учащимся требуется установить полное имя каталога или файла при переходах с одного уровня на другой в файловой системе. Это задание проверяет навыки идентификации местонахождения в файловой системе компьютера. Несмотря на то, что практически все ученики умеют хорошо перемещаться по навигационной системе компьютера, только чуть более половины из них (55,2%) успешно справились с данным заданием (рис. 4). Это объясняется тем, что вопросы определения полного имени каталога или файла ввиду их кажущейся простоты при массовом наличии домашних компьютеров остаются при изучении темы «Файловая система» на втором плане. При изучении данной темы превалирует прикладная направленность изучения предмета информатики, которая выражается в умении создавать каталоги и файлы.

Рисунок 4 – Результаты выполнения тестового задания №4

Пятое тестовое задание направлено на проверку умения сопоставлять данные электронной таблицы с их наглядным отображением в виде диаграмм. В задании требуется либо определить вид формулы в одной из ячеек таблицы либо установить вид диаграммы, соответствующий табличным данным. Ввиду достаточной полноты выполнения разнообразных заданий подобного типа и практическим навыкам работы с электронными таблицами большинство учащихся выбирают правильный ответ верно. Так с данным тестовым заданием справились 24 из 29 учеников, что составляет 82,8% правильных ответов (рис. 5).

Рисунок 5 – Результаты выполнения тестового задания №5

В шестом задании учащимся было предложено продемонстрировать умение выполнять алгоритмические действия. В задании для исполнителя Чертежник или Черепашка был приведен некоторый алгоритм. Для исполнителя Чертежник следовало указать команду, чтобы после ее выполнения он возвращался бы в исходную точку. Для исполнителя Черепашка необходимо было указать вид фигуры, которая появлялась на экране. Данные виды тестовых заданий, проверяющих алгоритмическое мышление школьников, являются одними из самых сложных заданий [3]. Традиционно с ними справляются далеко не все учащиеся. Это объясняется, в том числе и тем, что ученики лучше владеют навыками информационных технологий, нежели алгоритмической деятельности в компьютерных средах. Так в этот раз верно ответили на вопрос тестового задания 18 из 29 учеников, что составляет 62,1% правильных ответов (рис. 6).

Рисунок 6 – Результаты выполнения тестового задания №6

Можно констатировать, что задания первой части ГИА по информатике и ИКТ учащиеся выполняют достаточно уверенно. Задания 1, 2, 3 и 5 верно выполняют более 80% школьников. Задания 4 и 6 вызывают затруднения у менее половины учащихся (рис. 7). В связи с этим можно рекомендовать учителям информатики качественно усилить подготовку учеников по теме «Электронные таблицы» дидактической линии «Информационные технологии» и теме «Алгоритмы для исполнителей на клеточной карте» дидактической линии «Алгоритмизация».

Рисунок 7 – Результаты выполнения тестовых заданий части 1

Например, высвободить время для более детального изучения этих и других тем курса, эффективно выстроить индивидуальные траектории обучения [4, 5] можно в рамках инновационных адаптивных информационно-образовательных систем [6, 7] с привлечением автоматизированных программных сред [8, 9]. Данные системы строятся на базе математических алгоритмов [10, 11], что позволяет реализовать принцип адаптивности, что особенно важно в контексте предпрофильного и профильного обучения [12]. Простейшие системы такого вида для изучения отдельных вопросов школьного курса информатики может разработать сам учитель информатики. Также проектирование и разработка подобного рода автоматизированных систем входит в вопросы изучения учебных практик студентов математического профиля направления подготовки «Педагогическое образование» [13]. Таким образом, современный учитель информатики для достижения целей предпрофильного и профильного обучения должен либо сам разрабатывать и внедрять либо использовать готовые адаптивные программные комплексы [14, 15]. Заметим, что в таких программных комплексах успешно реализуются возможности систем индивидуального тестирования [16, 17]. Это позволяет отвечать оптимальным образом на индивидуальные запросы каждого ученика при реализации общей программы курса [18, 19]. Учащиеся адаптируются к оценке собственных достижений с помощью тестирования. Последнее, в свою очередь, также оказывает положительное влияние на восприятие школьниками оценки знаний с помощью тестовых заданий в рамках ГИА (ОГЭ) и умение в целом выполнять тесты.

Итак, задания первой части ГИА по информатике и ИКТ практически не вызывают особых затруднений в предметной области. Большая часть ошибок, которые школьники допускают при выполнении данных заданий, носят общий характер для всех экзаменов. Они вызваны невнимательным прочтением условия тестового задания или его интерпретации. Другая часть ошибок специфична для физико-математических дисциплин. Эти ошибки относятся к неверным математическим вычислениям. Таким образом, можно сделать вывод скорее о привходящих факторах, нежели о безусловном незнании предмета задания теста.

Изучение тем «Представление информации», «Основы логики», «Моделирование и формализация», «Компьютер», «Информационные технологии», «Алгоритмизация и программирование» составляют фундаментальную основу содержания курса информатики профильной школы. Продолжение обучения информатике должно строиться на прочной базе предметных знаний и умений. Школьники должны осознанно делать свой профессиональный выбор. В связи с этим знание ключевых понятий предметной области и владение базовыми навыками решения теоретических и прикладных задач является необходимым условием для продолжения дальнейшего совершенствования познаний по информатике.


Библиографический список
  1. Козлов С. В. Особенности обучения школьников информатике в профильной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 1. – С. 31-35. ART 14006. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14006.htm.
  2. Козлов С. В. Анализ результатов участия учащихся в дне науки по информатике в контексте организации профильного обучения // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 4 (32). – С. 16.
  3. Козлов С. В. Анализ результатов экспериментальной деятельности по изучению основ объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-3 (38). С. 16.
  4. Козлов С. В. Основы применения педагогической технологии индивидуального тестирования для формирования оптимальной траектории обучения //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 4 (36). – С. 76.
  5. Козлов С. В. Построение индивидуальной траектории обучения с использованием системы индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» в условиях информатизации системы образования // Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: Сборник трудов четвертой межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: СПЭК, 2011. – С.111-114.
  6. Козлов С. В. Организация обучения информатике в профильной школе с использованием инновационных образовательных систем // Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: Сборник трудов седьмой ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: СПЭК, 2014. – С.71-73.
  7. Козлов С. В. Актуальные вопросы развития инновационных информационных технологий и систем в образовании // Проблемы и перспективы инновационного развития территорий: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. – Ч.1. – Коломна: МГОСГИ, 2013. – С.173-176.
  8. Емельченков Е. П., Бояринов Д. А., Козлов С. В. Информационные системы автоматизированной поддержки инновационной деятельности: модели, проектирование и реализация. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. – 164 с.
  9. Козлов С. В. Возможности и особенности построения автоматизированных дидактических систем // Математическая морфология: электронный математический и медико-биологический журнал. – Т. 10. – Вып. 3. – Смоленск: СГМА, 2011.
  10. Козлов С. В. Программный комплекс «Advanced Tester»: проектирование индивидуальных тестов в автоматизированной информационной системе // Современная педагогика. – 2014. – № 9 (32) [Электронный ресурс]. – URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2696 (дата обращения: 04.10.2014).
  11. Козлов С.В. Математические аспекты выбора оптимального набора тестовых заданий индивидуального теста // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 9 (36) [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/09/3603 (дата обращения: 07.10.2014).
  12. Козлов С. В. Актуальные вопросы использования адаптивных информационно-образовательных систем в профильной школе // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября2013 г.: в 34 частях. – Ч. 21. – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2013. – С. 48-51.
  13. Козлов С. В. Структура, содержание и специфика вычислительной практики студентов математического профиля направления подготовки «Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7387 (дата обращения: 31.07.2014).
  14. Козлов С. В. Система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» // Системы компьютерной математики и их приложения. – Смоленск: СмолГУ, 2007. С. 223-225.
  15. Козлов С. В. Функциональные назначения и возможности информационно-образовательного ресурса «Advanced Tester» // Горизонты науки. – 2011. – №2 (6). – С. 9-12.
  16. Козлов С. В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.02: защищена 24.05.06: утв. 20.11.06 / Козлов Сергей Валерьевич. – Смоленск, 2006. – 204 с.
  17. Козлов С. В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: автореферат дис. … канд. пед. наук. – Смоленск, 2006. – 18 с.
  18. Козлов С. В. Опыт внедрения системы индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» в школьный курс информатики // Методология и методика информатизации образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Смоленск: СмолГУ, 2007. С.105-107.
  19. Козлов С. В. Особенности применения системы индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» в школьном курсе информатики // Системы компьютерной математики и их приложения. – Смоленск: СмолГУ, 2008. С. 247-251.


Все статьи автора «Козлов Сергей Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: